Особенности проектирования автомобильных магистралей
Автомобильными магистралями называют дороги ,предназначенные для интенсивных дальних пассажирских и грузовых автомобильных перевозок с высокими скоростями без помех со стороны местного транспорта и встречных автомобилей.Эти ,весьма совершенные ,но дорогостоящие автомобильные дорого образуют основной скелет дорожной сети.Экономическими комиссиями ООН разработаны проекты создания международной сети автомобильных магистралей Европы ,Азии и африки путем соединения между собой магистралей всех стран.
Обязательным требованием к автомобильным магистралям являеться выделение для встречных потоков автомобилей самостоятельных проезжих частей ,отсутствие пересечений в одном уровне и сведение к минимуму влияния на режим движения основного потока отдельных автомобилей,въезжающих на дорогу или сворачивающих с нее в сторону,По магистралям запрещают движение тихоходных транспорных средств-тракторов ,к автомобильным магистралям относятся дороги 1 категории.
Автомобильные магистрали,как правило ,строят с двумя проезжими частями,отдельными от друг друга разделительной полосой.Каждая проезжая часть предназначена для движения в одном напровлении и предусматривает возможность обгона,поэтому ее рассчитывают на движение не имеющие двух рядов автомобилей.Разделение единой проезжей части на две самостоятельные дает проектировщику возможность легче приспосабливать дорогу к рельефу местности, применяя ступенчатое расположение проезжих частей на косогорах и самостоятельное их трассирование.
При этом должна быть обеспечена плавность разделения и слияния проезжих частей.
На автомобильных магистралях отсутствуют пересечения потоков движения в одном уровне,светофоры и знаки,ограничивающие скорости движения автомобилей.Въезд на автомобильные магистрали с других дорог возможен только на специальных примыканиях,оборудованных дополнительными полосами разгона или замедления (переходно0скоростными полосами),которые дают возможность въезжающим автомобилям развить скорость.соответствующую скорости движения по магистрали,и лишь после этого беспрепятственно влиться в поток автомобилей.
В связи с необходимостью устранить помехи для движения от местного транспорта и пешеходов автомобильные магистрали прокладывают в обход населенных пунктов,въезды на них делают только на пересечениях с дорогами,имеющими большу интенсивность движения. С местнимы дорогами магистралями пересекаються в разных уровнях без устройств и съездов.
Так как магистрали предназначены для перевозок на большие расстояни,вдоль пути распологают бензозаправочные станции,пункты технической и медицинской помощи,гостиницы,столовые.Около дорог для кратковременного отдыха водителей оборудуют стояночные площадки.
Строительство магистралей оправдывает лишь при высокой интенсивности движения.Предельные интенсивности движения,при которых считаеться необходимым переходить на устройство дарог с разделительной полосой и самостоятельными проезжими частями для движения в противоположных направлениях,принимают в различных странах от 6000до9000 авт/сут.При интенсивности 25-30 тыс авт/сут становиться неоходимы три полосы движения в каждом направлении.
Хотя современные легковые автомобили развивают в благоприятных дорожных условиях высокие скорости,расчетные скорости проектирования автомобильных магистралей, колеблющиеся в разных странах от 120 до 150 км/ч,не обнаруживают за последние 30 лет тенденций к увеличению.
Это объясняется рядом причин:
Невозможностью движения всего потока автомобилей со скорость, котору могут развивать наиболее быстрые из них.
Значительным возрастанием стоимости строительства при повышении расчетной скорости.
Резким увеличением количества дорожно-транспортных проишествий при возрастании сорости движения.
При расщете элементов автомобильных магистралей в плане в продольном профиле,учитываються следующие особенности движения с высокими скоростями:
Снижение величины коэффициента сцепления с возрастанием скорости.
Определение велечены радиусов кривых из условий удобства проезда для пассажиров исходя из малых значений коэффициентов поперечной силы.
Необходимость обязательного обеспечения зрительной плавности трассы путем рационального взаимного сочетания элементов ее плана и профиля,введения длинных переходных кривых и учета требований ландшафтного проектирования.
Значительное увеличение тормозного пути,которое вызывается возврастанием времени реакции водителей до 2-3с,снижением коэффициента сцепления,а так же особенностями торможения при высоких скоростях.