Управление человеческими ресурсами проекта
Управление человеческими ресурсами проекта отличается от корпоративного управления персоналом (см. главу 21) в первую очередь тем, что человеческие ресурсы проекта включают в себя команду проекта — специфическую организационную структуру, возглавляемую руководителем проекта и создаваемую на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.
Команда проекта функционирует под руководством руководителя проекта (в принятой на Западе терминологии — проект-менеджера, или менеджера проекта). Это юридическое лицо, которому заказчик (инвестор или другой участник проекта) делегируют полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта (проект-менеджера, менеджера проекта) определяется контрактом с заказчиком.
Проект-менеджеру, по роду своей деятельности контактирующему с большим количеством людей в ходе осуществления проекта, необходимо анализировать как свои действия, так и действия других людей и давать им объективную оценку; уметь разбираться в людях и, исходя из этого, строить свои отношения с ними. Сегодня все большее значение приобретает способность менеджера работать в команде, где тесно объединены две составляющие: материальная и духовная.
102
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
Материальную составляющую представляют люди, объединенные в команду, духовную — идеология и психология.
Идеология команды формируется из совокупности идей и взглядов, отражающих конечные цели выполнения трудовой функции (например, стремление к обогащению, служение обществу или определенной идее и т. п.).
Психология команды выражается в совокупности социально-психологических особенностей, проявляющихся в ходе ее создания и развития, на основе взаимодействия членов команды, форм и способов взаимного удовлетворения потребностей. В процессе работы участники должны спланировать общую деятельность, организовать обмен информацией, наладить взаимопонимание, выработать формы совместных действий. Это подразумевает формирование морально-психологического климата, совместного опыта, общественного мнения, а также решение вопросов лидерства, понимания природы внутригрупповых конфликтов и т. п. Большое значение при этом имеют личные качества индивидуума, проявляющиеся в индивидуально-психологических качествах личности, которые совместно с социально-психологическими качествами определяют поведение человека в организации.
Создание проектной команды.Сложность и комплексность задач по управлению проектами вызывают потребность в высокой технической компетентности, владении большими объемами экономических, правовых, управленческих знаний, поэтому создание профессиональной проектной команды является необходимым условием эффективной работы над проектом. Прогрессивность и экономичность проектной команды выражаются в возможности решать сложные задачи, используя сравнительно небольшое число людей, обладающих высокой квалификацией при хорошем взаимопонимании между ними и проект-менеджером, за счет оптимального сочетания интересов производства и интересов коллектива.
При формировании команды следует учитывать ряд трудностей. Одна из них — это высокие требования к психологической готовности участников. Командная работа предполагает наличие общей и профессиональной культуры, хороших деловых взаимоотношений, желания работать как единое целое, готовности всесторонне обсуждать работу, анализировать совместные действия. Это требует наличия коллективного самосознания, открытости, зрелости. Правильный отбор членов команды, поиск удовлетворяющих всех способов совместной деятельности, создание такой обстановки в команде, чтобы каждый член, зная общую цель, мог увязать с ней свои личные установки — это задача для проект-менеджера и фактор успеха проекта.
Глава 19. Основы управления нефтегазострошпельными проектами 703
Команда представляет собой форму социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения, т. е. малую социальную группу. Она обладает такими существенными признаками, как:
• внутренняя организация, которая состоит из органов управления,
контроля и санкций;
• групповые ценности, на основе которых формируется чувство
общности в команде и создается общественное мнение;
• собственный принцип обособления, отличающий ее от других
команд;
• групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов ко
манды общими целями и задачами деятельности;
• стремление к устойчивости благодаря механизму отношений,
возникающих между людьми в ходе решения общих задач;
• закрепление определенных традиций.
Основными характеристиками команды являются: состав; структура; групповые процессы.
Состав — это совокупность характеристик членов команды, важных для анализа ее как единого целого. Например, численность, возрастной, половой состав и т. д.
Структура рассматривается с точки зрения функций, выполняемых отдельными членами команды, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений, власти и коммуникаций.
К групповым процессам относятся такие показатели динамики, как процесс развития, сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
Совокупность показателей, определяющих положение человека в команде, включает: систему групповых ожиданий; систему статусов и ролей членов группы.
По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее групповым нормам и правилам поощряется, несоответствующее наказывается.
Статусно-ролевые отношения отражают систему взаимосвязей, складывающихся в группе. Каждый человек занимает определенное положение в группе: по вертикали — руководство и подчинение, по горизонтали — сотрудничество. Это отражается на статусе каждого члена. Статус реализуется через систему ролей, т. е. функций, выполняемых человеком в соответствии с его положением в группе.
Организационная структура команды формируется с учетом целей, задач и других характеристик проекта. Обычно используются две
704
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
основные структуры проектной команды: матричная; проектная (см. главу 6).
Для успешной управленческой деятельности по реализации проекта менеджер должен обладать пониманием групповых процессов, способностью увидеть команду в ее динамике, определить, как именно она развивается, каковы важнейшие факторы, определяющие процесс изменения команды во времени.
Обычно в своем формировании и развитии команда проходит ряд стадий.
На первой стадииидет процесс знакомства. Формируются представления членов команды о команде в целом и друг о друге. На этом этапе менеджер должен сознательно укреплять коллектив, сплачивать его, поддерживать позитивный климат, уточнять цели, анализировать ход работ, объяснять, что им нужно эффективно работать вместе для достижения высокого конечного результата.
Вторая стадия— это период формирования групповых норм и ценностей, начало возникновения группового самосознания. В ходе совместной работы члены команды начинают вырабатывать общие правила поведения.
Третья стадияполучила название «стадии конфликтности». Здесь возможны столкновения между отдельными членами команды из-за переоценки ими своих возможностей (прежде всего лидерских), стремления решить все проблемы самостоятельно, не консультируясь с командой, несоответствия между высоким творческим потенциалом специалиста и необходимостью выполнения рутинной работы и т. п.
Четвертая стадия— это переход от конфликтной стадии к групповой сбалансированности. Общение между членами команды становится более открытым и конструктивным, устанавливаются дружеские и деловые отношения, определяются роли и статусы, формируются неформальные группы.
На пятой стадии— стадии нормального функционирования — команда превращается в сложившийся коллектив с ярко выраженным командным чувством, с общей целью, ориентированной на успешное завершение проекта. В этой стадии команда наиболее удобна для управления и проект-менеджер должен использовать это максимально.
Шестая стадия— реорганизация. Изменения в количественном и качественном составе команды в связи с изменившейся номенклатурой и объемами работ, замена непригодных сотрудников и привлечение новых, приглашение экспертов на временной основе и т. п.
Седьмая стадия— расформирование команды в связи с завершением проекта.
Глава 19. Основы управления нефтегазостроительными проектами 705
Эффективный проект-менеджер помогает членам команды пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал. Он должен уметь предсказывать наступление очередного этапа развития и вести команду вперед. При успешном завершении проекта возникшее чувство удовлетворенности работой формирует желание дальнейшей совместной деятельности.