Прочитайте текст Г. Граник и С. Бондаренко о знаках препинания.
Задания к сочинениям.
№ 1.
О пути жизни.
Путь жизни, длинный, трудный, со многими печалями и страданиями, человек не проходит, а совершает, свершает. Это только кажется: вот дорога, вот судьба, и человек шагает себе по судьбе-дороге, выполняя ежедневные свои задачи и задачки. Да нет же, всё не так: путь жизни - это, конечно, и дорога, простирающаяся не по полю, а во времени, но путь жизни - это и дом, и дело, и своего рода строительство, которое нам предстоит свершить к неизвестному сроку.
Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёте, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоит свершить.
Да самого себя!
Каждый из нас строит самого себя, чтобы в самом себе и жить. Я каждый день строю дом, который всегда С9 мной. Дом, из которого не уйдёшь, даже если ты пошёл в гости или на дискотеку. Из него не вырвешься
и на другой не обменяешь.
Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь-дом красивее и надёжнее.
(С. Соловейчик} 159 слов
ü - Что вынесено в заголовок текста - тема или основная мысль (идея) текста?
ü - Подчеркните в тексте ключевые слова.
ü - В каком абзаце заключается основная мысль (идея) текста?
ü - Предложение Да самого себя! автор написал с красной строки, выделив его в отдельный абзац. Как вы думаете, зачем он это сделал?
Оцените речевые достоинства текста С. Соловейчика и напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса слова М. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения
через его речевую ткань». Используйте для аргументации метафоры, синонимы и антонимы из этого текста.
Структура сочинения | Сочинение-рассуждение | |||
1. Тезис-цитата М. Кожиной и небольшой | ||||
комментарий к ней. | ||||
2. Лексическое явление (синонимы или | ||||
антонимы), их роль и примеры. | ||||
3. Лексическое явление (метафора), его | ||||
роль и пример. | ||||
4. Вывод. | ||||
Материал о синтаксисе
Прочитайте текст Г. Граник и С. Бондаренко о знаках препинания.
Замечательный английский драматург Бернард Шоу в предисловии к сборнику своих пьес говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того, чтобы написать эти
слова, есть только один способ.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой речи, что передаётся интонацией, паузами, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть
не только слова, но и дополнительные средства - знаки препинания. Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее по отношению к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл.
Знаки препинания дают нам возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают нам выразить различные 'смыслы и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда ... даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные », послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит и тревожные вопросы (Н у как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение:
Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда- либо держал в руках!
Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участники переписки умели не только ставить, но и «читать», т. е. хорошо понимать знаки препинания.
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чём идёт речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека.
Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации.
ü - Подчеркните в тексте предложения, в которых авторы пишут о роли знаков препинания.
ü - Сформулируйте и запишите тезис, который можно аргументировать «бессловесной» перепиской В. Гюго
ü с издателем.
ü - Запишите слово Да с различными знаками препинания. Что они выражают?
ü Подчеркните в тексте предложения, в которых говорится о роли знаков препинания и которые можно взять в качестве темы-цитаты к сочинению-рассуждению С2. Какими аргументами можно их подтвердить?
ü Чем можно аргументировать слова С. Львовой о том, что «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место В системе письма, имеет сбой неповторимый характер»? Приведите из текста примеры знаков препинания, имеющих «свой неповторимый характер». Можно ли сказать, что неповторимость «характера» знаков препинания заключается в их функции?