II. Укажите название памятника архитектуры или изобразительного искусства, место его нахождения и, по возможности, время создания
Собо́р Свято́й Софи́и — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко.
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Википедия
Открытие: 1050 г.
Похоронены: Владимир Ярославич, Мстислав Ростиславич Храбрый
Софи́йский собор — памятник архитектуры XI-XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии. Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии.
Руины Успенского СОБОРА Ки́ево-Пече́рская ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери. Википедия
Открытие: 1051
Собор св. Николы на Ярославовом дворище (1113)
Николо-Дворищенский собор — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Википедия
Адрес: ул. Большая Московская, 5, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000
Открытие: 1136 г.
Собор Рождества Богородицы — главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде. Освящён епископом Иоанном в 1119 году. Одно из трёх древнейших зданий, сохранившихся в России со времён Древней Руси. Википедия
Донска́я ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Википедия
Автор: Феофан Грек
Местоположение: Государственная Третьяковская галерея
Создание: 1380 г.
Материалы: Темпера
Борисогле́бский собо́р (укр. Борисоглі́бський собо́р) — усыпальница князей рода Давидовичей, построенная в 1120—1123 года. Впоследствии главный храм кафедрального монастыря, ликвидированного указом русской императрицы Екатерины ІІ в 1786 году.
Собор. Не действует.
Престолы:Бориса и Глеба
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:1123.
Адрес:
Золотые ворота ВЛАДИМИРА — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Википедия
Открытие: 1164 г.
Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. Википедия
Похоронены: Андрей Юрьевич Боголюбский, Юрий Всеволодович
Це́рковь Покрова́ на Нерли́ — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Дми́триевский собо́р города Владимира — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского.Википедия
По Н. Н. Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годахТ. П. Тимофеевой, в 1191 году.
Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княженияВладимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.
По версии Г. К. Вагнера, уже в 1148 г. собор был разобран, после чего возведен заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Н. Н. Воронин и С. В. Заграевскийотрицали существование собора 1148 года[1].
В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века.
В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора. В 1528 старые стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Прежде трёхглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII веке расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII вв.
Икона «Ярославская Оранта» — иконаБогородицы, написанная, по различным оценкам, в XII—XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославскогоСпасо-Преображенского монастыря. Икона также известна под названиями «Знамение Божьей матери», «Великая Панагия», однако больше всего — под названием «Ярославская Оранта»[источник не указан 233 дня].
Не существует единого мнения относительно времени создания иконы[источник не указан 233 дня]. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века[1]. Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевскогоПечерского монастыря[2].
Точная история иконы не известна до 1919 года, когда икона была обнаружена реставраторами[источник не указан 233 дня]. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу
Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храмПреображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу отВеликого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль[1].
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).
Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. В 1903—1904 годах под руководством архитектора П. П. Покрышкина была проведена первая реставрация храма. После реставрации Н. К. Рерих, как будто предчувствуя недоброе, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни»[2].
Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.
Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).
Икона Мирожской Божьей Материс предстоящими св. князьямиДовмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.
Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую[1]. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)»[1].
Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших городсуздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе[2].
Знаменский собор
Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)»[1].
Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших городсуздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе[2].
Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская иФёдоровский ручей.
Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф[2]. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.
Церковь Иоа́нна Богосло́ва на Ви́тке (в некоторых источниках «в Радковицах») находится в Великом Новгороде, на правом берегу рекиВолхов непосредственно за кольцом Окольного города. В 160 м к северу от церкви Бориса и Глеба в Плотниках.
Построена в 1384 году. Представляет собой трёхнефную, одноапсидную, однокупольную прямоугольную в плане постройку с размером основания около 8x11 м. Центральные нефы перекрыты коробовыми сводами, внутри, у западной стены устроены хоры. Здание повторяет характерные черты новгородского зодчества второй половины XIV века.
В древности фасады храма имели трёхлопастные завершения, позже были заменены щипцами, по которым была положена восьмискатная кровля. В XVI веке с запада был пристроен каменный притвор с тёплым Успенским приделом, на фундаменте которого в XVII—XVIII вв. была сооружена пристройка с небольшой звонницей.
Известно, что в прошлом церковь относилась к женскому монастырю.
В 1929 году церковная колокольня была продана на слом. Добытый кирпич планировалось использовать для строительства городской электростанции[1].
Во время послевоенной реставрации 1952 года на южном фасаде был раскрыт и восстановлен заложенный в XIX веке древний перспективный портал. Над порталом выявлена композиция из трёх окон с двумя узкими нишами между ними.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год) — одноглавый четырёхстолпный новгородский храм[1] на Звериной (Бредова) улице вВеликом Новгороде, у южной части Зверина монастыря. Построена на средства ремесленников-кожевников[2], на месте пострадавшей от пожара в 1384 году деревянной церкви 1227 года[3]. Сложена из блоков известняка и кирпича и не оштукатурена. Фасады декорированы выполненным из кирпича орнаментом. В настоящее время в здании церкви расположен музей, а все иконы из церкви Петра и Павла хранятся в Новгородском Историческом музее в кремле[4].
Новгородский детинец – Стены новгородского кремля.
Новгородский дети́нец (также Новгородский кремль) — крепостьВеликого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов. Первое летописное упоминание о нём относится к 1044 году. Является памятником архитектуры федерального значения, охраняется государством. Новгородский детинец как часть исторического центра Великого Новгорода входит в список всемирного наследияЮНЕСКО.
Моско́вский Кремль — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденцияпрезидента Российской Федерации.
Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара (га). Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.
Колоко́льня «Ива́н Вели́кий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площадиМосковского Кремля. В основании колокольни располагается церковьпрп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII век
Успе́нский собо́р Моско́вского Кремля́ — православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля, входит вГосударственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным соборомРусского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы[1].
Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым[7].
В интерьере — росписи 1652—1666 гг. (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в. Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 годах по старым прорисям иконописцами Оружейной палаты.
Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля.
Собор был построен в 1489 годупсковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостассобора содержал иконы, написанные в 1405 годуАндреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.[1]
На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы:Аристотель (со свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Анаксагор,Птолемей и апостол Епафродит[2]. На северных вратах можно видеть изображения древнеримских пророчиц Сивилл. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета.
Це́рковь Ризоположе́ния (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площадиМосковского Кремля.
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Большо́й Кремлёвский дворе́ц[1][2][3] — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императораНиколая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв,Н. А. Шохин[4]).
Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себяТеремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденовРоссийской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приёмов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения,
Золотая Царицына палата — дворцовая постройка XVI века в Московском Кремле. Своё название получила после того как в конце XVI века стены Царицыной палаты расписали золотом.
Теремно́й дворе́ц — памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле.
Построен в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Фёдоровича каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым,Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым[1].
Это первые каменные покои в царском дворце. Дворец был построен на нижнем ярусе северной части великокняжеского дворца, сооружённого по проекту Алевиза Фрязина в 1499—1508 годах, а также надстроенные над ним во второй половине XVI века Мастерские палаты. На этих двух этажах были надстроены три новых: два жилых этажа (в нижнем — служебные помещения, а также покои царицы и царских детей, в верхнем — покои царя), а также третий — златоверхий Теремок, где в обширном зале заседала Боярская дума (окончен в 1637). Пятиэтажный дворец был необычайно крупным и монументальным для того времени. В южной стороне дворца на уровне алевизовского подклета устроили парадное Постельное крыльцо; под прямым углом к нему от Боярской площадки шла Золотая лестница, выходившая на Передний каменный двор или Верхоспасскую площадк
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочинияМосковской епархии.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селеКоломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым[1] каменным шатровым храмом в России.
Смоленская крепостная стена (иногда применяется название Смоленский кремль) — оборонное сооружение, выстроенное в 1595—1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Памятник архитектуры. Архитектор — Фёдор Конь. Протяженность стен — 6,5 км (сохранилось меньше половины стен и башен). Имела огромное оборонное значение в Российском государстве. Большая часть крепости была уничтожена в ночь с 4 на 5 ноября (по новому стилю — 17 ноября) 1812 года оставляющими Смоленск войсками императораНаполеона I.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресеньекрестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти»Патриарха.
Новоиерусалимский монастырь.Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены
Храм Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках,[1] в Москве — приходскойхрамМосковского Патриархата, освящённый в честь праздникаРождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры.
Расположен по адресу: ул. Малая Дмитровка, 4, стр. 2.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочинияМосковской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей, образец раннего московскогобарокко.
Троицкая церковь — памятник архитектуры, относящийся к стилю «нарышкинского барокко». Построена в 1698—1703 годах[1][2] в подмосковном селе Троице-Лыково (ныне вошедшему в состав Москвы) по заказу владевшего селом дяди Петра IМартемьяна Кирилловича Нарышкина. Расположена по адресу: Одинцовская улица, 24.
Троицкая церковь выстроена как «церковь иже под колоколы», то есть соединяет в одном здании церковь и колокольню, что характерно для нарышкинского стиля. Само здание церкви представляет собой тоже обычную для времени строительства композицию «восьмерик на четверике». На восьмерике поставлен ещё более узкий ярус, в котором располагаются колокола. Церковь стоит на подклете, со всех сторон украшенным балюстрадой. Внешнее и внутреннее убранство церкви исключительно богато. Снаружи наличники всех ярусов индивидуальны.
В некоторых москвоведческих изданиях автором проекта церкви назван Яков Бухвостов. Достоверных доказательств авторства Бухвостова не существует.