Подвоз воды на нужды пожаротушения.
Количество автоцистерн для подвоза воды определяют с учетом бесперебойной работы приборов тушения на пожаре:
,
где Nац – количество автоцистерн одинакового объема для подвода воды, шт.;
tсл – время следования автоцистерны от места пожара до
водоисточника, мин.;
tзап – время заправки автоцистерны водой, мин.;
tрасх – время расхода воды из автоцистерны на месте пожара, мин.;
1 – минимальный резерв автоцистерн.
, мин.
Где: L – расстояние от места пожара до водоисточника и обратно, км;
Vдвиж – средняя скорость движения автоцистерны, км/ч;
, мин.
Где: Vц – объем цистерны, л;
Qп – средняя подача воды насосом, которым заправляют цистерну, л/с.
, мин.
где Nпр – число приборов подачи огнетушащих веществ, шт.;
Qпр – расход прибора, л/с.
При использовании всех типов пеноподъемников необходимо определить максимальную длину рукавных линий для получения качественной пены. Предельное расстояние между водоисточником и местом установки пеноподъемника определяется по формуле:
где Нн - напор на насосе, м;
hсм - напор у пеногенераторов, м;
Z - высота подъема стволов, м;
S - сопротивление одного напорного рукава длиной 20 м;
Q -подача воды (раствора пенообразователя), л • с-1.
В зависимости от схемы подачи пены требуемое давление на насосе пожарного автомобиля определяется по формуле:
подача пены на поверхность горючей жидкости в резервуар:
Нн = hм + hn + hrnc + z,.
подача пены на поверхность горючей жидкости в железобетонный резервуар или в обваловку:
Нн = hм + hn + hrnc + z,
подача пены низкой кратности при тушении пожара в резервуаре подслойным способом:
Нн = hм + hrнп ,
где Нн - давление или напор на насосе, МПа или м вод. ст.; hм - потери давления (напора) в магистральных линиях, МПа или м вод. ст.;
hм = n•Sp•Q2 - при подаче воды (раствора пенообразователя) по одной магистральной линии;
hм = п Sp•Q2/4 - при подаче воды (раствора пенообразователя) по двум магистральным линиям, n - количество рукавов в магистральной линии;
Sp - сопротивление одного рукава; hn - потери давления (напора) в пеноподъемнике;
hrnc -давление (напор) у пеногенератора, МПа или м вод. ст.;
z - высота подъема пеногенераторов;
hrнп - потери давления на генераторе низкократной пены, МПа или м вод. ст.
Давление на насосе пожарной машины не должно превышать значения давления, указанного в паспорте на насос, если требуется больше, то необходимо организовывать перекачку.
Подача воды в перекачку.
Подача воды в перекачку осуществляется на расстояние:
до 1 км, если в гарнизоне отсутствуют рукавные автомобили;
до 2 км, если в гарнизоне имеется 1 рукавный автомобиль;
до 3 км, если в гарнизоне имеется 2 рукавных автомобиля.
В практике используются три основных способа перекачки:
из насоса в насос, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор не менее 10 м на конце магистральной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса);
из насоса в цистерну, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор 3,5-4 м на конце магистральной линии, опущенной в емкость цистерны;
с использованием промежуточной емкости, где вода подается на излив с небольшим напором (с учетом высоты емкости).
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды определяется в следующей последовательности:
а) определяется предельное расстояние до головного пожарного автомобиля
,
Где Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля, м;
Нн – напор на насосе пожарного автомобиля, м;
Zм – высота подъема (+) или спуска (-) местности, м;
Zст – высота подъема (+) или спуска (-) прибора тушения, м;
Нр – напор у разветвления, м;
S – сопротивление одного рукава магистральной линии;
Q – расход огнетушащего вещества на одной наиболее нагруженной линии, л/с;
20 – длина одного рукава рукавной линии, м;
б) Определяется длина магистральной линии от водоисточника до места пожара
Lм = L×1,2 ,
где Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места пожара, м;
L – расстояние от водоисточника до места пожара, м;
1,2 – коэффициент, учитывающий неровность прокладки рукавной линии;
в) определяется предельное расстояние ступени перекачки
,
где Lст – длина ступени, м;
Нн – напор на насосе пожарной машины, м;
Нвх – напор на конце магистральной линии ступени перекачки (применяется в зависимости от способа перекачки), м;
Zм – подъем или спуск местности, м;
S – сопротивление одного рукава;
Q – расход огнетушащего вещества на одной магистральной линии, л/с;
20 – длина одного рукава, м;
г) Определяется количество ступеней перекачки
,
где Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места пожара, м;
Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля, м;
Lст – длина ступени перекачки, м;
д) Определяется общее количество пожарных машин для перекачки
Nм = Nст + 1,
где Nм – количество пожарных машин для перекачки воды, шт.;
Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
1 – головной автомобиль.