Изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе

Планируемое изменение границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе является одной из важнейших задач территориального планирования. Она связана с полномочиями органов государственной власти автономного округа по обеспечению продовольственной безопасности, необходимостью повышения уровня продовольственной самообеспеченности. В связи с чем, особую актуальность получают задачи по сохранению оленьих пастбищ, рациональному использованию имеющихся небольших участков ценных продуктивных сельскохозяйственных ресурсов.

Обоснование изменения границ земель сельскохозяйственного назначения базируется на требованиях федеральных законов от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в новой редакции, включающей понятие оленьи пастбища и запрет на продажу земель, используемых в качестве оленьих пастбищ. Для обоснований использованы окружная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса автономного округа на 2006 - 2010 годы", подпрограммы: "Развитие отраслей сельского хозяйства в автономном округе на 2006 - 2010 годы", "Развитие рыболовства автономного округа на 2006 - 2010 годы" и др.

Правовые аспекты планируемого изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе

Земли сельскохозяйственного назначения являются одной из 7 правовых категорий земель, выделенных по целевому назначению. В автономном округе земли сельскохозяйственного назначения - это, преимущественно, оленьи пастбища.

Перевод в категорию земель сельскохозяйственного назначения из состава земель других категорий регламентируется законом для каждой из них.

Из земель промышленности, транспорта, связи перевод допускается без ограничений. Однако если названные участки нарушены, загрязнены или застроены зданиями, сооружениями, подлежащими сносу, то перевод таких земель в категорию сельскохозяйственного назначения возможен только при выполнении проекта рекультивации, в котором должно быть предусмотрены очистка территории и восстановление продуктивных качеств почв.

Из земель населённых пунктов такой перевод возможен при обосновании границ населённых мест в документах территориального планирования муниципальных образований.

При переводе из категории особо охраняемых земель требуется заключение экологической экспертизы об утрате ценных качеств предмета охраны.

Перевод земель из лесного фонда может осуществляться при разработке лесоустроительной документации и документов территориального планирования в случаях размещения объектов капитального строительства, изменении границ поселений, прекращении ведения лесного хозяйства.

Из земель запаса такой перевод возможен относительно свободно в зависимости от целей дальнейшего использования при формировании в установленном порядке земельных участков. Проведение работ по такому формированию включает: подготовку проекта земельного участка и установление его границ на местности, определёние разрешенного использования и др.

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, т.е. перевод их в другие категории, допускается в исключительных случаях при отсутствии других вариантов и необходимом обосновании такого изъятия. Основаниями такого перевода могут являться случаи:

- консервации земель (перевода в земли запаса);

- создания ООПТ (с изъятием);

- изменения границ населённых пунктов;

- строительства производственных объектов на непригодных для сельского хозяйства землях;

- строительства линейных объектов и объектов обороны;

- добычи полезных ископаемых, кроме общераспространенных;

- строительства социально-культурных объектов.

Ограничения для перевода имеются для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений учреждений высшего профессионального образования.

Запрещается перевод наиболее ценных участков из земель сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых на 50% превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Характеристика, структура и современное использование земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий

в их составе

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в автономном округе на 1 января 2007 года составляет 30584,14 тыс. га (39,7%), что на 2,0 тыс. га меньше, по сравнению с 2006 г. Из земель сельскохозяйственного назначения 160,7 тыс. га составляет фонд перераспределения земель (не используемые в настоящее время сельскохозяйственные земли).

Среднедушевая обеспеченность землями сельскохозяйственного назначения составляет в настоящее время по автономному округу 58 га, сельскохозяйственными угодьями - 7,86 га, а пашней - 0,07 га при средне российском значении показателя - 0,8 га.

Самые большие массивы сельскохозяйственных земель сосредоточены в пределах Ямальского и Тазовского районов, большую часть (85%) которых занимают оленьи пастбища. Сельскохозяйственные угодья в структуре земель сельскохозяйственного назначения занимают незначительную долю, при этом наибольшая их доля приходится на Шурышкарский и Приуральский районы, далее следует Надымский район. В составе сельскохозяйственных угодий наибольшую долю занимают сенокосы и пастбища, с использованием которых связана частичная специализация сельского хозяйства автономного округа на молочном животноводстве. Для растениеводства наибольшую ценность имеет пашня, доля которой в сельскохозяйственных угодьях составляет лишь 0,09% (406 га). Наибольшие участки пашни сосредоточены на пойменных землях в Приуральском, Пуровском, Шурышкарском районах.

К категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены 41,1 тыс. га сельхозугодий, из них 0,4 тыс. га пашни, 0,1 га многолетних насаждений, 25,1 тыс. га сенокосов и 15,4 тыс. га пастбищ. Сельскохозяйственные угодья в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляют всего 0,1%, в то время как прочие земли (полигоны отходов, свалки, пески, тундра и др.) составляют 72,3%.

В настоящее время большая часть сельскохозяйственных угодий 139,5 тыс. га переведена в категорию земель запаса, из них 79 га пашни, 122,2 тыс. га сенокосов и 17,2 тыс. га пастбищ. Таким образом, большая часть чрезвычайно ценных для природно-климатических условий автономного округа земель не используется для целей сельского хозяйства и является потенциалом введения их в аграрный бизнес.

Общая площадь земель, используемых предприятиями, организациями и гражданами автономного округа, занимающимися сельскохозяйственным производством, на 1 января 2007 года составляет 50691,5 тыс. га, из них предприятиям и организациям предоставлено - 50753,1 тыс. га, в том числе 550,5 тыс. га земель предоставлено для ведения северного оленеводства сельскохозяйственным предприятиям Республики Коми, 2274,7 тыс. га - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и 128,2 тыс. га - Ненецкого автономного округа. Кроме того, предприятия автономного округа используют 898,3 тыс. га земель на территории Республики Коми.

Из всех земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции предприятиями, организациями и гражданами на территории автономного округа, 20328,5 тыс. га предоставлено из земель лесного фонда и 0,2 тыс. га - из земель населённых пунктов.

Из земель, используемых предприятиями для производства сельскохозяйственной продукции, 22 га находится в собственности юридического лица, остальные в государственной и муниципальной собственности.

Использование земель для сельского хозяйства ограничивается значительной заболоченностью, малой теплообеспеченностью, периодической затапливаемостью наиболее плодородных пойменных и надпойменных земель. Характерны малые площади и мелкоконтурность сельскохозяйственных угодий.

Земли сельскохозяйственного назначения используются в автономном округе не только для сельского хозяйства, но также и для природоохранной деятельности, осуществляемой без изъятия земель из основного вида использования.

Предложения по изменению границ земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе

Предложения по изменению земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе сделаны на основе:

- изучения правовых положений по возможному изменению границ сельскохозяйственного назначения, связанных с изменением границ земель разных категорий и переводом земель из одной категории в другую;

- анализа структуры и современного использования земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе, а также резервов возможного наращивания массива сельскохозяйственных земель из земель других категорий;

- задач развития агропромышленного комплекса повышения уровня продовольственной самообеспеченности региона.

В Схеме планируется оставить границы земель сельскохозяйственного назначения без изменений.

Планируемые изменения границ земель сельскохозяйственного назначения отображены на схеме (приложения N 4 к настоящей Схеме).

Наши рекомендации