Традиции и обычаи казахского народа

Праздник сорока дней (Қырқынан шығару)–семейный праздник, свидетельствующий о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному. По традиции, торжество обычно проводится на сороковой день со дня рождения ребенка. Приглашенных очень много, и празднество проходит в торжественной обстановке. В этот день с ребенка впервые снимают ит көйлек (собачью рубашку), в которую его одевали сразу же после рождения. По народному поверью, «у собаки сорок душ», и поэтому «собачья рубашка» должна оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням он считается уже достаточно «большим». И охраняющую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. После снятия этой рубашки ребенка обычно купают в сорока ложках воды. Приговаривая: «Пусть 30 позвонков твоих и 40 ребер поскорее закрепятся». Затем следует первая стрижка, которую доверяют самому уважаемому человеку в семье. Чаще всего женщине. Снятые волосы скатывают на ладони в клубок и подшивают младенцу под воротник его одежды. Первые состриженные ногти собирают, заворачивают в траву и закапывают в землю.

Эти обычаи связаны с древней верой в священность первых волос и ногтей, которые, по поверью, должны продолжать свой рост вместе с ребенком. Родители верили, что долгое сохранение в земле срезанных волос и ногтей принесет их потомку избавление от земных проклятий со стороны возможных будущих врагов и убережет его то прочих бед.

Народные традиции имеют огромное нравственное значение. Этическая их сущность заключается, прежде всего, в том, что они формируют определенную психологическую установку, которой ребенок подсознательно будет следовать в будущем. Наставления и пожелания, родных должны сформировать определенный стереотип поведения и образа жизни, а также выработать полезные привычки. А страх перед карой за отход от заветов отцов и близких людей оградит, человека от совершения дурных поступков и будет способствовать продолжению традиций рода, поддерживанию древних обычаев и добропорядочных взаимоотношений.

АРМ №27

СРОП № 14   Напишите личное письмо о ваших впечатлениях от общения с окружающими (не менее 100 слов).
СРО №40   Прочитайте текст «Орлы», составьте план и перескажите его содержание .

Орлы

Живут орлы оседло парами, охотятся чаще всего в одиночку. В поисках добычи они часами парят на огромной высоте подобно грифам или кондорам, хотя и уступают в размерах последним. Но легкость и изящество орлов обманчивы, в нужный момент они стремительно снижаются, вытягивают лапы вперед и хватают жертву, оглушая ее ударом клюва. Сильные крылья позволяют им легко маневрировать у поверхности земли и кромки отвесных скал, поэтому спастись от пернатого хищника потенциальной жертве очень нелегко.

Помимо маневренности обращает на себя внимание непомерная сила этих птиц. В отличие от других хищных пернатых орлы нередко атакуют животных намного тяжелее себя: лисиц, волков, косуль, газелей, антилоп. А уж ловля зайцев, сурков, сусликов, мелких обезьян и птиц для них вообще не представляет сложности

Огромные когти действуют как острогубцы, одновременно сжимая и прокалывая тело жертвы. Пойманную добычу орлы едят, как правило, на месте, в гнездо уносят лишь корм для птенцов. Если жертву несколько птиц атаковали сообща, то при ее поедании нередко возникают драки. После трапезы птицы много пьют и тщательно чистят оперение. Если орлу долгое время не удается поймать достаточно крупную жертву, он может снизойти до питания падалью или ловли насекомых. Размножаются орлы раз в году, в южных районах они откладывают яйца зимой, в северных – в первой половине весны. Свои гнезда птицы располагают на верхушках высоких деревьев, уступах скал, реже на земле. Орлы нередко захватывают старые гнезда ворон, соколов, ястребов и достраивают их до нужной высоты. Гнездо пара использует много лет подряд, ежегодно подкладывая в него свежие зеленые ветки. Со временем оно приобретает вид огромной кучи.

АРМ №28

СРО №41 Прочитайте текст «Добрым людям – добрые слова», переведите выделенный абзац, составьте план текста.

Добрым людям – добрые слова

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Получается нередко по русской пословице: «В чужом глазу и соринку замечу, а в своем и бревна не увижу».

Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черсвтвое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействует на собеседника.

Никто не подсчитывал, какое число душевных ран наносят люди неуместно сказанным словом. Но многие начинают по-настоящему задумываться над лечащей и убивающей силой речи, задумываться о том, как бы лучше, полнее использовать язык для улучшения сердец и душ человеческих. Слово имеет великую силу. Словом убивают и словом поднимают полки на битву. Словом окрыляют и словом опускают руки. Словом благословляют и словом проклинают. Сначала возникает слово, а потом действие. Недаром говорится, что «мягкий язык кость переломит». Ничто не ссорит людей, как неправильно сказанное слово. Кому-то не хватает мудрости, а кому-то запаса слов, речь должна быть богатой, выражение мысли точным и четким. Владея ораторским искусством, можно владеть миром, убедить человека в любой идее.

И хорошо, что вопрос «Как действует слово на человека?» возник. Его поставила жизнь. И жизнь найдет средства для его решения. Слово должно и будет служить воспоминанием о взаимном уважении людей. И пусть будет побольше добрых слов, сказанных добрым людям добрыми людьми.

СРО №42 Составьте диалог на тему :Природа и человек».

АРМ №29

СРОП №15 Напишите эссе на тему: «Защита мира и жизни».
СРО №43 Прочитайте текст «Цвет в орнаменте», перескажите его содержание.

Цвет в орнаменте

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение – они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным. Чередование цветов в орнаменте подчиняется логике его содержания, а выбор цветов всегда связан с этнографической историей казахского народа и имеет символическое значение. Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию. У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет – символом солнца, огня; желтый цвет – символом разума, тоски,

печали; черный цвет - символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны. Поэтому, когда для изделия выбирается один из этих цветов, определяется и его символическое значение. Следовательно, в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления каждого народа об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности. Так, например, в средней зеленой полосе России преобладает цвет красный, а в городах Средней Азии и Казахстана, среди желтых пустынь, существует привязанность к керамике всевозможных голубых оттенков. В прикладном искусстве используются два вида красок:

1. Порошки и жидкие красители, изготовленные современным химическим способом.

2. Природные (натуральные) красители. Их получают из глины, охры, различных минералов и растений.

Мастера изготавливают краски сами, дополняя их различными добавками. Раньше для окраски дерева, шкуры, кожи использовались распространенные в природе готовые красители – глина белого, желтого, зеленого, красного и черного цветов, охра (желтая, зеленая, красная). Соки плодов белладонны, боярышника, черной смородины, земляники, черемухи, шиповника и других растений также были своеобразными красителями. Народные умельцы широко применяли краски, изготовленные из корней, коры, листьев растений путем выпаривания. Например, коратальника, тополя, сосны, дуба, яблони, граната, винограда, абрикоса давала красный, желтый, рыжий, коричневый оттенок.

АРМ №30

СРО №44 Прочитайте текст «Короли пернатых». Составьте план и перескажите его содержание.

Короли пернатых

Орлы испокон веков считались «королями» царства пернатых, за ними закрепился статус самых сильных, смелых и благородных жителей поднебесья. Мировая фауна насчитывает порядка четырех десятков видов этих птиц, выделенных в несколько родов в семействе ястребиных. Среди хищных пернатых их ближайшими родственниками являются орланы, гарпии и канюки.

Все орлы – птицы среднего и крупного размера. Лишь самые мелкие виды – степной орел и орел-карлик – весят, соответственно, 1,6-2 и 0,5-1 кг, масса же остальных видов составляет 3-5 кг, размах крыльев доходит до 2 м, причем самки на 25-30% крупнее самцов. При взгляде на орла обращает на себя внимание мощный крючковатый клюв, хорошо развитая шея, огромные крылья, которые даже в сложенном состоянии выдаются за линию груди, и сравнительно длинные ноги с сильными пальцами и изогнутыми когтями. Все это изобличает в них ловких хищников, добывающих пищу исключительно активной охотой и не побирающихся падалью.

По типу окраски всех орлов можно разделить на две группы. Большинство видов окрашены однотонно в коричневый, черный, рыжеватый цвет с отдельными пестринами на крыльях. Некоторые виды (ястребиный, боевой, венценосный орлы) имеют контрастную окраску – верх и голова темные, низ светлый. Брюшко и крылья у них усеяны крапинками или полосами. Кроме того, африканские хохлатые и гребенчатые орлы имеют на голове украшение в виде пучка длинных перьев.

Виды из рода настоящих орлов населяют преимущественно умеренную и субтропическую зоны Евразии – от Шотландии на северо-западе до Казахстана, Монголии и Индии на юго-востоке. Клинохвостый орел обитает в Австралии, на островах Тасмания и Новая Гвинея. Все эти птицы предпочитают селиться в открытых ландшафтах: в степях, полупустынях и горах, граничащих с безлесными равнинами. Хохлатые, венценосные, гребенчатые орлы обитают в Африке и отдают предпочтение разреженным лесам и кустарниковым саваннам.

СРО №45 Подготовить рассказ о казахском обычае «Положить в тымак» (Тымаққа салу) (с.179).  

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru Казахские обычаи и традиции   традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Ат тергеу

В традициях и обычаях казахского народа есть множество способов воспитания у молодежи уважения к старшим.

По казахскому обычаю женщины (снохи) не называли по имени своих свёкра (ата), деверя (каины), золовок (қайынсіңлі), а подбирали им подходящие почтительные имена: "мырза қайнаға", "бай атам", "еркем" и т.д. "Ат тергеу" — показатель уважения к старшим, учтивости и обходительности.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Аушадияр

Традиционная свадебная песня (жыр) поется на определенный мотив и имеет особое воспитательное значение. "Аушадияр" является украшением и особо торжественным моментом тоя. Это как правило, образец искусства. К сожалению, в наше время в Казахстане "аушадияр" совсем забыта.

"Аушадияр" посвящается молодой чете, которая переступает порог новой жизни. "Аушадияр" несет в себе добрые советы, примеры воспитания в национальных традициях.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Тобық тығу

Тобық тығу — игра-пари, суть которой заключается в клятвенном обешании девушки или парня в любое время (через 1 год, а то и через 5 лет), при любых обстоятельствах показать "тобык" (тобық — щиколотка), которую ему дали. Если девушку или парня застали врасплох и они не могут показать "тобык". то должны отдать дорогостоящую вещь, например, золотые часы, ковер, скакуна и т.п. Эта игра прививает молодежи внимательность, и твердость характера.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Сатып алу

"Сатып алу" (букв, купить). Если в семье дети умирают один за другим вскоре после рождения, то очередного рожденного ребенка "покупают" (сатып алады). В дом, где появился новорожденный, приходит знахарь (шаман) со словами: "Вы украли моего ребенка, отдайте его", — и, несмотря на сопротивление родителей, забирает малыша. Через день-два родители идут к знахарю и якобы покупают у него свое дитя. Знахарь подает младенца из-под боковой части юрты (кереге). Ребенок считается "купленным". Есть и другие хитрости. К примеру, чтобы такой ребенок долго жил, его "проводят" между ног семи бабушек. Казахи считали важным иметь детей и всегда стремились их сохранить любой ценой.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Тымаққа салу

Если ребенок рождался преждевременно, он нуждался в большем тепле, а потому такого малыша держали в большой зимней шапке, закрывающей уши и подбородок, обшитой лисьим или корсачьим мехом. Она называется "тымақ". Дитя находилось в ней столько времени, сколько мать не доносила его до положенного срока. Только по истечении полных девяти месяцев ребенок покидал этот своеобразный инкубатор.

Если ребенок рождался летом, "тымак" привязывали к одной из реек "кереге" и каждый день меняли его местоположения — привязывали к следующей рейке.

Зимой в доме в стену вбивали столько гвоздей, сколько дней роженица не доходила до срока, и каждый день вешали "тымак" на новый гвоздь.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Өңір салу

Наряду с обычаями " үй корсету", " есік ашар" или "отқа шақыру" (приглашение на огонек) исполняется еще один обычай "кеде" по отношению к молодой невестке — "салу". Обряд исполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают келін (невестку) "шашу", вручают ей свои подарки. Обычно это "өңір" — одежда или предметы хозяйственного обихода.

традиции и обычаи казахского народа - student2.ru

Шүлен тарату

Шүлен тарату — благотворительность. Раньше богатые бии и баи помогали бедным аулчанам: давали скот, деньги, имущество, еду. Благотворительность особенно проявлялась осенью, перед трудной и суровой зимой, после окота скота. Состоятельные люди делали это не ради выгоды, а за простое челове­ческое "спасибо". Они считали своим долгом заботиться о других. Хотя бедный люд и не всегда лестно отзывался о них, но признавал авторитет и принимал помощь.

Наши рекомендации