ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

МДК 01.03.02 Электроснабжение отрасли

Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта для студентов по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (базовой подготовки)

2016 г.

Одобрена цикловой комиссией электроэнергетики Председатель комиссии ______________ Н.А. Шурова Протокол № 1 от «25» августа 2016г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе АН ПОО Уральский промышленно-экономический техникум ________________ Н.Б. Чмель «29» августа 2016 г.

Составитель: Данилова Е.В., преподаватель АН ПОО “Уральский промышленно-экономический техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….……..5

1.ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА……………………………7

1.1 Порядок выполнения курсового проекта…………………………………..7

1.2 Руководство курсового проекта……………………………………….……7

1.3 Структура и содержание курсового проекта………………………………9

1.4 Общие требования к изложению и стилю текста……………………………...10

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ……………………..…..14

2.1 Общие требования…………………………………………………………..14

2.2 Оформление заголовков…………………………………………………….15

2.3 Оформление содержания……………………………………………………15

2.4 Оформление иллюстраций………………………………………………….15

2.5 Оформление таблиц…………………………………………………………15

2.6 Оформление формул………………………………………………………...17

2.7 Оформление списка источников……………………………………………17

2.8 Оформление приложений…………………………………………………...18

3 ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА……………………………19

3.1 Общие положения……………………………………………………………19

3.2 Структура доклада……………………………………………………………19

3.3 Требования к оформлению презентации……………………………………19

4.РАСЧЕТНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА……………………….….23

ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень тем курсовых проектов……………………….…….60

ПРИЛОЖЕНИЕ Б График выполнения курсового проекта ………………………..…61

ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк задания на курсовой проект …………………………..……62

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Образец титульного листа………………………………………..…...64

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Бланк рецензии руководителя курсового проекта …….........65

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Основные надписи ГОСТ 2.104-68……….…67

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Спецификация………………………………………………….68

ПРИЛОЖЕНИЕ ЗОбозначения индексов документов…………………………...69

ПРИЛОЖЕНИЕ ИСписок источников…………………………………………….70

ПРИЛОЖЕНИЕ КСтраница текста………………………………………………...71

ПРИЛОЖЕНИЕ ЛТитульный лист пояснительной записки……………………..72

ПРИЛОЖЕНИЕ МЗаглавный лист пояснительной записки – содержание……...73

ПРИЛОЖЕНИЕ НЗаглавный лист курсового проекта – ведомость документов.74

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», для систематизации и расширения теоретических знаний, ознакомления с основными приемами проектирования, а также для руководителей

Методические указания разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».

Курсовое проектирование является неотъемлемой частью процесса обучения и формирования будущего специалиста. Курсовое проектирование имеет целью: углубить, закрепить и систематизировать знания обучающихся по данному предмету; развить навыки самостоятельного выбора основных проектных решений и научить их практически применять полученные ими теоретические знания при решении вопросов конструктивно-планировочного характера, при выполнении расчетов электрических нагрузок, расчет токов короткого замыкания, компенсации реактивной мощности и выборе необходимого электрического оборудования.

Кроме того, курсовое проектирование призвано подготовить обучающихся к разработке дипломного проекта и привить им первые навыки технико-экономического подхода к комплексному решению задач, связанных с централизованным электроснабжением промышленных предприятий. В современных условиях огромную роль играют вопросы охраны окружающей среды, экономии энергоресурсов, стандартизации и контроля качества.

Несомненно, все эти вопросы должны получить достаточное отражение в курсовом проекте и отвечать требованиям, приближенным к реальным условиям.

Курсовые проекты выполняются в соответствии с «Инструкцией об организации курсового проектирования в средних специальных учебных заведениях».

В ходе выполнения курсового проекта обучающийся должен:

знать:

· основы систем электроснабжения промышленных предприятий;

· схемы и основное электротехническое, и коммутационное оборудование

подстанций, систем электроснабжения;

уметь:

· рассчитывать и выбирать элементы системы электроснабжения в процессе их разработки;

· определять оптимальные режимы работы систем электроснабжения;

владеть:

· методиками расчета систем электроснабжения.

Отзыв руководителя

Руководитель проверяет курсовой проект и пишет аргументированный отзыв в виде рецензии (Приложение Д).

В рецензии должно быть отражено следующее:

- соответствие содержания курсового проекта заданию;

- полнота, глубина, обоснованность темы;

- степень самостоятельности обучающегося при выполнении работы;

- умение обучающегося работать с литературой, проводить анализ и обобщение, делать выводы;

- соответствие курсового проекта требованиям, предъявляемым к профессиональным компетенциям специалиста;

- недостатки, в случае их обнаружения.

- выставляется оценка.

1.3 Структура и содержание курсового проекта

Законченный курсовой проект должен содержать расчетно-пояснительную записку и графическую часть проекта. Объем пояснительной записки должен состоять из 30-35 страниц печатного текста.

Текстовая часть курсового проекта должна содержать:

· Титульный лист курсового проекта. (Приложение Г)

· Заглавный лист курсового проекта (ведомость документов). Приложение Н

· Задание на выполнение курсового проекта.

· Титульный лист пояснительной записки. (Приложение Л)

· Заглавный лист пояснительной записки (содержание).

· Текстовую и расчётную часть пояснительной записки.

· Список источников.

· Заключение.

· Приложения.

· Рецензию руководителя курсового проекта.

Графическая часть курсового проекта выполняется на листе формата А1 (841х594 мм). Графическая часть курсового проекта содержит 2 листа формата А1, где размещаются: план цеха с расстановкой оборудования и указанием основных питающих линий цеха от цеховой ТП к узлам нагрузки, принципиальная однолинейная схема электроснабжения цеха, спецификация (Приложение Ж).

На принципиальной схеме в соответствии с действующими ГОСТами ЕСКД все выбранные элементы системы электроснабжения с указанием их типа и номинальных параметров. Угловой штамп на чертеже – по Приложению Е.

Пояснительная записка должна быть краткой, написанной разборчиво, понятно и грамотно, сокращение слов или написание их символами не допускается.

Расчетно-пояснительная записка курсового проекта должна содержать

следующие разделы:

1. Краткое описание технологического процесса с отнесением отдельных приемников и потребителей по надежности электроснабжения к соответствующей категории (I, II, III) с обоснованием причин, по которым указанный приемник или потребитель должен быть причислен к данной категории.

2. Краткая характеристика среды производственных помещений. Характер производственной среды предопределяет ряд решений по системе электроснабжения цехов с точки зрения выбора формы исполнения электрооборудования и конструктивного выполнения элементов системы электроснабжения.

3. Определение электрических нагрузок по цеху.

4. Выбор рационального напряжения питающей сети.

5. Выбор числа и мощности трансформаторов главной понизительной

(ГПП). Выбор производится с учетом категории потребителей, графика их работы и перегрузочной способности трансформаторов.

6. Выбор схемы электроснабжения цеха.

7. Расчет компенсации реактивной мощности.

8. Выбор схемы электрических соединений главной понизительной подстанции, если она имеет место в проекте.

9. Расчет токов короткого замыкания и выбор коммутационно-защитной аппаратуры в сети высокого и низкого напряжения.

10. Заземление.

Результаты сводятся в таблицы.

Графическая часть курсового проекта включает в себя два чертежа

формата А1:

1. Принципиальная однолинейная электрическая схема электроснабжения цеха

2. План одного из цехов с размещением оборудования и нанесением

силовой сети, электроснабжение, которого разрабатывается в проекте

1.4 Общие требования к изложению и стилю текста

При написании курсового проекта очень важно не только то, как Вы раскроете тему, какие используете источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания.

Курсовой проект должен соответствовать требованиям научного стиля текста.

Для научного текста характерен формально-логический способ изложения. Изложение должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель — обосновать и доказать ряд теоретических положений.

В научном тексте является лишним и ненужным: выражение эмоций, художественные красоты, пустопорожняя риторика. Используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью. Ключевые слова научного текста - это не просто слова, а понятия. При написании курсового проекта следует пользоваться понятийным аппаратом, т. е. установленной системой терминов, значение и смысл которых должны быть для Вас не расплывчатыми, а четкими и ясными.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическую связь данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано.

Обороты «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой, не выделенной особой рубрикой части изложения.

Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось вначале.

Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств, например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями, как например, «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа — «я».

В процессе подготовки курсового проекта в качестве примера можно порекомендовать использовать следующие функционально-синтаксические и специальные лексические средства:

- средства, указывающие на последовательность изложения: вначале; прежде всего; затем; во-первых (во-вторых и т. д.); впоследствии; после;

- средства, указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее;

- средства, указывающие на наличие причинно-следственных отношений: следовательно; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;

- средства, отражающие переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим, как; остановимся на; подчеркнем следующее;

- средства, подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; на основе сказанного; следовательно.

Кроме того, в качестве рассматриваемых средств в ряде случаев могут выступать местоимения, прилагательные и причастия, как-то: данный; этот; эти; такая; названные; упомянутые; указанные.

В содержании курсового проекта, не допускается применять:

- обороты разговорной речи, произвольные словообразования, в том числе профессионализмы;

- различные научные термины, близкие по своему значению для обозначения одного и того же понятия;

- иностранные слова и термины — при наличии русскоязычных аналогов;

- сокращения обозначений единиц физических величин — при их употреблении без цифр (кроме единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

2.1Общие требования

По объему курсовой проект должна быть не менее 30 страниц печатного текста (приложения не входят в это число). Оформление курсового проекта должно соответствовать требованиям ЕСКД (ГОСТ 19.106-78).

Пояснительная записка курсового проекта должна быть распечатана на принтере, на листах бумаги формата А4 (210 ´ 297 мм), с одной стороны листа и заключена в папку.

Для основного текста необходимо использовать шрифт 14 строчный с интервалом 1,5, TimesNewRoman. Названия разделов (заглавными) и подразделов - жирный шрифт 14, для пунктов подраздела и подпунктов - шрифт строчный 14.

Страницы пояснительной записки нумеруются от титульного листа и до последнего, включая приложения. Цифра 1 на титульном листе не ставится. Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами.

Расстояние от рамки до границ текста следует оставлять: в начале и в конце строк не менее 3 мм. Расстояние от верхней и нижней линий рамки до текста должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15 мм. Пример выполнения текстового документа приведён в приложении К.

При необходимости текст документа разбивается на разделы, пункты и подпункты. Каждый раздел начинается с нового листа.

Оформление заголовков

Заголовки разделов записывают прописными буквами по центру. Заголовки подразделов записывают строчными буквами, кроме первой прописной с красной строки. Знаки препинания в заголовках не ставятся. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Перенос слов в заголовках не допускается. Заголовки разделов нумеруются арабскими цифрами с точкой. Заголовки подразделов также нумеруются арабскими цифрами, номер заголовка состоит из номера раздела и номера подраздела. Заголовки выделяются полужирным начертанием шрифта.

Расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела - 2 интервала; между заголовком и текстом - 3 интервала.

Разделы «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список источников» не нумеруются.

Оформление содержания

Заглавный лист пояснительной записки (содержание).Вторым листом пояснительной записки является заглавный лист. На заглавном листе пояснительной записки помещают содержание. Заголовок «Содержание» пишется по центу прописными буквами жирным шрифтом. В содержание включают номера и наименования разделов и подразделов с указанием номеров листов. Наименования разделов и подразделов записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Пример выполнения содержания пояснительной записки приведен в приложении М.

Оформление иллюстраций

Если иллюстраций больше одной, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Ссылки на рисунки делают следующего вида: «Рис.1.5». При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1.5».

Допускается нумерация иллюстраций в пределах всего документа.

Рисунки могут иметь тематический заголовок, который размещают над рисунком. Например: «Рисунок 1.1 - Схема электрическая принципиальная».

Если в тексте пояснительной записки имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации. Расшифровка номеров позиций приводится в подрисуночном тексте.

Если в качестве иллюстрации выступает блок-схема, которая переносится на другой лист, то под первой частью пишут «Рис. » под последующими частями блок-схемы пишут «Продолжение рис. ».

Оформление таблиц

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Если таблиц несколько, их нумеруют арабскими цифрами в пределах всего документа. На все таблицы документа должны быть ссылки в тексте. Слово «таблица» пишется слева над таблицей. Таблица может иметь название.

Заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы. Подзаголовки граф пишут со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком и с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки и подзаголовки граф указывают в ед. числе. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.Заголовки таблиц допускается печатать через одинарный интервал.

Числа в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В пределах одной графы числа должны записываться с одинаковой степенью точности. Единицы измерения указывают либо в заголовке графы, либо, если они одинаковы для всех показателей, в заголовке таблицы.

Пример:

Таблица 1 - Исходные данные

Наименование Количество, шт. Вес, кг Цена, руб.
Кресло-мешок 4,5 3 500,00
Кресло «Сити» 25,0 12 999,90

Если таблица не входит на один лист, то ее делят на части и размещают на нескольких листах, при этом в каждой части таблицы повторяют головку и боковик. Слово «таблица» пишется один раз над первой частью. Над другими частями пишут «Продолжение таблицы».

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа пояснительной записки.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово « таблица» в тексте пишут полностью, например: «... данные расчётов приведены в таблице 3.5».

Оформление формул

Если формул больше одной, то они нумеруются арабскими цифрами. Номер записывают в круглых скобках с правой стороны страницы на уровне формулы. В пределах всего документа формулы имеют сквозную нумерацию.

Значение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значение каждого символа читают с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример: Потери активной мощности:

ΔР = 0,02*Sнн = 0,02*322,68 = 6,45 кВт,(1.1)

где Sнн – мощность на шинах низкого напряжения, Sнн = Sм,кВа.

Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например, «... в формуле (1.1)».

Оформление списка источников

Источники располагаются в алфавитном порядке. Список источников должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления").

Структура библиографической записи: ФИО автора. Наименование: статус. - Место издания: издательство. - Год, кол-во страниц.

Если авторов несколько, то их перечисляют в алфавитном порядке через запятую. Если авторов более 3, то пишут: фамилия первого и др.

Пример:

1. Шеховцов В.П. Расчет и проектирование схем электроснабжения. – М.: Форум, 2005, 214с.

2. Макарова С.В. Информатика. - СПб.: Наука и техника. - 2001, с. 20-50.

Оформление статьи из журнала: Автор, название статьи, год издания, номер и страницы журнала, на которых размещена статья.

Пример:

Боярцева, В.К. Факторы экономического роста [Текст] /В.К. Боярцева // Экономический вестник. – 2010. - №5(12). – С. 15 – 20.

Оформление словарей:

Пример:

Власов, О.И. Толковый словарь [Текст] /О.И. Власов. - М.: Дрофа, 2010. – 1020 с.

Оформление электронных ресурсов:

1. Словарь юридических терминов [Электронный ресурс]. – http://....

Пример оформления списка источников приведен в приложении И.

Оформление приложений

К пояснительной записке курсового проекта могут выполнятьсяприложения. В приложениипомещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсового проекта. Приложения подшиваются строго в той последовательности, в какой на них делается ссылка в тексте. Каждое отдельное приложение должно иметь заголовок, раскрывающий его содержание. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху по середине страницы слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного - «рекомендуемое» или «справочное».

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Общие положения

Сроки проведения защиты курсового проекта устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса и утверждаются директором.

На защите обучающийся представляет доклад, сопровождающийся презентацией, в котором освещает вопросы и цель работы, полученные результаты, выводы. Время выступления не более 15 минут. После доклада обучающийся отвечает на вопросы.

Структура доклада

актуальность темы исследования, цель и поставленные задачи, материалы и методы исследования, основные результаты и их интерпретация, выводы, рекомендации, научная новизна, практическая и теоретическая значимость.

Иллюстрационный материал к защите оформляется в виде графической части и служит для демонстрации ключевых моментов и основных результатов работы.

3.3 Требования к оформлению презентации

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Правила шрифтового оформления:

1. Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

2. Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

3. Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Звук

· звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

· необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

· если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

· стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

· не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

· оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

· все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

· информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

· рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

· желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

· ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

· информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

· наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

· логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

Структура презентации

1 слайд – титульный лист, где необходимо отразить: Департамент образования; Название ССУЗ; тему работы; наименование дисциплины и специальность, по которой выполнена работа; Ф.И.О. руководителя и Ф.И.О. студента;

2 слайд – содержание презентации;

3 слайд - Цель работы;

4 слайд – Задачи работы;

5 слайд – актуальность темы работы;

6 - 14слайды – материал 1-го теоретического раздела работы;

15 -23слайды – материалы 2-го практического раздела работы;

24 слайд – выводы, предложения

Введение

Потребителями электроэнергии городов являются крупные промышленные предприятия, фабрики, заводы, электрический транспорт, жилые и общественные здания, предприятия коммунально-бытового назначения и прочие. Основными группами электроприемников, составляющих суммарную нагрузку объектов, являются светильники всех видов искусственного света, электродвигатели производственных механизмов (станки, краны, компрессоры, вентиляторы, насосы), сварочные установки, печные и силовые трансформаторы, электрические печи, выпрямительные установки и т.д.

По напряжению электроприемники классифицируют на две группы:

- электроприемники, которые могут получать питание непосредственно от сети 3,6 и 10 кВ. К этой группе относят крупные двигатели, мощные печи сопротивления, питаемые через собственные трансформаторы;

- электроприемники, питание которых экономически целесообразно на напряжении 380-660 В.

По роду тока различают электроприемники, работающие:

- от сети переменного тока промышленной частоты (50 Гц);

- от сети переменного тока повышенной или пониженной частоты;

- от сети постоянного тока.

По режиму работы электроприемники делят на три группы, для которых предусматривают три режима работы:

- продолжительный, в котором электрические машины могут работать длительное время, и превышение температуры отдельных частей машины не выходит за установленные пределы;

- кратковременный, при котором рабочий период не настолько длителен, чтобы температуры отдельный частей машины могли достигнуть установившегося значения, период же остановки настолько длителен, что машина успевает охладиться до температуры окружающей среды;

- повторно-кратковременный, характеризуемый коэффициентом продолжительности включения (%) ПВ. При этом нагрев не превосходит допустимого, а охлаждение не достигает температуры окружающей среды.

По виду преобразования электроэнергии приемники подразделяют на электроприводы, электротехнологические установки и электроосветительные установки.

6) Оформляем Анализ производственной деятельности (Пример)

Пример

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

РП-5 содержат однофазные электроприемники, для них необходимо привести 1-фазные нагрузки к длительному режиму и к условной 3-фазной мощности:

Рн = Рп – для электроприемников с ДР;

Рн = Рп√ПВ – для электроприемников ПКР;

Рн = Sп∙cosφ √ПВ – для сварочных трансформаторов ПКР;

Рн = Sп∙cosφ – для сварочных трансформаторов ДР;

где Рн – приведенная мощность, кВт;

Рп – паспортная мощность, кВт;

Sп – полная паспортная мощность, кВ∙А;

ПВ – продолжительность включения, отн.ед.

Пример

Рн = Sп∙cosφ √ПВ = 28∙0,4∙√0,4 =7,1 кВт;

7.4Приведение к условной 3-фазной мощности:

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru
Нагрузки распределяются по фазам с наибольшей равномерностью и определяется величина неравномерности:

где Рф.нб, Рф.нм – мощность наиболее и наименее загруженной фазы, кВт.

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru
При Н > 15% и включении на фазноенапряжение:

где Ру(3) – условная 3-фазная мощность (приведенная), кВт;

Рм.ф.(1) – мощность наиболее загруженной фазы, кВт.

При Н > 15% и включении на линейноенапряжение:

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru - для одного электроприемника

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru - для нескольких электроприемников

При Н ≤ 15% - расчет ведется как для 3-фазных нагрузок (сумма всех 1-фазных нагрузок)

7.5 Рассчитываем наиболее и наименее нагруженные фазы

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru Пример 1

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru Распределение 1-фазной нагрузки по фазам

Величина неравномерности:

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

Тогда ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

Пример 2

РП-4 содержит однофазные электроприемники, для него необходимо привести 1-фазные нагрузки к условно 3-фазной мощности:

РП-4: ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru = 2,3 кВт, ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru = 2,3 кВт, ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru =3 кВт.

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru кВт;

РВА=3,2 кВт;

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru =3*3,2=9,6 кВт,

где ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru - мощность наиболее загруженной фазы, которая определяется, как

половина суммы двух плеч, прилегающих к данной фазе (см.Рис. 3):

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

Рис. 3- Схема включения 1-фахных нагрузок на линейное напряжение

Расчеты для РП-* производятся аналогично вышеприведенным.

Произведем расчет электрических нагрузокпо методу коэффициента максимума (упорядоченных диаграмм).

1) По справочным данным (Приложение 1,2) определяем для каждого электроприемника коэффициент использования Ки и коэффициент мощности cos φ, tg φ.

Для токарных станков:

Ки = 0,14; cos φ = 0,5; tg φ = 1,73

Для остальных станков расчеты аналогичны.

Согласно распределению нагрузки по РУ заполняется «Сводная ведомость» (таблица 1, вынести в приложение).

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

* Резервные ЭП, а также ЭП, работающие кратковременно, в расчете не учитываются.

** При расчете электрических нагрузок для магистральных шинопроводов, на шинах цеховых трансформаторных подстанций, в целом по цеху, корпусу, предприятию:

допускается определять nэ по выражению

nэ = 2SРнн.макс

расчетная реактивная мощность принимается равной

Qр = КрКиРнtgj=Ррtgj

Определяем групповую номинальную (установленную) активную мощность - сумму номинальных активных мощностей группы ЭП

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

где n - число электроприемников

Для группы, состоящей из ЭП различных категорий (т. е. с разными ku), средневзвешенный коэффициент использования определяется по формуле

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

где n - число характерных категорий ЭП, входящих в данную группу.

7.6Эффективное число электроприемниковnэ - это такое число однородных по режиму работы электроприемников одинаковой мощности, которое обусловливает те же значения расчетной нагрузки, что и группа различных по мощности электроприемников. Величину nэ рекомендуется определять по следующему выражению:

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

Величина nэ может определяться также по упрощенному выражению:

ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - student2.ru

Если найденное по упрощенному выражению число nэ окажется больше n, то следует принимать nэ = n. Если рн.макс / рн.мин£ 3, где рн.мин - номинальная мощность наименее мощного ЭП группы, также принимается nэ = n.

7.7Коэффициент расчетной мощностиКр - отношение расчетной активной мощности Рр к значению КиРн группы ЭП

Кр = Рр / КиРн

Коэффициент расчетной мощности зависит от эффективного числа электроприемников, средневзвешенного коэффициента использования, а также от постоянной времени нагрева сети, для которой рассчитываются электрические нагрузки.

7.8Коэффициент расчетной мощности Кр зависит от эффективного числа электроприемников, средневзвешенного коэффициента использования, а также от постоянной времени нагрева сети, для которой рассчитываются электрические нагрузки.

Настоящими Указаниями приняты следующие постоянные времени нагрева:

То = 10 мин - для сетей напряжением до 1 кВ, питающих распределительные шинопроводы, пункты, сборки, щиты. Значения Кр для этих сетей принимаются по табл. 1(Приложение 3,4) или номограмме (см. рисунок);

То = 2,5 ч - для магистральных шинопроводов и цеховых трансформаторов. Значения Кр для этих сетей принимаются по табл. 2;

То³ 30 мин - для кабелей напряжением 6 кВ и выше, питающих цеховые трансформаторные подстанции и распределительные устройства. Расчетная мощность для этих элементов о

Наши рекомендации