Расчет установившихся режимов кольцевой сети 110-220кв.
Работа 2
Цель работы: выбор сечений проводов ЛЭП кольцевой сети 110-220кВ, анализ установившихся режимов в исходной и послеаварийной схемах сети с позиций обеспечения технико- экономических требований к величинам токов в линиях электропередачи и уровней напряжения в узлах сети.
Программа работы.
1. Выполнить задание на подготовительную работу.
2. Выполнить расчеты установившихся режимов для следующих схем сети:
а) полной, подобрав оптимальные значения коэффициентов трансформации трансформаторов,
б) разомкнутой (вблизи точки естественного потокораздела),
в) послеаварийной (при отключении наиболее нагруженной линии кольцевой сети).
3. Выполнить расчеты режимов в полной и послеаварийной схемах сети при компенсации реактивной мощности нагрузки.
4. Провести анализ полученных результатов:
а)cоответствия токов (мощностей) их экономическим значениям
в исходном установившемся режиме,
б) по степени близости токов в проводах линий в послеаварийном режиме к длительно допустимым по нагреву,
в) по уровням напряжений на шинах нагрузки понижающих трансформаторов в узлах кольцевой цепи,
5. На основе проведенного анализа дать рекомендации по уточнению сечений проводов ЛЭП и оценить их эффективность, повторив расчеты установившихся режимов.
Задание на подготовительную работу.
1. Ознакомиться с рекомендуемыми разделами литературы.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. В соответствии с вариантом задания произвести предварительный выбор сечений проводов линии в полной схеме сети и рассчитать параметры схемы замещения.
Пояснения к работе.
На рис.2.1 показана схема кольцевой сети из 3-х воздушных ЛЭП 110-220 кВ (ВЛ1-ВЛ3) с двумя нагрузками Н1 и Н2, присоединенными к узлам 1 и 2 через понижающие трансформаторы Т1и Т2. Головные участки ЛЭП (ВЛ1 и ВЛ2) подключены к шинам центра питания, которым может являться одна из подстанций электроэнергетической системы (ЭЭС) или электрическая станция.
Рис.2.1. Схема кольцевой сети.
Составление расчетной схемы сети необходимо начать с выбора мощности трансформаторов в нагрузочных узлах.
По заданным значениям активной мощности и cosjн нагрузок в узлах вычисляются полные мощности:
, где Qнi = Pнi × tgj нi или Sнi = (2.1)
Выбор количества трансформаторов (автотрансформаторов) зависит от требований к надежности электроснабжения питающихся от подстанций потребителей и является, таким образом, технико-экономической задачей. На подстанциях, как правило, предусматривается установка двух трансформаторов, хотя на вновь строящихся подстанциях на первом этапе развития энергорайона возможна установка одного трансформатора [1].
На питающих подстанциях устанавливаются, как правило, трансформаторы со встроенным регулированием напряжения под нагрузкой (РПН). Данные по трансформаторам приведены в табл.2.1.
Мощность трансформаторов выбирается с учетом коэффициентов их загрузки в нормальном и послеаварийном режимах. В качестве послеаварийного режима рассматривается установившийся режим работы сети при отключении одного из трансформаторов на подстанции.
Тогда, в исходном режиме коэффициент загрузки = , в послеаварийном ,
где -число параллельно работающих трансформаторов (как правило, ).
Обычно принимают bнр=(0,6¸0,7), тогда bпар=(1,2¸1,4). Полуторакратная перегрузка трансформаторов (bпар=1,5) допускается на время не более часа при температуре окружающего воздуха не выше 5°С [1].
Найденное таким образом значение Sном.Ti определяют до ближайшего большего стандартного (табл.2.1).
Таблица 2.1.
Трехфазные двухобмоточные трансформаторы 110 – 220 кВ
Sт ном, | Пределы | Uвн ном, | Uнн ном, | Rт, | Хт, | Qx, | |
тип тр-ра | МВА | регулир кт. | кВ | кВ | Ом | Ом | Мвар |
% | |||||||
ТРДН-25000/110 | 10,5/10,5 | 2,54 | 55,9 | 0,175 | |||
ТРДН-40000/110 | 10,5/10,5 | 1,4 | 34,7 | 0,26 | |||
ТРДЦН-63000/110 | 10,5/10,5 | 0,87 | 0,41 | ||||
ТРДЦН-80000/110 | 10,5/10,5 | 0,6 | 17,4 | 0,48 | |||
ТРДЦН-125000/110 | 10,5/10,5 | 0,4 | 11,1 | 0,69 | |||
ТРДН-40000/220 | 11/11 | 5,6 | 158,7 | 0,35 | |||
ТРДЦН-63000/220 | 11/11 | 3,9 | 0,54 | ||||
ТРДЦН-10000/220 | 11/11 | 1,9 | 63,5 | 0,7 | |||
ТРДЦН-160000/220 | 11/11 | 1,08 | 39,7 | 0,96 |
Для выбора сечений проводов ЛЭП необходимо определить нагрузку линий в нормальном и послеаварийных режимах. Предварительный расчет потокораспределения в замкнутой сети следует начать с приведения нагрузок к узлам кольцевой сети. Приведение осуществляется с учетом потерь мощности в элементах, примыкающих к узлам кольцевой сети, в данной расчетной схеме – в трансформаторах.
При этом потери мощности определяются приближенно по номинальным напряжениям сети Uном, либо по средним номинальным напряжениям, которые для сетей 110-220кВ составляют 115и 230кВ соответственно [2].
Для схемы на рис.2.1 (i = 1,2), (2.1)
В приведенных выражениях SНi и DSTi – комплексная нагрузка и потери мощности в трансформаторах i-го узла; RТiS , XTiS , DQxiS -их эквивалентные сопротивления и потери реактивной мощности шунтах намагничивания с учетом количества параллельно работающих трансформаторов nТi .
RTiS = , XTiS = , DQxiS = nTi × DQxi (2.2)
Далее необходимо найти потоки мощности по линиям.
В первом приближении это можно сделать [3], разрезав условно исходную схему в центре питания (узел А) и представив ее как сеть с двухсторонним питанием (рис.2.2), но одинаковыми напряжениями источников (А¢ и A¢¢). Тогда условие равенства напряжений по концам (UA¢ = UA¢¢) означает равенство нулю падения напряжения в схеме.
Комплексные сопротивления участков сети в рассматриваемом случае можно представить как произведения их рабочих погонных параметров ЛЭП (на 1 км) на длины соответствующих линий:
Рис. 2.2. Расчетная схема замещения.
На основании второго закона Кирхгофа, полагая напряжения в узлах сети равным их номинальным значениям Uном и пренебрегая потерями мощности на участках , можно записать:
.
Учитывая, что = , следовательно, , это выражение приобретает вид:
.
Выразив потоки мощности по линиям через мощности нагрузок можно получить:
, или
, (2.3)
Для однородной сети, когда участки ЛЭП выполнены проводом одной марки и сечения, т.е. для всей сети , получим:
,
(2.4)
,
где: r, x – рабочие параметры ЛЭП (на 1км), l1, l2, l3 – длины линий.
Окончательно так называемое «правило моментов» имеет вид:
, (2.5)
(2.6)
Тогда мощности и , и токи в линиях: (А),
где: Si(МВА) – полная мощность, передаваемая по i-ой линии,
Uном , кВ – номинальное (линейное) напряжение.
Критерием для выбора сечений проводов ЛЭП 110-220 кВ является минимум приведенных затрат. В практике проектирования выбор сечений ЛЭП производится не сопоставительным технико-экономическим расчетом различных вариантов в каждом конкретном случае, а по нормируемым обобщенным показателям.
В качестве такого показателя при проектировании кабельных и воздушных линий 35¸500кВ долгое время использовалась экономическая плотность тока (jэк). Для ВЛ со сталеалюминиевыми проводами она принималась в пределах (1¸1,5) А/мм2 в зависимости от региона страны и значения числа часов максимума нагрузки Тм. Однако [2,4], допущения, положенные в основу этого метода, вносят существенную погрешность в расчеты, поэтому более оправданным является применение метода экономических интервалов.
Экономические токовые интервалы нормируют для каждой марки провода ВЛ, разных классов напряжений и учитывают унификацию конструкций опор. При этом расчетная токовая нагрузка отражает перспективу развития энергорайона (рост энергопотребления), изменение нагрузки по годам эксплуатации введением коэффициента ai. Величина Тм и коэффициент км, отражающий степень совпадения максимумов нагрузки ЛЭП и энергосистемы, учитываются коэффициентом aт.
Расчетный ток определяется как Ip = Iнр × ai × aT,
где: Iнр – ток линии в нормальном режиме на пятому году эксплуатации;
ai = 1,05 (принято для ВЛ 110 ¸ 220кВ);
aТ = 1,0(что отвечает Тм = (4000 – 6000) часов и км = 1).
Сечение проводов ЛЭП в данной работе выбирается по табл.2.2 одинаковым для всех участков кольцевой сети по максимальному из 3-х найденных значений Iрi в зависимости от напряжения, расчетной токовой нагрузки, района по гололеду, материала опор и числа цепей. Параметры схем замещения ЛЭП определяются по табл.2.3.
Области экономических интервалов определены для всех применяемых стандартных сечений проводов в регионах России, отличающихся замыкающими затратами на электроэнергию. В настоящих указаниях к лабораторной работе приведена только та их часть, которая относится к европейской России [1].
В случае, если расчетные токовые нагрузки и, соответственно, сечения превышают максимальные значения для унифицированных ЛЭП, приведенные в табл.2.3, необходимо рассмотреть варианты усиления наиболее нагруженного участка сети, предусмотрев на нем строительство двухцепной ЛЭП. При этом необходимо повторить расчет потокораспределения, задав указанный участок половиной его реальной длины (li/2), так как он становится электрически вдвое короче.
Выбор проводов ЛЭП по технико-экономическим показателям необходимо уточнить, оценив их нагрузку в послеаварийных режимах (при отключении наиболее нагруженного участка кольцевой сети либо одной из параллельных цепей двухцепной ЛЭП). Она не должна превышать значений, приведенных в табл.2.4.
Таблица 2.2.
Экономические интервалы токовых нагрузок для сталеалюминиевых проводов ВЛ 110 и 220 кВ
Uном, | Вид | Материал | Район | Предельная экономическая нагрузка на одну цепь, А | ||||||||
кВ | ЛЭП | опор | по | прпри сечении, мм2 | ||||||||
гололеду | ||||||||||||
Объединенные энергосистемы европейской зоны России | ||||||||||||
Железо- | I - II | - | - | - | - | |||||||
Одно- | бетон | III - IV | - | - | - | - | - | |||||
цепные | Сталь | I - II | - | - | - | - | ||||||
III - IV | - | - | - | - | ||||||||
Железо- | I - II | - | - | - | ||||||||
Двух- | бетон | III - IV | - | - | - | |||||||
цепные | Сталь | I - II | - | - | - | |||||||
III - IV | - | - | - | |||||||||
Одно- | Железо- | I – IV | - | - | - | - | - | |||||
цепные | бетон | |||||||||||
Двух- | Сталь | I - IV | - | - | - | - | - | |||||
цепные |
Таблица 2.3.
Рабочие параметры ВЛ 110 и 220кВ.
Номинальное | 110 кВ | 220 кВ | |||||
сечение | r0, Ом Ом/100 | ||||||
провода, мм2 | при +200С | x0, Ом/100 | b0, 10-4 См Ом/100 | q0, Мвар Ом/100 | x0, Ом Ом/100 | b0, 10 См Ом/100 | q0, Мвар Ом/100 |
(Al/сталь) | |||||||
70/11 | 42,8 | 44,4 | 2,55 | 3,4 | |||
95/16 | 30,6 | 43,4 | 2,61 | 3,5 | |||
120/19 | 24,9 | 42,7 | 2,66 | 3,55 | |||
150/24 | 19,8 | 2,7 | 3,6 | ||||
185/29 | 16,2 | 41,3 | 2,75 | 3,7 | |||
240/32 | 40,5 | 2,81 | 3,75 | 43,5 | 2,6 | 13,9 | |
300/39 | 9,8 | 42,9 | 2,64 | 14,1 | |||
400/51 | 7,5 | 2,7 | 14,4 | ||||
500/64 | 41,3 | 2,74 | 14,6 |
Методические указания.
Работа выполняется в соответствии с вариантом задания (табл.2.5).
Выбор оборудования (трансформаторов), предпредварительный расчет потокораспределения и выбор проводов ЛЭП осуществляются с помощью аналитических выражений, приведенных в пояснениях к работе.
Расчеты установившихся режимов выполняются с помощью программы «Режим». В качестве базисного узла задается центр питания (узел А), в котором фиксируется модуль напряжения . Нагрузки в узлах задаются постоянными мощностями , что отвечает наиболее тяжелому расчетному случаю.
Оптимальным следует считать также величины коэффициентов трансформации ктi, при которых в исходном режиме на шинах низкого напряжения (НН) трансформаторов обеспечивается 1,05×Uном.сети (10,5 кВ).
Таблица 2.4.
Длительно допустимые токи и мощности для
сталеалюминиевых проводов ВЛ 110 и 220кВ.
Номинальное сечение F, мм2 (Al / сталь) | ||||||||
70/11 | 95/10 | 120/19 | 150/24 | 185/24 | 240/56 | 300/39 | 400/51 | 500/64 |
Допустимый ток Iдоп, A (при t0 = 250С) | ||||||||
Допустимая мощность Рдоп, МВт для ВЛ 110 кВ | ||||||||
при U = 1150 кВ, cos = 0,9 | ||||||||
47,6 | 59,6 | 70,1 | 80,4 | 91,7 | 109,7 | - | - | - |
Допустимая мощность Рдоп, МВт для ВЛ 220 кВ | ||||||||
при U = 230 кВ, cos = 0,9 | ||||||||
- | - | - | - | - |
Такие значения напряжений целесообразно поддерживать с позиций встречного регулирования напряжения.
В соответствии с ГОСТ 13109-97 [5], отклонения напряжения , выраженные в % от Uном сети в узлах присоединения электроприемников должны составлять не более 5% от Uном [4].
В послеаварийных и ремонтных режимах целесообразно ориентироваться на максимально допустимые отклонения напряжения, которые не должны превышать 10% Uном.
Если указанные требования не обеспечиваются, необходимо компенсировать реактивную мощность электроприемников, увеличив вплоть до значения ,0, а также повысить напряжение в центре питания (узел А) до максимально допустимых значений по условиям работы изоляции (126 и 252 кВ для ВЛ 110 и 220 кВ, соответственно).
Контрольные вопросы
1. Какие технико-экономические условия должны быть обеспечены при проектировании ВЛ 110 – 220 кВ?
2. Что такое отклонение напряжения и потери напряжения?
3. В каких узловых точках сети нормируются уровни напряжения и каковы эти нормы?
4. Что такое экономическая плотность тока, и какими основными факторами она определяется?
5. Как моделируется нагрузка в расчетах электрических режимов?
6. На каких допущениях основано применение ”правила моментов” для расчета потокораспределения кольцевой сети?
7. Чем определяются ограничения уровня напряжения на шинах центра питания в максимальном режиме?
Таблица 2.5.
Варианты заданий
№ вар. | Pн1 | Pн2 | L1 | L2 | L3 | UА | cos н |
МВт | МВт | км | км | км | кВ | ||
0,85 | |||||||
0,82 | |||||||
0,85 | |||||||
0,87 | |||||||
0,82 | |||||||
0,87 | |||||||
0,85 | |||||||
0,87 | |||||||
0,83 | |||||||
0,84 | |||||||
0,86 | |||||||
0,84 | |||||||
0,85 | |||||||
0,87 | |||||||
0,85 | |||||||
0,82 | |||||||
0,84 | |||||||
0,85 | |||||||
0,83 | |||||||
0,84 | |||||||
0,86 | |||||||
0,87 | |||||||
0,82 | |||||||
0,86 | |||||||
38.5 | 0,84 | ||||||
0,85 | |||||||
0,87 | |||||||
0,85 | |||||||
0,88 | |||||||
0,82 |