V. Организация технического обслуживания и ремонта машин и оборудования
Ремонтная служба лесозаготовительного предприятия (ремонтно-обслуживающая база) включает совокупность передвижных и стационарных объектов для поддержания лесозаготовительных машин и оборудования в постоянной технической готовности. В ее состав входят: передвижные пункты технического обслуживания для проведения технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) машин на местах их работы, гаражи, где осуществляется хранение и мелкий ремонт автомобилей; депо для обслуживания и текущего ремонта подвижного состава УЖД, пункты централизованного технического обслуживания, выполняющие ТО и ТР лесосечных и лесотранспортных машин агрегатным методом; ремонтно-механические мастерские, предназначенные для выполнения ТР лесосечных и лесотранспортных машин, их агрегатов, узлов, изготовления деталей.
Основными задачами ремонтной службы предприятия являются:
предупреждение преждевременного износа машин и оборудования и поддержание их в постоянной технической готовности;
сокращение длительности пребывания машин и оборудования в техническом обслуживании и ремонте;
повышение качества и сокращение затрат на выполнение ремонтных работ;
использование прогрессивных средств, форм и методов организации технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ, направленный на поддержание исправности и работоспособности машин и оборудования. В состав основных работ по техническому обслуживанию входят: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, смазочно-заправочные, регулировочные и крепежные операции.
Ремонт представляет собой комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности машин и оборудования и включает контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, сварочные, электротехнические, малярные и другие работы, а также устранение отказов и неисправностей, возникших в процессе эксплуатации машин и оборудования или выявленных при техническом обслуживании.
В основе организации и порядка проведения ремонтных работ лежит система планово-предупредительных ремонтов, которая представляет собой совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту машин и оборудования. В системе ППР работы по техническому обслуживанию и ремонту носят профилактический характер, что обеспечивает постоянную техническую готовность машин и оборудования, сокращает простои, связанные с их неисправностью, увеличивает срок службы машин и позволяет снизить затраты, связанные с их эксплуатацией. Система ППР предусматривает строгую последовательность мероприятий и выполнение их в заранее установленные сроки.
Для большинства лесозаготовительного оборудования установлены следующие виды технического обслуживания:
- ежесменное техническое обслуживание (ЕО);
- техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
- техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
- техническое обслуживание № 3 (ТО-3);
- сезонное обслуживание (СО).
Назначение ЕО состоит в подготовке машин и оборудования к работе и обеспечении их надежного функционирования в течение всей смены. Главная цель ТО состоит в предупреждении ускоренного износа деталей, узлов и агрегатов, в проверке и восстановлении регулировок узлов и рабочих органов, обеспечении экономичности и безопасности их работы. Сезонное обслуживание предназначено для подготовки оборудования к работе в условиях осенне-зимнего и вссенне-летнего сезона.
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ различаются капитальный и текущий ремонты. Лесозаготовительные предприятия своими силами и средствами проводят все виды технического обслуживания и текущие ремонты.
Проведение ТО и Р должно быть организовано так, чтобы обеспечивались минимальные простои оборудования, минимальные затраты труда, запасных частей и ремонтных материалов.
Порядок и последовательность выполнения ТО и Р, а также нормативы их периодичности, затраты времени и труда по каждому их виду регламентируются «Положением о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования лесозаготовительной промышленности». Расчет объемов ремонтных работ, продолжительности простоя в них машин и оборудования и трудозатрат на их выполнение ведутся в определенной последовательности.
5.1. Расчет количества технических обслуживаний и ремонтов
машин и оборудования
Суммарная плановая наработка, мото-час, для лесосечных машин определяется по следующей формуле:
где - годовой объем работ лесосечных машин и оборудования данной марки, м3;
- продолжительность смены, час;
- коэффициент перевода машино-часов в мото-часы (принимается для трелевочных тракторов - 0,65; для многооперационных машин - 0,85);
- сменная производительность машин и оборудования, м3.
Для машин и оборудования, работающих на нижнем лесоскладе наработка, машино-час, определяется по следующей формуле:
Для автомобилей на вывозке древесины наработка, км, определяется по следующей формуле:
где - среднее расстояние вывозки, км;
- рейсовая нагрузка на автомобиль, м3.
Каждое ТО и Р выполняется после определенной наработки в мото-часах на лесосечных работах, в машино-часах на нижнескладских работах и километрах пробега на вывозке древесины. Расчет количества ТО и Р ведется от более сложного к менее сложному, так как работы, выполняемые при проведении более сложного ремонта и ТО, включают все операции, выполняемые при менее сложном ремонте. Расчеты ведутся по следующим формулам:
где , , , - соответственно периодичность капитального ремонта, ТО-3, ТО-2,
ТО-1, мото-час, машино-час, км.
,
где - списочное количество машин и оборудования, шт.
.
Результаты расчетов сводятся в таблицу 4.
5.2 Определение продолжительности простоя
в техническом обслуживании и ремонтах
Продолжительность простоя в каждом виде ТО и Р для парка машин данной марки, машино-час, определяется исходя из полученного количества и нормативов простоя в единице ТО и Р. Норматив простоя в капитальном ремонте установлен в календарных днях.
Продолжительность простоя для капитального ремонта определяется следующим образом:
,
где Nкр – число капитальных ремонтов;
Нкр – норматив простоя.
Продолжительность простоя для ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО определяется следующим образом:
ПТО,СО= NТО,СО×НТО,СО ,
где NТО,СО – число соответствующего технического (сезонного) обслуживания;
НТО,СО – норматив простоя.
Продолжительность простоя для текущего ремонта определяется следующим образом:
где Нтр - норматив простоя, час;
Н – наработка в мото-часах, машино-сменах, км пробега.
Для автомобиля продолжительность простоя для технического ремонта определяется следующим образом:
,
где z – общий пробег автомобиля, км, рассчитывается по формуле:
Результаты расчетов сводятся в таблицу 5.
Таблица 4 Расчет количества ремонтов | Количество ТО и ремонтов | КР | ||||||||||||||
ТР | ||||||||||||||||
СО | ||||||||||||||||
ТО-1 | ||||||||||||||||
ТО-2 | ||||||||||||||||
ТО-3 | ||||||||||||||||
Периодичность выполнения ТО и Р, мото-час, маш-час, км пробега | КР | |||||||||||||||
ТР | ||||||||||||||||
СО | ||||||||||||||||
ТО-3 | ||||||||||||||||
ТО-2 | ||||||||||||||||
ТО-1 | ||||||||||||||||
Списоч-ное число машин и оборудования | ||||||||||||||||
Наработка, мото-час, маш-час, км пробега | ||||||||||||||||
Марка машины и оборудова-ния | Итого |
Таблица 5 Простои машин и механизмов в ремонтах | Итого простои в днях | |||||||||||||||
Итого простои в часах | ||||||||||||||||
Продолжительность простоя, час. | КР | |||||||||||||||
ТР | ||||||||||||||||
СО | ||||||||||||||||
ТО-3 | ||||||||||||||||
ТО-2 | ||||||||||||||||
ТО-1 | ||||||||||||||||
Продолжительность одного ремонта, час. | КР | |||||||||||||||
ТР | ||||||||||||||||
СО | ||||||||||||||||
ТО-3 | ||||||||||||||||
ТО-2 | ||||||||||||||||
ТО-1 | ||||||||||||||||
Наработка, мото-час, маш-час, км пробега | ||||||||||||||||
Марка машины | Итого |
5.3. Определение трудозатрат на проведение ТО и Р
и численности ремонтных рабочих
Трудозатраты на проведение ТО и Р машин и оборудования, чел-час, определяются исходя из количества каждого вила ТО и Р и нормативной трудоемкости их проведения:
где - трудоемкость единицы технического обслуживания машин и оборудования, чел-час;
- удельная трудоемкость текущего ремонта, на 100 отработанных мото-часов, машино-часов, 1000 км пробега, чел-час.
Для автомобилей трудозатраты на проведение текущего ремонта определяются по формуле:
Полученные результаты сводятся в табл. 6.
Используя форму, представленную в табл.7, следует составить график работы ТО и Р лесосечных машин мастерского участка на месяц. Исходные данные по наработке на начало планируемого месяца для каждой машины принимаются студентом самостоятельно по согласованию с руководителем курсового проекта. «Положением о ТО и Р» допускаются отклонения от установленной периодичности (не более плюс, минус 10%) первых, вторых и третьих технических обслуживании, Поэтому при построении графика ТО и Р необходимо, чтобы простои машин были равномерно рассредоточены по дням месяца. Это позволит обеспечить ритмичную работу мастерского участка и равномерную загрузку ремонтных рабочих. Для замены машин, снятых с эксплуатации на время выполнения ТО и Р, предусматривается выделение на мастерский участок резервных машин, количество которых определяется из расчета: 1 резервная - на 4 работающих (для трелевочных тракторов и многооперационных машин). Количество резервных машин уточняется при построении графика работы, ТО и Р.
Далее необходимо распределить трудозатраты на выполнение ТО и Р по видам ремонтных работ для выявления потребности в рабочих той или иной специальности в соответствии со следующей структурой работ (%):
Таблица 6 Расчет трудозатрат на выполнение ремонтов | Итого трудо-затрат | ||||||||||||||
Трудозатраты, чел.-час. | ТР | ||||||||||||||
СО | |||||||||||||||
ТО-3 | |||||||||||||||
ТО-2 | |||||||||||||||
ТО-1 | |||||||||||||||
Трудоемкость одного ТО и ремонта чел.-час, удельная трудоемкость ТР, час/100маш-час, час/1000 км пробега | ТР | ||||||||||||||
СО | |||||||||||||||
ТО-3 | |||||||||||||||
ТО-2 | |||||||||||||||
ТО-1 | |||||||||||||||
Наработка, мото-час, маш-час, км пробега | ТО-1 | ||||||||||||||
Марка машины и оборудования | Итого |
– разборочно- сборочные и диагностические | - 50; |
– кузнечно- термические | - 3; |
– медницко-жестяницкие | - 3; |
– электрормонтные | - 7; |
– аккумуляторные | - 2; |
– станочные | - 18; |
– сварочные | - 8; |
– шиномонтажные | - 2; |
– обойные | - 2; |
– прочие | - 5. |
Объем вспомогательных работ при проведении ТО и Р для целей курсовой работы можно принять 20-30% от основных трудозатрат на ТО и Р.
На мастерском участке с помощью передвижных средств выполняется ТО-1 и 30% от общего объема текущего ремонта. Исходя из этого определяется численность ремонтно-обслуживающей бригады мастерского участка. При небольшом объеме работ на отдельном мастерском участке ремонтная бригада может обслуживать несколько участков, Следует иметь в виду, что ТО-2, ТО-3, СО и 30% общего объема текущего ремонта выполняются в пункте централизованного технического обслуживания (ПЦТО). Исходя из трудозатрат на эти виды ТО и Р определяется численность рабочих ПЦТО. В РММ выполняется 40% работ, входящих в текущий ремонт. По этим трудозатратам определяется численность рабочих РММ, которые затем распределяются по профессиям. Расчеты отражаются в таблице 7.
Таблица 7