Семейные традиции, обычаи и праздники лежат в основе культуры каждого народа. Именно на них воспитывается каждое новое поколение. В трудные периоды жизни именно это позволяет уцелеть семье.

14. Семья как социальный институт.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Функции института семьи:

· воспроизводства населения,

· хозяйственно-экономическую,

· воспитательную,

· рекреационную,

· социального контроля.

При этом считается, что семья – это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, в этом плане анализируются прежде всего ее социальные функции.

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой. Особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не ограничивается семейными взаимоотношениями, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда.

2)

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778) отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия. Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

17) Материнство и отцовство в современном мире.

Проблема отцовства и материнства в последние годы в отечественных исследованиях обсуждается довольно широко, сегодня как никогда, на наш взгляд, актуален вопрос о необходимости укрепления института семьи. В российской системе образования реализуется «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников», где основополагающим элементом является семейное воспитание, которому государство рекомендует уделять больше внимания.

С педагогической точки зрения родительская культура является одной из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, т. к. имеет важное значение не только для отдельно взятой семьи, но и для общества в целом. Именно в семье происходит передача следующему поколению социокультурного опыта, формируются ценностно-смысловое пространство культуры, культурный облик человека. Дети проецируют отношение в семье в социальных институтах: дошкольных образовательных учреждениях, школе, профессиональных образовательных организациях, наконец, в трудовом коллективе.

Несомненно, что детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и являются важнейшим элементом социализации. Отношения родителей и детей длительны, непрерывны, строятся в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Позиция ребенка и родителей в системе отношений строится на активности. Родители должны стремиться к достижению согласованности и сотрудничества, но и любви к своему ребенку. Важным компонентом родительской культуры является родительская любовь. Традиционно родительскую любовь разделяют на материнскую и отцовскую, которая имеет существенные отличия по содержанию, природе, формам проявления и оказывает различное влияние на развитие ребенка, становление его как личности.

Материнская любовь по своей природе безусловна (Э. Фромм), она не связана с достоинствами и успехами ребенка в повседневной жизни. Мать признает самоценность ребенка и строит отношения, как правило, по принципу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, безответной самоотдаче. По мнению Э. Фромма, мать всегда любит своего ребенка, каким бы он ни был: здоровым или больным, успешным или безуспешным, красивым или некрасивым и т. п. Любовь же отца носит обусловленный характер: она может быть заслужена или временно утеряна – в этом проявляется такие качества отцовской любви, как разумность и рациональность. При этом отцовская любовь зависит от социальных причин (культурные особенности, социальные нормы и др.).

Отцовская любовь требовательна, ее ребенок должен заслужить. В отличие от материнской, она не имеет врожденных предпосылок, формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Поэтому отцовство традиционно воспринимается как воплощение совести, долга и закона, что соответствует внутреннему семейному миру ребенка и внешнему социальному окружению.

Следует отметить, что сегодня активно в СМИ обсуждается феномен отцовства, это малоизученная область социологии и демографии семьи, брака. В центре внимания роль отца при социализации детей, их адаптации к реальной жизни и пр. Интерес к отцовству возрос в 1960–70-х годах, в связи с проблемой распада семей, появились работы ученых по вопросу взаимоотношений разведенных отцов со своими детьми. Переоценка мужчинами своих отцовской и супружеской ролей, ориентаций, представлений происходило в России в результате специфических исторических условий. Прежде всего, это отмена права на наследование собственности, что в немалой степени сказалось на ослаблении «фундаментальной» мужской заинтересованности в родных, любимых наследниках. Во-вторых, это правовое непризнание биологического отцовства вне зарегистрированного брака, действовавшее в Советском Союзе в 1944–1968 годах. В-третьих, феминизация воспитания и образования мальчиков, обусловленная, в свою очередь, как советскими идеологическими установками, так и объективными ситуациями – послевоенными диспропорциями численности мужчин и женщин. Начиная со второй половины XX века ведется спор о роли отцовства в семейном воспитании. Некоторые источники средств массовой информации пытаются закрепить в сознании стереотип о слабости и неадекватности современных отцов, отцовской некомпетентности, ученые и публицисты констатируют неутешительные факты:

· – рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

· – незначительные и редкие отцовские контакты с детьми по сравнению с материнскими; – педагогическая некомпетентность отцов;

· – незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно по уходу за маленькими детьми.

Анализ российского и европейского опыта конца XX века позволил выявить тенденцию увеличения числа одиноких матерей. Появились неутешительные демографические данные: без участия отцов и отчимов воспитывается не менее одной пятой всех детей. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и сверстников. Девочки, лишенные отцовского воспитания, растут эгоистичными, подозрительными, часто совершают ошибки во взаимоотношении с противоположным полом. Следовательно, изучение отцовства как феномена является важной проблемой не только социологической, но и психолого-педагогической: роль отца в формировании личности ребенка важна так же, как и роль матери. Продолжая мысль, выявляя различие отцовства и материнства, следует отметить специфический стиль отцовства, который зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре. Говоря о роли отцов в воспитании детей, выделим элементы, от которых зависит формирование личности ребенка:

· количество жен и детей, которых он имеет и за которых ответствен;

· степень его власти над ними;

· количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте и качество этих контактов;

· то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;

· то, в какой мере он ответствен за непосредственное и опосредованное обучение детей навыкам и ценностям;

· степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

· сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины;

· сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.

Наши рекомендации