КЛК «Объекты профессиональной деятельности

в архитектурно-строительной сфере»

Лексические нормы речи

Цели:

- научить грамотно и целесообразно использовать лексические ресурсы русского языка;

- сформировать систему знаний об объектах архитектурно-строительной деятельности;

- расширить кругозор студентов и обогатить словарный запас, способствовать развитию логического мышления у обучающихся.

Вопросы для рассмотрения:

-Что относят к объектам профессиональной деятельности инженеров-строителей? - Что такое лексические нормы?

- Какие речевые нарушения лексических норм вы знаете?

Справочный материал:

Основными объектами профессиональной деятельности инженеров-строителей являются:

- промышленные, гражданские здания, гидротехнические и природоохранные сооружения;

- строительные материалы, изделия и конструкции;

- системы теплогазоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения промышленных, гражданских зданий и природоохранные объекты;

- объекты недвижимости, земельные участки, городские территории.

В зависимости от их назначения здания подразделяют на гражданские, промышленные и сельскохозяйственные.

К гражданским условно относят здания, предназначенные для обслуживания бытовых (квартирные дома и общежития) и общественных (ясли, сады, школы, университеты, магазины, кинотеатры и т.д.) потребностей человека. Группу промышленных зданий составляют сооружения, служащие для размещения производства (производственные мастерские, депо, гаражи, цеха, промышленные склады). Сельскохозяйственные здания призваны обеспечивать хранение сельскохозяйственной продукции (силосные башни, зерно- и овощехранилища и др.) и содержание скота (свинарники, птичники, телятники и т.п.).

Грамматическая справка:

Лексические нормы речи

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Смысловая точность речи связана с многозначностью слов, их валентностью.

Многозначность (полисемия) – свойство не только русского, но и других языков: большинство слов имеет несколько значений. Существуют основные и переносные значения слов (золото – благородный металл и золото как характеристика каких-либо выдающихся способностей человека).

Валентность слов. Термин «валентность» заимствован лингвистикой из химии. Языковая валентность характеризует возможности сочетаемости слов друг с другом. Многим словам свойственна высокая валентность (жилой дом, дом №54, родильный дом, строить дом, Дом студентов, Белый Дом, дом стоит, дом у дороги, отчий дом). Есть слова и с низкой валентностью (из искры возгорится пламя). Она постоянна в устойчивых оборотах (играть роль, находиться в нетрезвом состоянии).

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Дидактический материал:

Текст 1

Проектирование как вид человеческой деятельности не является новым, так как уже с XVIII века стали формироваться основные виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование и элементы проектирования. Первоначально понятие «проектирование» связывали непосредственно с деятельностью чертежников и необходимостью графического воспроизведения творческих идей. По мере развития производства понятие «проектирование» все более усложнялось. Теперь помимо выполнения чертежных работ, проектирование включало в себя организацию проектной деятельности, выполнение расчетов, подбор наиболее оптимальных материалов для будущих конструкций или инженерных систем. Самостоятельной сферой деятельности проектирование становится позже, когда происходит разделение обязанностей архитекторов и строителей – архитекторы отвечают за разработку внешнего облика конструкции, расчет основных технических параметров и выполнение чертежей, а строители занимаются только материализацией данных инженерных идей.

В настоящее время идеи проектирования распространились на различные виды деятельности: дизайнерское проектирование (синтез технического и художественного проектирования), педагогическое проектирование, социальное проектирование и т.п. Проектирование стало стилевой формой современного мышления, одним из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных ее аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

Центральным понятием и конечным результатом проектирования является проект, предметным содержанием которого является: 1) разработанный план создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п.; 2) предварительный текст какого-либо документа, представленный на обсуждение, утверждение; 3) замысел, план действий. ( http://coolreferat.com)

Задание 1.Ознакомьтесь с содержанием текста. Что означает понятие «проектирование»? Какие виды проектирования существуют? Что такое проект? Как разделяются обязанности архитектора и строителя в свете проектирования?

Задание 2. Определите тип и стиль текста.

Задание 3. Выпишите термины, а также, пользуясь словарем, определите их значения. Составьте словообразовательное гнездо каждого из них.

Задание 4. Найдите в тексте синонимы. Составьте с ними предложения.

Текст 2

Качество строительства – комплексная проблема, включающая в себя (…) требований строительных норм и правил, государственных стандартов всеми участниками строительного процесса: проектировщиками, заказчиками и подрядчиками, что является (…) долговечности и эксплуатационной надёжности (…) зданий и сооружений, их экологической чистоты, безопасности для людей и, в конечном счёте, экономичности при эксплуатации.

Несмотря на наметившийся в (…) годы рост объёмов и качества капитального строительства, (…) аварий и обрушений конструкций на строящихся и реконструируемых объектах не сокращается. Отдельные объекты уже в первые годы (…) требуют проведения крупномасштабных (…) работ, вызванных, прежде всего, (…) прочности, устойчивости или снижением (…) несущих конструкций.

Существует (…) система контроля качества в строительной отрасли, включающая в себя:

− входной контроль качества применяемых строительных материалов, конструкций и оборудования;

− операционный контроль качества строительно-монтажных работ и соблюдения основных технологических регламентов;

− приёмочный контроль законченных технологических этапов, отдельных видов работ и объектов в целом;

− технический надзор заказчика;

− авторский надзор проектной организации;

− государственный архитектурно-строительный надзор.

Задание 1.Перепишите, вставляя в предложения необходимые по смыслу слова:

Многоступенчатая, потерей, последние, залогом, надёжности, количество, соблюдение, эксплуатации, возведённых, ремонтно-восстановительных.

Задание 2.Выпишите толкование значений следующих слов:

проектировщик, заказчик, подрядчик, здания, сооружения, капитальное строительство, авария, реконструируемые объекты, несущая конструкция, строительный материал, строительно-монтажные работы.

Задание 3. Подберите синонимический ряд к данным словам:

качество, норма, работа, отрасль, этап, контроль, регламент.

При необходимости обратитесь к словарям.

Текст 3

Культура строительства – это не абстрактное понятие, а совокупность ресурсов строительной отрасли и механизмов их регулирования. У строителей пирамид была одна культура, у строителей небоскребов – другая. Культура может быть низкой или высокой, она может эволюционировать, к сожалению, и деградировать тоже.

Почему это понятие не абстрактно? Потому что, будучи участником строительной деятельности, и архитектор, и инженер, и подрядчик являются носителями этой культуры. Нельзя быть профессионалом высочайшего уровня и находиться за пределами профессиональной культуры...

(А. Серых «Система нормирования в мире –

от предписывающего к параметрическому методу»)

Задание 1. Прочитайте внимательно текст. Найдите в нем антонимы. Какова их роль в данном тексте?

Задание 2. Согласны ли Вы с мнением автора? Опровергая мнение автора либо соглашаясь с ним, завершите данный текст. Назовите тип и стиль текста.

Текст 4

Для вы…вления сущности инженерной проектировочной деятельности следует также детал…зировать интерпр…тацию понятия «проектирование»:

1) процесс с…здания прототипа, прообраза предпол…гаемого или возможного об…екта, состояния, сп…цифическая деятельность, результатом которой является научно-теор…тическое и практически об…снованное опр…деление вариантов прогн…зируемого и планового развития новых процессов и явлений;

2) прогн…зирование осуществления чего-либо, предпол…жение, предпосылка что-либо сделать, устраивать; процесс построения;

3) деятельность по созданию проектов. Проектирование характ…ризуется двумя моментами: ид…альным характером действия и его нацел…нностью на создание чего-либо в будущем;

4) одна из форм оп…режающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Проектирование является конкретной формой проявления прогн…стической фун…ции управления, когда с…здается возможный образ будущей материальной или идеальной реальности. Целью проектирования является такое пр…образование действительности, когда создаются объекты, явления или процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам;

5) процесс, который кладет начало изм…нениям в иску…ственной среде.

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

Задание 2.Какие из слов, по вашему мнению, входят в разряд архитектурно-строительных терминов, общенаучных слов? Выпишите их в два столбика. Пользуясь словарем, аргументируйте свой ответ.

Задание 3.Составьте предложения с выделенными словами.

Текст 5

Реконструкция зданий – это вид ремонтно-строительных работ, который требует наиболее обстоятельного подхода, самой высокой квалификации менеджеров, архитекторов, дизайнеров и рабочих, а также, как правило, довольно длительного времени. При реконструкции зданий заказчикам, проектировщикам и непосредственным исполнителям работ приходится сталкиваться с серьезными ограничениями как юридического, так и технического плана. Реконструкцию следует отличать от реставрации, когда внешний облик и внутренние интерьеры здания, имеющего историческую и художественную ценность, восстанавливаются во всех деталях. Для реконструкции, в отличие от реставрации, первоочередной целью является восстановление качества здания, а не его внешнего вида.

Однако при реконструкции зданий в историческом центре города к исполнителям работ могут быть выдвинуты требования по сохранению внешнего облика здания или общего архитектурного стиля квартала. Что касается технических сложностей, то они могут быть связаны с архитектурой здания, его ветхостью, а также с теми технологиями, которые применялись при его строительстве. Ведь чаще всего реконструкция требуется старым зданиям, при создании которых использовались технологии, которые теперь либо не применяются вовсе, либо имеют ограниченное применение. Наиболее распространенная причина реконструкции – это ветхость здания. В том случае, если несущие конструкции здания достаточно прочны, а обветшали только те элементы, которые можно заменить или отремонтировать (внешние и внутренние покрытия, облицовка, полы, потолки, окна, двери, кровля, коммуникации, электропроводка, сантехника) – то здание вполне подлежит восстановлению и сносить его нецелесообразно. При этом реконструкция, в отличие от простого капитального ремонта, подразумевает тотальную замену практически всей «начинки» здания, а иногда и частичную замену несущих конструкций или перепланировку. А второй случай, когда может потребоваться реконструкция здания – это изменение его функционального назначения, требующее значительных переделок во внутреннем устройстве и внешнем облике. Здесь уже именно перепланировка выходит на первый план, а остальные виды работ зависят от нее. Такая реконструкция может включать сооружение пристроек и надстроек, полное обновление фасадов, изменение конфигурации внутренних помещений и их интерьера, и даже радикальное изменение внешнего вида и архитектурного стиля здания. Существуют также и другие варианты реконструкции зданий. Например, внешний вид дома может быть сохранен в неприкосновенности (естественно, с учетом косметического ремонта фасадов), тогда как внутренние помещения подвергаются значительной переделке. Так или иначе, любой вариант реконструкции здания требует строго индивидуального подхода к объекту, тщательной оценки его текущего состояния и глубоко продуманного выбора методов работы, технологий и материалов. Неудачная реконструкция может привести к тому, что обновленное здание уже через несколько лет будет вновь нуждаться в ремонте, а некоторое время спустя его придется реконструировать заново. С другой стороны, правильно проведенная реконструкция – это залог того, что здание будет служить людям еще не одно десятилетие. Серьезная реконструкция здания – это весьма дорогой вид работ, и проводить ее часто невозможно по экономическим соображениям. А это значит, что проект реконструкции здания и качество работы должны гарантировать долговременный результат

Справочник строителя-отделочника / П.И. Швец,

В.А. Глинкин, Ю.А. Титов. Киев, 1987. – 154с.

Задание 1.Озаглавьте текст. Определите тип и стиль текста.

Задание 2. Объясните различие понятий «реконструкция» и «реставрация». Какие варианты реконструкций существуют? Какова роль реконструкции в культурной жизни общества?

Задание 3. Составьте по данному тексту глоссарий слов, обозначающих архитектурные или строительные понятия. Есть ли среди них слова иноязычного происхождения?

Задание 4. Какие из образно-выразительных средств применяются в тексте? Выпишите.

Задание 5. Известно, что в научных текстах могут быть термины, образованные от непрямых (переносных) значений слов. Познакомьтесь со значениями слов «активность», «акцент», «барабан», «белизна», «выдра», «глава», «луковица», «глазурь», «дисбаланс», «жалюзи», «карман», «нивелирование» в толковом словаре русского языка. Какая связь между основными и непрямыми значениями этих общеупотребительных слов и терминов?

Активность цемента - фактическая прочность на сжатие образцов из стандартного цементного раствора, изготовленных и испытанных в стандартных условиях, установленных нормативным документом.

Акцент - мгн. контрастный ориентир, элемент архитектурной среды, информационно значимый для посетителей (потребителей).

Барабан - венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проемы.

Белизна - цементное свойство белых портландцементов, характеризуемое коэффициентом отражения света поверхностью образца.

Выдра - борозда под выступом, образованным напуском кладки или выступающим бортом.

Глава (луковица) - наружная часть купольного перекрытия барабана, как правило, в форме шлема или луковицы.

Глазурь - керамический тонкий стекловидный или частично закристаллизованный слой, покрывающий поверхность керамической плитки и закрепленный путем обжига при высоких температурах.

Дисбаланс - разность расходов воздуха, подаваемого в помещение (здание) и удаляемого из него системами вентиляции с искусственным побуждением, кондиционирования воздуха и воздушного отопления.

Карман - мгн. ниша, пространство, примыкающие к границе зоны, помещения коммуникационного пути вне их пределов.

Нивелирование - определение превышений.

Задание 6. Подберите соответствующие определения к терминам.

Резюме Нечто сходное, подобное чему-либо.
Аргумент Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей доклада.
Алгоритм Краткое изложение содержания книги, статьи.
Аналог Совокупность действий, правил для решения данной задачи.
Герметичный Наиболее благоприятный.
Перманентный Непроницаемый.
Аннотация Краткий вывод выступления, доклада.
Оптимальный Безразличный, безучастный, равнодушный.
Идентичный Постоянный, непрерывно продолжающийся.
Индифферентный Тождественный, полностью совпадающий.
Гипотеза Странное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание.
Тезис Логический довод, служащий основанием доказательства.
Парадокс Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Апробация Видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-нибудь, при сохранении того, что является основой.
Вариация Направление развития, склонность, стремление.
Тенденция Одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Акцентировать Выдвигать на первый план, подчеркивать какую-либо мысль.

Задания для СРО:

1. Используя приведенные ниже определения, составьте тексты-описания.

Камень лицевой - камень стеновой, предназначенный для кладки и одновременной облицовки стен зданий и сооружений и имеющий одну или две лицевые грани.

Камень полнотелый - камень стеновой без пустот или с технологическими пустотами для захвата изделия.

Камень пустотелый - камень стеновой со сквозными или несквозными вертикальными пустотами, получаемыми в процессе формования для придания изделию необходимых эксплуатационных свойств.

Камень рядовой - камень стеновой, предназначенный для кладки стен зданий и сооружений, как правило, с последующей отделкой.

2. Выпишите из толкового словаря значения слов: «лицевой», «полнотелый», «пустотелый», «рядовой». Составьте с ними словосочетания. Определите валентность данных слов.

3.Определите вид связи между основными и непрямыми значениями данных общеупотребительных слов и терминов?

Тема 4

КЛК «Предметы профессиональной деятельности строителя»

Лексические нормы речи

Цели:

- сформировать систему знаний о предметах деятельности строителей;

- рассмотреть виды строительных предметов;

- активизировать все виды речевой деятельности.

Вопросы для рассмотрения:

- Что является предметом профессиональной деятельности строителя?

- Что такое здание? На какие разновидности делятся здания?

Справочный материал:

Предметами профессиональной деятельности являются разработка проектной, проектно-издательской и проектно-сметной документации, возведение зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и санитарно-технических систем, эксплуатация и ремонт строительных объектов промышленного, гражданского и жилищного назначения.

Здания - это наземные сооружения, предназначенные для проживания, труда, удовлетворения различных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, больницы, клубы и т.д.

Постройки технического назначения (мосты, плотины, трубы и т.д.), не связанные с пребыванием людей, называют сооружениями. Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части.

Проектно-сметная документация является одним из основных документов, с которым приходится работать строительной организации на всех стадиях жизненного цикла строительства.

Капремонт — ремонт здания и его инженерных систем для устранения физического износа, поддержания и улучшения эксплуатационных свойств без изменения функции здания и технико-экономических показателей.

Техническая эксплуатация — совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.

Что мы понимаем под понятием «сооружение»?

Грамматическая справка:

Лексические нормы речи

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм:

- нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Мы можем сказать высотные здания или высотные работы, но не можем говорить высотные предприятия или высотные идеи;

- смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал);

- неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую);

- плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм);

- тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ);

- речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели (портреты) русские писатели).

Дидактический материал:

Текст 1

Здание рейхста́га или Рейхстаг — «здание государственного собрания») — знаменитое историческое здание в Берлине, где в 1894—1933 годах заседал одноимённый государственный орган Германии — рейхстаг Германской империи и рейхстаг Веймарской республики, а с 1999 года размещается бундестаг. Здание построено по проекту франкфуртского архитектора Пауля Валлота в стиле итальянского высокого Возрождения. Первый камень в основание здания германского парламента заложил 9 июня 1884 года кайзер Вильгельм I. Строительство продолжалось десять лет и завершилось уже при кайзере Вильгельме II. 27 февраля 1933 года здание рейхстага сгорело в результате поджога.

Норману Фостеру удалось сохранить исторический вид здания рейхстага и одновременно создать помещение для современного парламента, открытого по отношению к внешнему миру. Здание разделено на уровни по принципу прозрачности и целесообразности. В подвале и на первом этаже размещены структуры парламентского секретариата, а также технические устройства и системы жизнеобеспечения. Выше находится пленарный уровень с большим залом заседаний, над которым располагается уровень для посетителей. Ещё выше находится уровень президиума, над ним находится фракционный уровень и, наконец, крыша-терраса и впечатляющий купол здания. Прозрачность здания обеспечивается современными строительными материалами: лёгкие стальные конструкции и большие застеклённые площади, декоративный бетон, матово-белый или бежевый природный камень придают массивному зданию серебристый оттенок. Для ориентации используется цветовая концепция датского художника Пера Арнольди: двери каждого уровня выкрашены в определённый цвет.

Проект изначально предполагал плоскую крышу — навес над зданием. Но в таком виде здание рейхстага лишилось бы своего символа величия и единения. В 1999 году свет увидел новый грандиозный купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 23,5 м, который реализовал британский архитектор лорд Норман Фостер. На крышу Рейхстага от западного портала поднимаются два больших лифта. Террасой возвышается прозрачный купол. Две круговые рампы спирального вида, протяженностью 230 м, выводят на смотровую площадку, оборудованную под вершиной купола. Оттуда, с высоты более 40 м, открывается взору круговая панорама Берлина. Эта воронка тянется из пленарного зала и, с увеличением высоты, расширяется до 16 м в диаметре. Завораживает необыкновенная игра света, вызванная отражениями 360 зеркал. Особое зеркальное покрытие способно не только отражать, но и пропускать свет. Зеркальные панели оснащены специальными фильтрами, управляемыми компьютерными программами. С их помощью, в зависимости от времени года и погодных условий, регулируется количество дневного света, пропускаемого в пленарный зал. Внутри воронки заключена вентиляционная шахта пленарного зала. Выходящий из неё воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить расходы энергии. Таким образом, купол и конус представляют собой не только восхитительный архитектурный элемент, но также являются частью экологичной автономной энергосистемы.

(http://profvibor.ru)

Задание 1. Озаглавьте текст. Определите главную мысль текста. Определите стиль и тип речи текста?

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Что представляет собой здание рейхстага? Кто заложил первый камень в основание здания? В каком стиле построено здание рейхстага? Кто из архитекторов принимал участие в строительстве здания? Опишите здание рейхстага. Что представлял собой изначально проект здания?

Задание 3. Обратитесь к толковому словарю и дайте объяснение следующих слов:

Бундестаг, рейхстаг, экологичное здание, энергосистема, вентиляционная шахта, концепция.

Задание 4.Составьте предложения со следующими словами и словосочетаниями:

Фильтр, купол, панели, зеркальное покрытие, расходы энергии, архитектурный элемент.

Задание 5. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова:

Здание разделено … по принципу прозрачности и целесообразности. В подвале и на первом этаже … структуры парламентского секретариата, а также технические устройства и системы жизнеобеспечения. Выше находится пленарный … с большим залом заседаний, над которым располагается уровень для посетителей. Ещё выше находится уровень …, над ним находится фракционный уровень и, наконец, крыша-терраса и впечатляющий … здания. Прозрачность здания … современными строительными материалами: лёгкие стальные конструкции и большие застеклённые площади, декоративный бетон, матово-белый или бежевый природный камень … массивному зданию серебристый оттенок. Для ориентации… цветовая концепция датского художника Пера Арнольди: двери каждого уровня выкрашены в определённый цвет.

Задание 6. К термину из левого столбика подберите определение из правого.

Проектно-сметная документация Постройки технического назначения  
Техническая эксплуатация совокупность мероприятий, направленных на приведение и поддержание объекта в работоспособном состоянии.
здание ремонт (с возможной сменой конструкций или их частей, инженерного оборудования) здания и его инженерных систем для устранения физического износа, поддержания и улучшения эксплуатационных свойств без изменения функции здания и технико-экономических показателей.
сооружение наземные сооружения, предназначенные для проживания, труда, удовлетворения различных нужд человека и общества (жилые дома, производственные корпуса, больницы, клубы и т.д.).
капремонт является одним из основных документов, с которым приходится работать строительной организации на всех стадиях жизненного цикла строительства.

Текст 2

Госуда́рственный музей Эрмита́ж в Санкт-Петербурге - крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Современный государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга.

Большой Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771-1787 годах архитектором Ю.М. Фельтеном, явился продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.

Выстроенный в линию с фасадами Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг. Зодчий сумел гармонично вписать новую постройку в ряд уже существующих, подчеркнув представительность Северного павильона и пластическую выразительность основного сооружения ансамбля – Зимнего дворца. Комнаты и залы размещены двумя продольными анфиладами – в сторону набережной и на сторону двора. В 1805-1807 годах под руководством Дж. Кваренги создаётся новая планировка Парадной анфилады Большого Эрмитажа, архитектурное убранство которой в 1851 году было переделано А.И. Штакеншнейдером. В интерьерах широко применена позолота, цветной камень, ценные породы дерева, живопись и лепной декор измельчённого рисунка. Обращают внимание двери с уникальной отделкой в технике буль.

(http://www.profi.ua)

Задание 1. Озаглавьте текст. Определите тип текста. К какому стилю принадлежит данный текст.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Что представляет собой Современный Государственный Эрмитаж? Кем и в каком году построен Большой Эрмитаж? Кто из архитекторов пристроил корпус к Большому Эрмитажу? Кто руководит созданием новой планировки Парадной анфилады Большого Эрмитажа? Кем переделано архитектурное убранство Парадной?

Задание 3. Определите значение следующих терминов:

Анфилада, фасад, павильон, ансамбль, интерьер.

Задание 4. Из данных слов составьте предложение:

Корпус, дворцовое строение, архитектурное убранство, архитектор.

Задание 5. Подберите слова, которые, по вашему мнению, обозначают строительные или же архитектурные понятия. Обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите два предложения, используя выбранные слова.

Задание 6. Подберите синонимы к следующим словам:

Интерьер, убранство, порода, лаконичный, обращают внимание

Текст 3

Байтерек» - центр Евразии

Возвышающийся над молодой столицей монумент «Астана-Байтерек», поистине стал архитектурным символом обновления, символом Астаны, символом Казахстана. Более того, если в символическом смысле Байтерек – центр мира, то в географическом, он – точный центр Евразии.

Монумент был построен по инициативе Нурсултана Назарбаева, как символ переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу в 1997 году. Архитекторы: Рустембеков А.И., Базарбаев С., Айтболаев Ж., Оспанов А., конструктор - М. Вайнштейн.

Главная достопримечательность Астаны представляет собой высокую металлическую конструкцию с огромным шаром на вершине. «Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река, на берегу которой возвышается Дерево жизни — Байтерек. Своими корнями оно удерживает землю, а короной подпирает небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном. Высота сооружения составляет 97 метров, а вместе с шаром, венчающим конструкцию — 105 метров. Диаметр позолоченного шара 22 метра. Высота сооружения не случайно составляет 97 метров - она знаменует перенос столицы из Алматы в Астану в 1997 году. Оригинальный «тополь» (по-казахски - «байтерек») из металла, стекла и бетона уникален по архитектурной мысли и грандиозен по исполнению - металлическая конструкция весом свыше 1000 тонн стоит на пятистах сваях. И именно в этом шедевре зодческого мастерства впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом в 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, «взял» рекордную высоту, преодолев 100-метровый барьер.

Весь монумент поделен на три уровня: на нижнем, который уходит на четыре с половиной метра под землю, расположены кафе, аквариумы и минигалерея «Байтерек». Оттуда же можно подняться на лифте на самый верхний уровень — в полость шара, где разместились бар и панорамный зал.

Открывающаяся с этой точки панорама города позволяет оценить «геометрию» Генплана города, некогда разработанную для Астаны японским архитектором с мировым именем Кисе Курасава.

Значимость «Байтерека», как символа нового этапа в жизни казахского народа, подчеркивается художественной композицией «Аялы алакан», с оттиском правой руки президента, расположенной на высоте 97 метров, что символизирует собой 1997 год — год провозглашения Астаны новой столицей государства и, соответственно, новую точку отсчета в истории страны. В самом центре композиции находится деревянный глобус cо стилизованными лепестками, подписанными 17 представителями различных мировых религий. А рядом с глобусом на шикарном столе стоит «машина исполнения желаний» - где внутри медного полушария и находится слепок ладони Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Считается, что если вложить свою ладонь в отпечаток, то начинает играть "музыка небесных сфер". И в этот момент надо успеть загадать желание.

В 2002 году международное жюри присудило Гран-при монументу «Астана-Байтерек» как лучшему проекту и постройке года среди стран СНГ. А сам монумент, стал известен далеко за пределами Казахстана. Не удивительно, что «Байтерек» уже сравнивают со статуей свободы в Нью-Йорке, Эйфелевой башней в Париже и лондонским Биг-Беном.

( http://mvestnik.ru)

Задание 1.Озаглавьте текст. Определите тип текста. К какому стилю принадлежит данный текст.

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Какой символ представляет монумент «Астана-Байтерек»? Кто присудил Гран-при монументу «Астана-Байтерек»? Что представляет Байтерек своим композиционным построением? С чем сравнивают Байтерек? Назовите имена авторов проекта «Астана-Байтерек»?

Задание 3. Из данных слов составьте предложение:

Символ свободы, монумент, постройка, художественная композиция, оттиск, зодческое мастерство.

Задание 4. Выпишите из текста все непонятные слова и объясните их значение.

Задание 5. Выберите слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Монумент был построен (создан, сооружен) по инициативе Нурсултана Назарбаева, как символ переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу в 1997 году. Главная достопримечательность Астаны представляет собой (является, считается) высокую металлическую конструкцию с огромным шаром на вершине. «Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает (показывает, определяет) космогонические представления древних кочевников. Своими корнями оно удерживает (подпирает, поддерживают) землю.

Текст 4

Наши рекомендации