А) Способ эвольвентных разностей

(разработан И.В. Гоникбергом).

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Рисунок 222 - Схема съемки железнодорожной кривой по способу эвольвентных разностей

На снимаемом участке пути лентой или рулеткой отмечают на внешней нитке пути 20-метровые отрезки (“элементарные хорды “) и разбивают 100-метровые пикеты, при этом конечные точки А и Е (рис. 222) выбирают на прямых участках на расстоянии 40-60 м от видимого начала и конца кривой.

На пикетах теодолитом измеряют углы поворота хорд А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru и при возможности примычные углы А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru Одновременно на плюсовых точках +20, +40,+60,+80 (рис. 4) способом бокового нивелирования при помощи теодолита и горизонтально установленной рейки измеряют стрелы изгиба кривой от хорды между пикетами. Рейка закрепляется особым башмаком на гранях головки рельса, ее нулевой отсчет (“пятка”) совпадает с продольной осью рельса.

На пикетах А, В, С, D теодолит и визирные марки также центрируются над осью рельса. Стрелы изгиба измеряют дважды: в прямом (А-АВ) и обратном (В-ВА). Из двух значений стрел берут среднее, разность между ними не должна превышать 5 мм.

В пикетных точках А, В, С... по измеренным углам А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru вычисляют углы поворота хорд А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru и азимуты хорд относительно линии тангенса (рис. 222):

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Так как отрезки d = 20n , где n -число 20-ти метровых хорд между соседними пикетами (обычно n =5, в конечных хордах n может быть равно 3 или 4), то получим (углы А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru взяты в радианах)

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Для вычисления эвольвент плюсовых точек используют измеренные стрелы изгиба кривой. Приращение эвольвенты на 20-ти метровый отрезок составляет

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru ,

где А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru - алгебраическая разность стрел изгиба соседних точек (рис. 223). Последовательно суммируя величины приращений находят длины эвольвент для точек +20, +40,+60,+80.

Так как в пределах каждого пикета А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru и , следовательно,

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

то для пикетажных точек должно соблюдаться равенство

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

что является контролем вычисления эвольвент.

При подборе радиуса кривой соблюдают условие, чтобы общий угол поворота существующей кривой, образованной линиями тангенсов, был равен проектному ( А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru с= А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru п) и кривая вновь подбираемого радиуса вписывалась в этот угол при минимальных сдвижках пути, а в так называемых критических точках (на участках искусственных сооружений и др.) эти сдвижки должны быть близки к нулю.

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Рисунок 223 - Схема измерений стрел прогиба

Для отдельной хорды длиной b радиус круговой кривой R определяют по формуле:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

или приближенно:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

где f - стрела изгиба в середине хорды. Из определений по нескольким хордам берут среднее.

Для всей кривой радиус может быть найден по формуле:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

где Эк - длина эвольвенты для конца кривой, А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru - общий угол поворота в радианах.

Полученное значение R округляют до ближайшей стандартной величины и подсчитывают длину круговой кривой K=R А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru и пикетаж главных ее точек.

Согласно формуле А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru величина рихтовки в текущей точке кривой: А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

При этом, если ЭПс, и Dl> 0, то путь сдвигают во внутрь кривой, если ЭП< ЭС , и Dl< 0 , то наружу.

Так как при вписывании переходных кривых круговая кривая смещается вовнутрь на величину р = l*l /24R то общая величина сдвижки при рихтовке пути будет:

а) в пределах сдвинутой круговой кривой:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

б) в пределах второй половины переходной кривой от s=l/2 до примыкания к круговой кривой (s=l) :

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

в) в пределах первой половины переходной кривой от ее соединения с прямой (s=0) до s=l/2 :

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

где s - длина переходной кривой от ее начала до текущей точки; l - общая длина переходной кривой.

Точность способа.

Точность определения величин Dl рихтовки пути по формуле А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru или А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru зависит, главным образом, от точности подсчета длины эвольвент существующего пути, так как длины проектных эвольвент могут быть вычислены с достаточной точностью, т. е.:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Определим ошибки подсчета эвольвент для пикетных точек. В формуле

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru где, согласно уравнению

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

примем, что величины пикетов d1 = d2 =...= di = d. Тогда:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

или А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru .

Средняя квадратическая ошибка полученной функции равна:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru ;

при условии, что А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Для конца кривой

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Кроме того,

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

С учетом этих формул и для конца хода (i = п, di = К) и, принимая А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru , получим:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru (I)

При возможности измерения примычных углов g1 и g2 (рис. 222) и уравнивания углов хода

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru (II)

Если принять R=1000м, K=400 м, n=4, md/d=1/3000, mb=0.5’, то получим по формуле I mЭк=8.3 см, а по формуле II - mЭк =5.2 см, т.е. в уравненном ходе ошибка уменьшается более чем в 1.5 раза.

Для эвольвент плюсовых точек и найденной величине ошибки прибавится еще ошибка определения разности стрел изгиба, которая в среднем не превышает 5 мм.

Для рихтовки пути по плавной кривой большое значение имеет ошибка взаимного смещения соседних плюсовых точек , т.е. ошибка в подсчете приращения эвольвенты на 20-ти метровом отрезке кривой.

Б) Способ стрел изгиба.

В этом способе измеряют стрелы изгиба рельсов в середине каждой 20-ти метровой хорды с перекрытием через 10м (рис. 224). До начала измерений кривую или примыкающие к ней 40-60 метровые прямые участки разбивают на 10-ти метровые отрезки и отмечают их на рабочей грани наружного рельса. При измерениях используют два шаблона для натяжения 20-ти метровой нити и третий для измерения в средней точке нити стрелы изгиба рельса. На прямых участках стрела изгиба будет близкой к нулю.

По измеренным величинам стрел изгиба могут быть вычислены углы поворота хорд и углы поворота относительно тангенса кривой:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

. . . . . . . . . . . . . . . .

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

где k=d/2=10,00 м.

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Рисунок 224 -Схема съемки железнодорожной кривой по способу стрел

изгиба

По углам А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru или непосредственно по стрелам изгиба могут быть определены эвольвенты

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru (А)

Зная расчетные и найденные по стрелам изгибов эвольвенты, для каждой точки кривой через k метров по формулам

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Либо

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru ;

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

вычисляют величины сдвижки пути.

В рассматриваемом способе основным источником ошибок является измерение стрел изгиба, включающее плановый сдвиг намеченных точек, неперпендикулярность измеряемых стрел к нити, собственно измерение. Приняв, что все стрелы прогиба измеряются примерно с одинаковой ошибкой mj, из формулы (A) получим для конечной эвольвенты (i=n)

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru (Б)

где n - число измеренных стрел изгиба (число полухорд k).

Принимая, как и в предыдущем примере, длину кривой 400м, число n= 400:10= 40, суммарную среднюю квадратическую ошибку mj =1 мм, по формуле (Б) получаем:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru мм,

что в несколько раз грубее, чем при способе эвольвентных разностей.

В способе стрел изгибов, вследствие определения углов по ворота хорд через очень малые интервалы, идет очень быстрое нарастание ошибок. Поэтому на длинных кривых этот способ не обеспечивает требуемой точности.

В) Фотограмметрический способ.

В основе фотограмметрического способа (Ф.Д. Рабинович. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.М.,Недра,1974.) лежит принцип непосредственного измерения углов поворота оптических хорд путем совмещения изображения концов отрезков кривой на плановых крупномасштабных аэрофотоснимках. Для построения оптических хорд в наблюдательную систему особого прибора для съемки кривых по аэрофотоснимкам (ПСКА) помещена тонкая бипризма, смещающая изображение на определенную величину.

Бипризма скреплена с лимбом. При помощи ее вращения совмещают изображения противоположных концов дуг, измеряя при этом углы поворота А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru i элементарных хорд относительно линии тангенса кривой

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru i=vi-v0 ,

где vi и v0 - отсчеты по лимбу прибора в данной и начальной съемочных точках.

Дины эвольвент находят по формуле:

А) Способ эвольвентных разностей - student2.ru

Прибор изготовлен в виде приставки к прецизионному стереометру. Кроме угломерной насадки, в него входит универсальная наблюдательная марка со сменными номограммами для разбивки пикетов (100-метровых отрезков в масштабе снимка) на элементарные отрезки (20 или 40 м).

Опыт фотограмметрической съемки путей показывает, что ошибка измерения по нетрансформированным аэрофотоснимкам углов поворота не превышает в среднем 2’, а средняя квадратическая ошибка вычисления приращения эвольвенты для элементарного отрезка кривой, снятой прибором ПСКА, на аэрофотоснимках масштаба 1: 2000 - 1: 5000 составляет около 1,5 - 2 см.

Одновременно со съемкой кривых составляют план пути и путевого хозяйства в масштабе 1: 1000 и фотограмметрически определяют координаты необходимых точек, размеры междупутий, габариты приближений и др.

2.1.7.3. Автоматизация разбивочных работ в дорожном строительстве

Возведение дорожного полотна производят дорожно-строительными машинами по выставленным геодезическим знакам. Для достижения проектной высоты приходится часто восстанавливать разбивку поперечных профилей и многократно повторять перемещение земляных масс и выравнивание песчаного основания. Для повышения эффективности использования дорожно-строительных машин применяют способ автоматического или полуавтоматического ведения рабочего органа машины по заданному уклону, обеспечивающий требуемую точность планировочных работ.

Наши рекомендации