Башенные краны с поворотной башней
Башня крана крепится к поворотной платформе, которая через опорно-поворотное устройствоопирается на ходовую часть. На поворотной платформе размещаются: противовес, грузовая, стреловаялебедки и механизм вращения поворотной платформы. Стрелакрепится шарнирно к башне и удерживается канатными тягами, которые через направляющие блоки соединены с подвижной обоймой стрелового полиспаста. Подъем и опускание груза выполняются грузовым полиспастом с помощью грузовой лебедки и крюковой подвески. Управление краном ведется из кабины. В башенных кранах для механизма подъема груза в зависимости от грузоподъемности применяют одиночные и сдвоенные полиспасты двух, трех, четырех и большей кратности.
Крюковые подвески состоят из грузового крюка, траверсы, двух боковых щек, осей с установленными на них блоками. Грузовой крюк крепится в траверсе на упорном подшипнике, благодаря чему он может свободно поворачиваться и предохранять грузовой канат от закручивания. Число блоков в подвеске определяется кратностью полиспаста, а также необходимостью изменения ее для повышения грузоподъемности крана без увеличения мощности грузовой лебедки. В некоторых конструкциях кранов с большой высотой подъема груза применяют подвески с разнесенными блокамидля предотвращения каната от закручивания. Изменение вылета груза осуществляется наклоном стрелы или перемещением каретки с грузом вдоль горизонтальной стрелы.
31.Мачтовые и мачтово-стреловые краны являются стационарными кранами, что ограничивает область их применения. Их используют главным образом для монтажа сборных конструкций и технологического оборудования крупных строительных объектов.
Мачтовые краны.У мачтового крана поворотная мачта опирается на раму-фундамент и дополнительно прикрепляется к зданию или расчаливается вантами. На мачте устанавливается поворотная стрела — укосина. Для подъема груза используют имеющуюся в распоряжении лебедку, к которой в зависимости от требуемой грузоподъемности подбирают полиспаст.
Мачтово-стреловые краны по виду крепления мачты делятся на вантовые и подкосные. Вантовые мачтово-стреловые краны.Такой кран состоит из мачты, стрелы, грузовогои стреловогополиспастов, опорной рамы, лебедоки вант. Стрела крепится шарнирно к мачте у ее нижнего основания и вместе с ней может поворачиваться вокруг вертикальной оси с помощью поворотного круга 10 на 360°. Механизм вращения мачты и стрелы — канатный. Мачта опирается внизу на специальную шаровую пяту, а вверху мачту через неподвижную опору раскрепляют четырьмя—восемью вантами (в зависимости от грузоподъемности), расположенными обычно под углом 30° к горизонту. Ванты натягивают и удерживают в натяжении в процессе эксплуатации ручными лебедками или стяжными муфтами, прикрепляемыми к якорям. Стрела стрело-подъемным полиспастом связана с оголовком мачты. Концевые ветви стрелового и грузового полиспастов через отводные блокивводятся внутрь мачты и через отверстие в пяте стрелы выводятся на барабаны электрореверсивных лебедок. Для увеличения вылета основной стрелы и высоты подъема груза ее оборудуют управляемым с помощью полиспаста гуськоми вторым механизмом подъема груза и полиспастомменьшей грузоподъемности.
32.Башенный кран — это грузоподъемная машина со стрелой, закрепленной в верхней части вертикальной башни и выполняющая работу по перемещению и монтажу конструкций за счет сочетания рабочих движений: подъема и опускания груза, изменения вылета, передвижения самого крана по рельсам и поворота стрелы с грузом. Большая обслуживаемая рабочая зона, определяемая длиной подкрановых рельсовых путей и двойным вылетом груза, в сочетании с большим подстреловым пространством обусловили широкое использование башенных кранов как основной грузоподъемной машины для выполнения строительно-монтажных работ в гражданском, промышленном и энергетическом строительстве. Башенные краны разделяются на передвижные по рельсовым путям, стационарные (приставные), прикрепленные к возводимому сооружению, и самоподъемные, устанавливаемые на каркасные конструкции зданий и перемещаемые по нему в вертикальном направлении. По способу изменения вылета крюка различают башенные краны с подъемной стрелой и краны с горизонтальной балочной стрелой. По типу башен башенные краны выпускают с поворотной и неповоротной башней.
35.Приставные (стационарные) башенные краны. Их применяют при строительстве высотных сооружений (высотой 150 м и более). Они выполняются с поворотной головкой, горизонтальной стрелой и перемещающейся по ней грузовой кареткой. Приставные краны монтируют на фундаменте, который может быть специальным или являться частью фундамента здания. Увеличение высоты башни кранов осуществляется методом подращивания снизу или методом наращивания ее сверху промежуточными секциями, длина которых составляет 2,5...7 м. У приставных кранов и кранов с неповоротной башней, имеющих значительную высоту подъема крюка, наращивание ведется методом сверху. При наращивании башни две крайние верхние секции крепят к монтажной стойкеи расстыковывают между собой. Предварительно промежуточная секцияподнимается крюковой подвеской и навешивается на выдвижную раму.Самоподъемные краны.Их изготовляют грузоподъемностью до 15 т с грузовым моментом до 3300 кН-м. Вертикальное перемещение крана, осуществляется следующим образом. Башня крана опирается на опорные балки с откидными упорамии охвачена вертикально подвижной обоймой, также снабженной откидными упорами, но в другой плоскости. Специальной лебедкойобойма снимается с упоров и поднимается на высоту двух этажей и вновь устанавливается на упоры. После этого башня и опорные балки снимаются со своих упоров, подтягиваются на высоту двух этажей и устанавливаются на каркас здания. Демонтаж крана ведется в обратной последовательности. При такой конструкции крана не требуется большая длина башни. Самоподъемные краны применяются на строительстве зданий с металлическим каркасом.
При возведении крупных промышленных объектов — доменных печей, главных корпусов мартеновских цехов, тепловых, атомных и гидроэлектрических станций — используется блочный метод монтажа, при котором значительная часть работ ведется на площадках укрупнительной сборки. Это позволяет при монтаже металлических и сборных конструкций и оборудования перейти к схемам, близким к работе поточных линий. При блочном методе последовательно ведутся разгрузка и сортировка строительных конструкций, укрупнительная сборка их и установка блоков и оборудования в проектное положение. Для выполнения монтажных работ используются монтажные гусеничные, козловые, а также специальные монтажные башенные краны большой грузоподъемности.
39.Гусеничные краны.Применение для стреловых кранов гусеничного ходового оборудования привело к созданию монтажных гусеничных кранов с большой номенклатурой их по грузоподъемности — 16, 25, 40, 63, 100, 160, 250 т. Гусеничные краны работают без выносных опор и могут передвигаться в пределах строительной площадки в любом направлении со скоростью 0,5...1,0 км/ч. Высокая маневренность, а также большая грузоподъемность обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на объектах с большими и в том числе с рассредоточенными объемами работ для монтажа укрупненных конструкции и технологического оборудования. Эти качества создали гусеничным кранам высокую конкурентную способность по отношению к специальным башенным кранам, требующим устройства подкрановых путей.
36.Стреловые самоходные краны широко используются при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Основным достоинством стреловых самоходных кранов является автономность их привода, способность быстрого перебазирования с одного объекта на другой, большое разнообразие сменного оборудования.
Стреловые самоходные краны классифицируют по типу ходового оборудования и привода, по исполнению и виду стрелового оборудования. По типу ходового оборудования их разделяют на краны автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничные, на короткобазовом шасси, на тракторах и прицепные. По типу привода краны бывают с одно- и многомоторным (индивидуальным) приводом. Чаще применяют многомоторный привод — электрический, дизель-электрический, гидравлический или комбинированный (с различными типами привода отдельных механизмов).По исполнению и виду стрелового оборудования
стреловые самоходные краны выпускаются с невыдвижными (постоянной длины), выдвижными и телескопическими стрелами. Длина выдвижных стрел изменяется без нагрузки, телескопических — с нагрузкой на крюке. Телескопические стрелы в сочетании с гидроприводом преимущественно применяют в конструкциях автомобильных кранов и кранов на специальном шасси автомобильного типа, так как благодаря взаимному перемещению секций относительно друг друга обеспечивается наводка монтажного элемента на место установки, в том числе и в труднодоступных местах. Длину стрел изменяют вставкой дополнительных секций или установкой управляемых гуськов. На стреловых кранах широко используется башенно-стреловое оборудование.
37.Автомобильные краны.Автомобильные краны выпускаются грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т. Их монтируют на двух- или трехосном шасси серийно выпускаемых грузовых автомобилей. Привод всех механизмов автомобильных кранов осуществляется от двигателя автомобиля. По типу привода различают автомобильные краны с механическим (преимущественно малых типоразмеров), гидравлическим и электрическим приводом.
Кроме основной стрелы краны оснащаются удлиненными стрелами, стрелами с гуськами, башенно-стреловым оборудованием, а гидравлические краны — телескопическими выдвижными стрелами.
В зависимости от массы поднимаемого груза и вылета стрелы, краны могут работать на выносных опорах или без них, перемещаться с грузом в пределах строительной площадки, масса которого меньше номинального на соответствующем вылете, со скоростью до 5 км/ч при положении груза вдоль оси крана («стрела назад») и поднятом на высоту не более 0,5 м.
При механическом приводе движение от двигателя рабочим механизмам передается через систему промежуточных передач. При этом скорость рабочих движений регулируют частотой вращения двигателя и коробками перемены передач, а направление вращения — коническими и цилиндрическими реверсами. Для управления механизмами (муфтами, тормозами) применяют пневматическую систему управления, действующую от компрессора, приводимого в работу от двигателя автомобиля.
38.Пневмоколесные краны.Они имеют грузоподъемность 25, 40, 63 и 100 т. Большая грузоподъемность пневмоколесных кранов в сочетании со значительными высотой подъема (до 55 м) и вылетом крюка (до 38 м) обусловили их широкое использование на строительстве промышленных предприятий, сооружений, тепловых электростанций и установке технологического оборудования.
Пневмоколесный кран состоит из двух основных частей: поворотной и ходовой, соединенных между собой опорно-поворотным устройством. На поворотной части крана располагаются рабочее оборудование, силовая установка, механизм главного и вспомогательного подъема груза, механизм изменения вылета стрелы, механизм вращения поворотной части и кабина управления. Рабочим оборудованием крана служит основная решетчатая стрела, удлиненные вставками стрелы с управляемыми и неуправляемыми гуськами различных размеров, а также башенно-стреловое оборудование. Все механизмы крана имеют индивидуальный электрический привод постоянного тока. Силовая установка обеспечивает глубокое регулирование рабочих скоростей в широком диапазоне путем изменения напряжения генератора, питающего якори двигателей, что особенно существенно для механизмов подъема груза и передвижения крана при выполнении монтажных операций.
Ходовая часть крана состоит из сварной ходовой рамы, опирающейся на ведущие и управляемые мосты автомобильного типа, и выносных опор. Количество мостов (2...5) зависит от грузоподъемности крана. При большой грузоподъемности мосты крана объединяются в балан-сирные тележки с жесткой подвеской к ходовой раме. Управление передвижением из кабины машиниста и жесткая подвеска мостов ограничивают скорость передвижения крана до 18 км/ч. В рабочем положении кран опирается на выносные опоры. Допускается работа крана без выносных опор и передвижение его с грузом на крюке в соответствии с грузовой характеристикой крана.
40.Козловые, мостовые и кабельные краны принадлежат к кранам пролетного типа. По сравнению со стреловыми кранами они имеют постоянную грузоподъемность по всей площади обслуживаемой зоны, большую устойчивость, меньшую массу, но менее маневренны и сложнее в монтаже.
Козловые краны.Их широко используют для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах и полигонах заводов строительных изделий, на площадках укрупнительной сборки, монтаже строительных конструкций и технологического оборудования, при строительстве главных корпусов тепловых и атомных электростанций, укладке бетона в плотину гидростанций, монтаже оборудования доменных и цементных обжиговых печей и другого тяжелого промышленного оборудования. Козловые краны разделяют на монтажные и общего назначения. Краны общего назначения имеют грузоподъемность до 5 т, монтажные — до 500 т. Размеры пролета и высоты подъема груза устанавливают в зависимости от технологического назначения.
Несущей конструкцией козлового крана является мостс двумя опорами. По мосту крана перемещается грузовая тележкас грузозахватным устройством. Опоры крана устанавливаются на ходовые тележки, каждая из которых перемещается по двурельсовому пути. Мосты кранов малой (до 5 т) грузоподъемности изготовляют в виде пространственной трехпоясной фермы и ездовой балки двутаврового профиля, по которой передвигается электроталь. Мосты кранов средней и большой грузоподъемности выполняются в виде четырехпоясной решетчатой фермы прямоугольного или трапецеидального сечения. Грузовая тележка этих кранов может перемещаться по нижнему или верхнему поясу моста. Распространены комбинированные конструкции кранов, у которых по верхнему поясу перемещается грузовая тележка основного, а по нижнему — вспомогательного механизмаменьшей грузоподъемности. Мосты кранов выполняются с консолями и без них. Длина консолей достигает 25...30% от длины пролета. В этом случае тележка вспомогательного подъема перемещается по всей длине пролетного строения. При больших пролетах одна из опор крана обычно жестко соединяется с мостом, а другая — шарнирно. Шарнирная опора устраняет опасность заклинивания ходовых тележек при температурных изменениях или изменении положения подкрановых путей. При небольших пролетах обе опоры могут быть жесткими.
Передвижение грузовой тележки вдоль моста осуществляется с помощью канатов и электрореверсивной лебедки. Механизм подъема имеет два полиспаста, расположенных симметрично с обеих сторон моста и работающих на общую траверсу. Верхние блоки полиспастов установлены в подшипниках тележки, а нижние — на траверсе. У тяжелых монтажных кранов для достижения малых скоростей посадки груза для механизма подъема применяют четыре лебедки.
*.Производительность строительных кранов.Среднечасовая эксплуатационная производительность, (т/ч) строительных кранов характеризуется массой поднятых грузов за один машино-час:
Пэ.ч.=QKгKв / tц
где Q — грузоподъемность, т; Kг— коэффициент использования крана по грузоподъемности; Kв— то же, по времени (значения Кги Кв принимают в зависимости от типа рабочего оборудования: при крюковом оборудовании Кг = 0,8...0,9, Кв = = 0,75...0,9; при грейферном £,=0,8...0,9, Кв = 0,85...0,95); tц — продолжительность рабочего цикла, мин; tц =tм + tр.о, где tм — средняя продолжительность машинного времени цикла, приведенная к конкретным условиям эксплуатации (высота подъема груза, угол поворота крана, длина горизонтального перемещения проекции груза при изменении вылета, расстояние передвижения крана в течение цикла и др.), определяемая с учетом совмещенных движений механизмов, мин; tр.о — средняя продолжительность ручных операций по строповке, наводке и установке груза в проектное положение, определяемая видом грузозахватных устройств, типом монтажных элементов и квалификацией монтажников, мин.
tц=2[H/vг+L1/v1+L2/v2+a/(360n)]K+tр.о
где H=H1+h — высота подъема груза, м; Н1 — высота монтажного здания, м; h — расстояние от верхней отметки здания до низа груза, м; vг — скорость подъема (опускания) груза, м/мин; L1— средний путь каретки, стрелы (при изменении вылета), м; L2— средний путь крана, м; v1— скорость изменения вылета, м/мин; v2 — скорость передвижения крана, м; а — угол поворота крана (стрелы), град; K— коэффициент, учитывающий совмещение операций; п — частота вращения крана (стрелы), мин-1.
Годовую эксплуатационную производительность можно определить через среднечасовую по формуле
Пэ.г=Пэ.чTKв
где Т — рабочее время крана в году, ч; Kв— коэффициент использования внутри-сменного времени, принимаемый на основании статистических данных; усредненное значение Kв = 0,86.
41.Устойчивость кранов.Степень устойчи-вости свободно стоящих кранов, определяемая коэффициентами устойчивости, представляет собой отношение удерживающего момента, к опрокидывающему. Нагрузки, создающие опрокидывающий момент в этих кранах, как правило, приложены за пределами опорного контура, а сила тяжести крана, приложенная внутри опорного контура, создает соответственно удерживающий момент. При разных поло-женияхрабочегооборудования изменяются координаты его центра тяжести, значения действующих сил и их плечи, а следовательно, значения опрокидывающих и удерживающих моментов. При проверке грузовой устойчивости считают, что кран стоит на наклонной площадке, подвержен действию ветра, поворачивается, одновременно тормозится опускаемый груз и движущийся кран.
Коэффициент грузовой устойчивости
Kг=(Мg-EMин-Мв)/Mq>=1.15
где Мg=Gg[(b+c)cosa-h1sina]—момент, создаваемый силой тяжести частей крана относительно ребра опрокидывания; EМин=Мин.гр+Мин.кр.гр+Мц — суммарный момент сил инерции и груза, возникающих в процессе торможения крана и груза, и центробежной силы при вращении крана с грузом- Мв=Wкрa+WгрL—момент, создаваемый ветровой нагрузкой рабочего состояния на кран и груз, действующий параллельно плоскости, на которой установлен кран; Mq=Qg(A-b) — момент создаваемый номинальным весом груза относительно ребра опрокидывания. При проверке собственной устойчивости считают, что кран стоит на наклонной площадке, стрела установлена вдоль пути, вылет — минимальный, кран подвержен действию только ветра нерабочего состояния. Коэффициент собственной устойчивости
Kc=M'g/M'в>=1.15
где M'g— момент, создаваемый массой крана относительно ребра опрокидывания; M'в— момент ветровой нагрузки нерабочего состояния.
Для стреловых самоходных кранов автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, кроме того, проверяется устойчивость при движении на участках пути с продоль-ным и поперечным уклонами.
42.Устройства безопасности.Строительные краны оборудуются устройствами безопасности, к которым относятся ограничители грузоподъемности, ограничители рабочих движений, указатели наклона, анемометры, упоры, противоугонные захваты и др. В стреловых кранах применяют в основном ограничители грузоподъемности электромеханического типа. Ограничитель состоит из релейного блока с датчиками фактической и предельной нагрузок.
Датчик фактической нагрузки представляет собой динамометрв виде упругого кольца, деформация которого передается на рычажный потенциометр. Динамометр включают в систему канатов стрелового полиспаста и стержней, так как усилие в нем зависит от веса груза, стрелы и вылета крюка. башенные краны, а также краны с несущими канатами имеют ветровую защиту в виде анемометров, которые при достижении скорости ветра нерабочего состояния включают звуковую сигнализацию, а в отдельных конструкциях кранов — противоугонные захваты с одновременным отключением крана. Стреловые самоходные краны снабжаются также прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети. Кабины кранов и грузопассажирских подъемников оборудуются электрической блокировкой двери, исключающей движение крана при открытой двери. Техническое освидетельствование кранов.До пуска в работу строительные краны должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора. Краны, находящиеся в эксплуатации, подвергают полному техническому освидетельствованию, которое проводится не реже одного раза в три года. После монтажа на новом месте, ремонта его металлических конструкций, замены лебедок, смены крюка или крюковой подвески краны также подвергают полному техническому освидетельствованию, которое предусматривает осмотр машины и проведение статического и динамического испытаний.
Статическое испытание крана проводится под нагрузкой, превышающей на 25 % его грузоподъемность, с целью проверки прочности крана и его отдельных элементов, а у стреловых кранов — для проверки грузовой устойчивости. Стрелу крана устанавливают в положение наименьшей устойчивости, а груз поднимают на высоту 100...200 мм и выдерживают в таком положении 10 мин. Кран считают выдержавшим испытание, если груз не опустился на землю, а также не обнаружено трещин, остаточных деформаций и повреждений.
Динамическое испытание (проверка в работе механизмов, приборов безопасности, тормозов и аппаратов управления) проводится под нагрузкой, превышающей на 10 % грузоподъемность. На основе технического освидетельствования выдается разрешение на эксплуатацию крана. Сменные грузозахватные устройства при техническом освидетельствовании подвергают осмотру и испытанию под нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. Осмотр траверс — через каждые 6 мес, захватов — 1 мес, строп — 10 дн.
43.Машины для земляных работ классифицируют по назначению, режиму работы, степени подвижности и другим признакам. Классификация по назначению условна, поскольку приводы, ходовые устройства и другие структурные элементы современных машин позволяют использовать одну и ту же их базовую часть для работы с различными видами сменного рабочего оборудования, нередко различного по назначению. Универсальность машин существенно расширяет область их применения, способствует их лучшему использованию по времени, особенно в условиях небольших объемов однотипных работ, выполняемых строительной организацией, более эффективной организации технического обслуживания. Универсальные машины классифицируют по основным видам выполняемых ими работ, определяемым по технико-эксплуатационным, экономическим и другим соображениям. Различают землеройные машины для отрывки и перемещения грунта в пределах зоны досягаемости рабочего оборудования (одно- и многоковшовые экскаваторы), землеройно-транспортные машины для послойной разработки грунта и перемещения его на большие расстояния (бульдозеры, скреперы, грейдеры, грейдер-элеваторы), машины для подготовительных работ, машины и оборудование для уплотнения грунтов, для бурения скважин, в том числе в прочных и мерзлых грунтах при их разрушении взрывом, оборудование для гидромеханической разработки, а также машины и оборудование для разработки грунтов в особых условиях. Машины для планировочных работ относятся к группе землеройно-транспортных машин и частично к экскаваторам (экскаваторы-планировщики).
По режиму работы рассматриваемые машины бывают цикличного и непрерывного действия. К последним относятся многоковшовые экскаваторы, некоторые виды землеройно-транспортных машин, оборудование для гидромеханической разработки грунтов, а также некоторые виды машин для работы в особых условиях. Остальные машины работают в цикличном режиме, выполняя операции рабочего цикла последовательно или с их частичным совмещением во времени.
По степени подвижности машины для земляных работ относятся большей частью к передвижным самоходным или прицепным, за исключением некоторых видов оборудования для уплотнения грунтов, бурения скважин под взрыв, оборудования гидромеханизации, а также некоторых машин и оборудования для работы в особых условиях. Эти машины длительное время работают на одной строительной площадке, они не имеют собственных ходовых устройств и по этим признакам относятся к полустационарным. По другим признакам на машины для земляных работ распространяются положения, приведенные ранее в общей классификации строительных машин.
44.Рабочие органы, с помощью которых грунт отделяется от массива (зубья ковшей, бульдозерных отвалов, рыхлителей), называют землеройными. В конструкциях землеройных и землеройно-транспортных машин, рабочий процесс которых состоит из последовательно выполняемых операций отделения грунта от массива, его перемещения и отсыпки, землеройные рабочие органы совмещают с транспортирующими — ковшами (экскаваторы, скреперы) или отвалами (бульдозеры, грейдеры), называя первые ковшовыми, а вторые — отвальными. Ковшовый рабочий орган представляет собой емкость с режущей кромкой, оснащенной зубьямиили без них. Ковши с режущими кромками без зубьев чаще применяют для разработки малосвязных песков и супесей, а ковши с зубьями — в основном для разработки суглинков, глин и прочных скальных грунтов. В режиме разработки грунта ковш перемещается так, что его режущая кромка или зубья внедряются в грунт, отделяя его от массива. Разрыхленный грунт поступает в ковш для последующего перемещения в нем к месту разгрузки. Отвальные рабочие органы оборудуют в нижней части ножами, в этом случае их называют ножевыми. Для разрушения более прочных грунтов на ножи дополнительно устанавливают зубья. В процессе эксплуатации землеройные рабочие органы (зубья, режущие кромки ковшей, ножи бульдозерных отвалов и т. п.), взаимодействуя с грунтом, обладающим абразивными свойствами, изнашиваются и затупляются. При этом между передней и задней гранями режущего рабочего органа образуется поверхность, близкая к цилиндрической, без явно выраженной режущей кромки. При разработке грунта таким рабочим органом в зоне поверхности затупления образуется грунтовый нарост — ядро, которое перемещается вместе с рабочим органом, как бы восполняя его изношенную часть. Перемещаемая вверх по передней грани режущего рабочего органа стружка будет отделяться от массива по поверхности, расположенной несколько выше следа рабочего органа в соответствии с формой и размерами грунтового ядра. Часть грунтамежду поверхностью раздела и следом рабочего органа при проходке последнего уплотнится в оставшийся массив грунта. Из сравнения взаимодействия с грунтом острого и затупленного рабочих органов следует, что в последнем случае возникают дополнительные сопротивления уплотнению грунта и повышенных сил трения между грунтом и уплотненным ядром, а также между ядром и отделяемой стружкой. С увеличением затупления режущего рабочего органа энергоемкость процесса разработки грунта возрастает. Для повышения износостойкости режущих рабочих органов переднюю грань упрочняют твердым сплавом в виде наплавок износостойкими электродами или напаек из металлокерамических твердосплавных пластин. Последние более эффективны по сравнению с наплавками. Они обладают высокой твердостью (несколько выше твердости оксида кремния, содержащегося в песчаных грунтах), но подвержены хрупкому разрушению при встрече с валунами. Упрочненные по передней грани землеройные рабочие органы обладают эффектом самозатачивания, который проявляется в том, что державка рабочего органа, имеющая более низкую твердость по сравнению с упрочняющим слоем, изнашивается быстрее последнего, так что рабочий орган во все время работы остается практически острым с затуплением лишь по толщине упрочняющего слоя.