Тема 2. Архитектура эпохи феодализма
Архитектура Византии. При изучении архитектуры Византии следует проследить, как в зависимости от развития общественных потребностей развивались типы различных общественных сооружений (городские укрепления, обширные дворцы, термы, инженерные сооружения, храмы) и создавались новые конструкции. Например, купол, давно известный в римской архитектуре, по-новому переработанный византийскими зодчими, помог созданию нового самобытного архитектурного стиля и ответил требованиям христианско-императорского культа (храм Софии в Константинополе и др.). Создается крестово-купольный тип храма.
Архитектура в странах Западной Европы. Архитектура эпохи феодализма в странах Западной Европы разрабатывала преимущественно типы укрепленных замков и культовых сооружений.
При изучении Романской архитектуры необходимо ознакомиться с архитектурно-планировочными и конструктивными схемами романского стиля во Франции (ц. св. Стефана в Кане, ц. Сен-Сернен в Тулузе), в Германии (ц. Михаила в Гильдесгейме, собор в Вормсе), а также в Италии (Пиза, Кремона и др.). Необходимо также ознакомиться с большими монастырскими дворами, окруженными арками по колоннам. Представляют интерес конструктивные особенности романского стиля (пролеты сводчатых зданий, стрельчатые навершия и др.).
При изучении архитектуры Готики рекомендуется обратить внимание на созданные средневековыми зодчими разнообразные композиции культовых зданий базиликального типа (собор Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже, соборы в Шартре, Амьене, Бурже, церковь аббатства Сен-Дени др.).
Появляются упорные арки (аркбутаны), а с появлением стрельчатых
очертаний арок и сводов создается конструктивная система готического стиля, позволяющая перекрывать значительные пролеты, безопасно увеличивать высоту зданий и устраивать огромные окна, заполняемые витражами. В области строительной техники готика создала блестяще развитую систему каркаса. Это дало возможность строить монументальные готические храмы с грандиозными витражами, кажущиеся воздушными, несмотря на свою величину.
Изучая архитектуру Возрождения в Италии, следует обратить особое внимание на архитектуру раннего и высокого Возрождения, в которой выражались прогрессивные идеи гуманизма – мировоззрения молодого тогда, восходящего класса буржуазии, отражавшего в этот период и народные чаяния в борьбе с феодализмом.
При переходе к позднему Возрождению (XVI в.) необходимо знать важнейшие произведения крупнейших архитекторов Возрождения – Брунеллеско, Браманте, Рафаэля, Микеланджело.
Во второй половине XVI в. в Италии создается новый архитектурный стиль, носящий название "барокко".
Изучая архитектуру ренессанса, барокко и классицизма в других странах Европы, не следует трактовать ее только как отражение итальянского ренессанса; необходимо обратить внимание на своеобразие развития архитектуры во Франции, Англии, Чехословакии, Германии, Нидерландах, Испании и др. Идеи архитектуры Возрождения в Италии послужили для них толчком, пробудившим внутренние творческие силы, вызвавшие развитие национальных архитектурных стилей, разрабатывавших композиционные идеи и формы архитектуры ренессанса и барокко применительно к архитектурным задачам каждой страны. Например, классицизм XVIII в. во Франции выполнял некоторые прогрессивные задачи в области ансамблевого строительства и формирования новых типов жилых домов. Такой характер нового обращения к античности особенно сказался в поздний период развития классицизма во Франции, в начале XIX в. в так называемом стиле «ампир» (стиле наполеоновской империи), отличающемся показной пышностью, для создания которой применялись самые различные формы архитектуры прошлого (Египет, Рим, Греция и др.) [1,3,6,7].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие социально-экономические факторы повлияли на формирование византийской архитектуры?
2. Что такое центрально-купольный, центрический, крестово-купольный и базиликальный тип храма?
3. В чем отличие строительных приемов и конструкций византийской архитектуры от архитектуры античной?
4. Каковы конструктивные и планировочные особенности романской архитектуры?
5. Какова последовательность усовершенствования конструкции перекрытия от ранней романской архитектуры до поздней готики?
6. Каковы теоретические источники зарождения и развития архитектуры Возрождения?
7. Каковы особенности тектоники и ордерных композиций архитектуры Возрождения?
8. Какое влияние на формирование архитектурной стилистики барокко и классицизма оказали новые строительные материалы и типология зданий?