Схема размещения блоков наборной и исполнительной групп.
В блочной централизации на каждой станции выявляются типовые объекты управления и контроля. К типовым объектам управления относятся: стрелки, выходные, входные, маршрутные и маневровые светофоры.
Блочная структура централизации позволяет сократить объем монтажных работ при строительстве и ускорить введение и действие устройств централизации. За счет штепсельного включения блоков имеется возможность при повреждениях быстро снять неисправный блок и заменить его исправным, не прекращая действия централизации.
При проектирование системы БМРЦ крупной станции сначала расстанавливают изолирующие стыки для образования путевых и стрелочных секций, а также поездные и маневровые светофоры. После этого зависимости от расположения типовых объектов станции составляют функциональную схему размещения блоков наборной и исполнительной групп для горловины станции. Для каждого объекта управления и контроля имеется тип наборной и исполнительной групп.
Используют следующие основные блоки наборной группы:
НМ1 – маршрутного набора одиночного маневрового светофора в горловине станции, содержит реле К, НКН, МП, ВКМ, ВП, АКН, которые управляют аппаратурой блоков М1 исполнительной группы;
НМIIП – для маневровых светофоров из тупика; одного из двух маневровых светофоров, установленных в створе или с участка пути, содержит реле К, КН, МП, ВКМ, ВП, которые управляют блоками MII (MIII) исполнительной группы;
НMIIАП – для второго маневрового светофора в створе или с участка пути, имеет реле К, КН, МП, ВП, АКН, которые управляют блоками MII (MIII) исполнительной группы;
НПМ69 – управляет блоком ВД входного светофора и MIII маневрового светофора с участка пути за входным светофором;
ВI, BII – выходных светофоров с маневровыми показаниями;
НН – одного комплекта реле направлений, содержит реле П, О, ПМ, ОМ, ВОМ, ВПМ;
НМIД – дополнительный, совместно с блоком НМI управляет блоком МI исполнительной группы (устанавливают один для шести блоков НМ), содержит реле-повторители кнопок управления светофорами К1-К6;
НСС – управление спаренными стрелками, содержит управляющие реле 1 ПУ, 2ПУ, МУ, УК;
НСОX2 – с двумя комплектами реле управления одиночными стрелками, содержит реле 1ПУ,1МУ,2ПУ,2МУ;
БДШ – с 20 диодами, размещенными в кожухе малогабаритного штепсельного реле. Диоды используют для образования цепей включения угловых реле УК блоков НСС.
Основными блоками исполнительной группы являются:
П-62 – путевой, контролирует состояние приемо-отправочного пути и исключает лобовые маршруты, устанавливается на каждый приемо-отправочный путь станции, содержит реле ЧКС, НКС, ЧИ, НИ, ОКС, ЧКМ, НКМ, П;
СП-69 – стрелочный путевой, контролирует состояние стрелочного путевого участка, осуществляет замыкание стрелок в маршруте, содержит реле КС, 1М, 2М, З, РИ, Р, СП1;
УП-65 – участка пути в горловине станции выполняет те же функции, что и блок СП-69, кроме того, исключает установку лобовых маршрутов на данный участок пути, содержит реле 1КС, 1М, 2М, 1КМ, 2КМ, РИ, Р, П1;
С – стрелочно-коммутационный блок малого типа, который устанавливают
на каждую стрелку для контроля ее положения и коммутации схем по плану станции, содержит реле ПК, МК, ВЗ;
МI – маневрового одиночного светофора в горловине станции, участком приближения к которому является стрелочная путевая секция, содержит реле КС, Н, КМ, С, ОТ, ИП, О;
MII – маневрового светофора, установленного в створе, из тупика, содержит реле КС, Н, КМ, С, РИ, ИП, О;
MIII – маневрового светофора с участка пути в горловине, с участка пути с приемо-отправочного пути, содержит реле КС, Н, С, ОТ, ИП, О;
ВД-62 – входного светофора, управляет светофором, содержит реле КС, З, ОТ, КМ, Н, ИП;
BI – управления выходным светофором на одно направление с трехзначной сигнализацией, содержит реле С, МС, ЛС, О;
BII – для управления выходным светофором, сигнализирующим на два направления, содержит реле С, С1, МС, ЛС, 2ЗС, О, 2ЗО.
ВД – дополнительный к блокам BI, BII, BIII, содержит реле КС, З, Н, НМ, ОТ, ОН, ИП.
Схема наборной группы
Наборная группа БМРЦ служит для фиксации действия дежурного на аппарате управления. Наборная группа позволяет вместо раздельного применить маршрутное управление стрелками, что значительно сокращает время на приготовление маршрутов и повышает быстродействие централизации.
Наборная группа не выполняет зависимостей по обеспечению безопасности движения поездов, поэтому реле маршрутного набора берут II класса надёжности типа КДРШ.
Релейная аппаратура наборной группы обеспечивает:
1) фиксацию и запоминание нажатия кнопок при наборе маршрутов;
2) определение категории и направления маршрута в зависимости от нажатия кнопок начала маршрута;
3) включение светового указателя маршрутов для контроля правильности набора маршрута;
4) определение правильности последовательного нажатия маршрутных кнопок, включая кнопки конца маршрута при наборе маршрутов различных
вариантов;
5) включение управляющих и пусковых реле для одновременного перевода стрелок, входящих в маршрут;
6) проверку соответствия набранного маршрута действительному контрольному положению переведенных стрелок для этого маршрута;
7) включение начальных и конечных маневровых реле для определения
границ маршрутов в схемах исполнительной группы централизации;
8) отмену набора маршрута;
9) вспомогательный режим управления и сигнализацию на табло порядка набора маршрута.
Схемы маршрутного набора реализуются построением по плану
станции по 4 нитям (струнам):
1 струна – схема включения кнопочных реле (НКН – начальное кнопочное поездных маршрутов, КН – начальное кнопочное в маневровых маршрутах; ВК – вспомогательное конечное реле поездных маршрутов, ВКМ – то же, но в маневровых маршрутах);
2 струна – схема автоматических кнопочных реле (АКН – служит
для включения кнопочных реле промежуточных кнопок в маршруте
без нажатия их ДСП);
3 струна – схема включения стрелочных управляющих реле (ПУ, МУ);
4 струна – схема соответствия, по которой включаются начальные
и конечные реле исполнительной группы.
Основными реле наборной группы, кроме перечисленных выше, являются:
Реле направления размещаемые в блоке НН, 4 основных П, О, ОМ, ПМ и два вспомогательных ВПМ, ВОМ, которые работают при задании маневрового маршрута (сначала вспомогательные, потом основные).
Реле направления служат для определения направления и категории маршрута путём подачи питания в шины направления. Реле направлений включены по специальной схеме с взаимной блокировкой, позволяющей одновременно возбудить одно реле той категории, кнопка которой была нажата первой. Возбуждение реле направления позволяет набирать маршрут той категории и направления, к которому оно относится, и запрещает набирать маршруты других категорий и направлений до полного освобождения наборной группы:
ПП, ОП – поездные противоповторные реле;
МП – маневровые противоповторные реле;
ВП – вспомогательное поездное реле определяет набор поездного варианта маршрута.
Маневровый маршрут от светофора М11 до светофора М33 набирают последовательным нажатием кнопок М11 и М33. Нажатием кнопки М11, начала маршрута, в блоке НМIIП встает под ток реле К.
Затем по цепи 11 включается и встаёт на цепь самоблокировки кнопочное реле М11НКН:
За ним включается вспомогательное реле направления ВОМ:
После реле ВОМ встаёт под ток реле направления ОМ:
В шине НМ появляется питание:
Исключается возможность набирать маршруты других категорий и направлений и разрешается дальнейший набор данного маневрового маршрута. В указателе маршрутов УК загорается белым светом ячейка правой стрелки, показывающая, что набирается маневровый маршрут в четном направлении:
При условии возбуждения реле М11НКН и наличия питания в шине ЧМ включается маневровое противоповторное реле М11МП и определяет начало маршрута от светофора М11:
После этого нажимают кнопку конца маршрута М33К и в блоке НМIД включается реле 6К:
Реле 6К включает цепь возбуждения кнопочного реле КН светофора М33:
При условии возбуждения реле М33КН и наличия питания в шине НМ включается реле М33ВКМ, которое определяет конец маневрового маршрута у светофора М33:
Через фронтовые контакты реле М11НКН и М33ВКМ замыкается цепь 12 межблочных соединений, по которой в блоке светофора М33 срабатывает реле М33АКН:
Фронтовыми контактами этого реле подключаются и срабатывают кнопочные реле М19НКН и М19КН:
Контактами этих реле создается цепь питания реле ВП светофора М19:
Нажатие кнопок начала и конца маршрута и срабатывание кнопочных реле светофоров маршрута, а также промежуточного светофора контролируется загоранием зелёным светом ячеек табло по трассе набираемого маршрута. Фронтовыми контактами реле М11МП и М11ВКМ замыкается цепь 13 межблочных соединений, по которой срабатывают реле ПУ стрелок 9/11 и 25/27 , и происходит маршрутный перевод стрелок, входящих в маршрут.
После окончания перевода стрелок, входящих в маршрут, и получения контроля правильности их перевода возбуждаются реле ПК исполнительной группы. Замыкается цепь 14 соответствия межблочных соединений, по которой проверяется соответствие набранного маршрута (контактами реле ПУ, МУ) и маршрута исполненного (контактами реле ПК, МК), срабатывает начальное реле М11Н исполнительной группы и определяет начало маршрута в цепях исполнительной группы:
С момента срабатывания реле М19ВКМ включается конечное маневровое реле М33КМ и определяет конец маневрового маршрута в схемах исполнительной группы: