Переход компании к проектному управлению: задачи и этапы решения
Радикальное изменение системы организации инвестиционной деятельности компании требует осуществления специального проекта (программы) с условным названием «Переход к системе Управления Проектами». Реализация проекта должна позволить ответить на вопрос, как перейти к проектно-ориентированнои форме управления инвестиционными проектами.
В рамках проекта (программы) надлежит решить нижеследующие задачи:
664
Часть V. Управление нефтегазостроительными проектами
1. Создание новых (модернизированных) структур.
Различают следующие схемы решения указанной задачи:
А. Создание, наряду с традиционными — как правило, функционально ориентированными (производство, планирование, финансирование, контроль, учет, кадры и др.) подразделениями компаний, новых — проектно-ориентированных структурных образований (проект А, проект Б и др.) ■ Новые подразделения могут функционировать как на постоянной, так и на временной — проектной, основе.
Б. Создание специализированных фирм — профессиональных управляющих проектами, выполняющих функции проект-менеджера для заказчика; в данном случае под заказчиком подразумевается любой из участников проекта, «нанимающий» консультанта.
2. Разработка механизма функционирования.
Наиболее важным вопросом механизма функционирования проектно-ориентированных структур является их статус, т. е. мера ответственности за результаты своей деятельности. Возможны следующие варианты схем, определяющих статус новых структур управления проектом: «основная», «расширенное управление», «под ключ». Каждая из этих схем имеет, как известно, определенную область применения и определяет меру делегирования заказчиком (инвестором) своих полномочий руководителю проекта (проект-менеджеру).
3. Подготовка кадров.
В связи с тем, что речь идет о создании новой для России системы подготовки профессиональных руководителей проектов всех уровней, следует рассматривать следующие направления работы: обучение в высших учебных заведениях, повышение квалификации, учет психологических аспектов кадрового обеспечения управления проектами.
4. Правовое регулирование.
В настоящее время действует ряд законодательных и нормативных актов, регламентирующих инвестиционную и, в целом, предпринимательскую деятельность в России. Специалистами признана необходимость разработки законодательных и нормативных документов, эффективно регламентирующих: закупки и поставки, сертификацию и лицензирование профессиональных руководителей проектов, охрану окружающей среды.
5. Финансирование.
О принятых формах финансирования проектов см. п. 19.5.5.
6. Технология управления.
Процесс управления проектами должен быть надлежащим образом информатизирован, поддерживаться современными технологиями.
Глава 19. Основы управления нефшегазостроительными проектами 665