Установка опор
Опоры воздушных линий электропередачи устанавливают несколькими способами: краном, краном и тракторами, тракторами с помощью падающей стрелы, а на горных и труднодоступных трассах — вертолетами. Кроме того, отдельные специальные опоры большой высоты сооружают методом вертикальной сборки из укрупненных частей. В этом случае процессы сборки и установки опор совмещаются.
Установка опор является ответственной операцией, требует высокой квалификации персонала, хорошей организации работ и состоит из подготовительных работ, подъема, выверки, закрепления опор и демонтажа вспомогательного оборудования и приспособлений.
Подготовительные работы включают расстановку в монтажной зоне машин, механизмов и приспособлений: кранов, тракторов, лебедок, блоков, подъемных стрел и др., а также устройство якорей.
Подъем опоры заключается в выведении ее при помощи машин и механизмов в вертикальное положение.
При выверке поднятую опору устанавливают в положение, которое она должна занимать согласно проекту.
При закреплении в грунте, на фундаменте, а также на растяжках опора приобретает расчетную устойчивость и готовность к монтажу проводов.
Работы завершаются демонтажом оборудования и такелажных средств и переходом к следующей опоре.
Опоры ВЛ напряжением 35 кв и выше устанавливают, как правило, в соответствии с технологическими картами, в которых указаны последовательность и технология выполнения работ, применяемый такелаж и приспособления, схемы подъема опор, расстановка машин и механизмов и др. Для опор ВЛ до 10 кв технологические карты на установку обычно не разрабатывают, так как их установка проста и не требует выполнения сложных расчетов.
Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ.Собранную опору подтаскивают к котловану и выкладывают так, чтобы ее центр тяжести совпадал с центром котлована. Такелажный строп крепят на опоре на 1 — 1,5 м выше се центра тяжести. К нижней части опоры на расстоянии 2,5—3 м от низа стойки (или пасынка) крепя г веревочную оттяжку длиной 15—20 м.
Установку опор выполняют, как правило, буро-крановыми машинами.
Буровую машину устанавливают на упоры против котлована на расстоянии 0,5 м от его края и опускают крюк крановой установки. Закрепляют такелажный строп на крюке и поднимают опору над котлованом. Низ поднятой опоры подводят при помощи оттяжки к котловану и осторожно опускают в котлован. Во время спуска стойку разворачивают так, чтобы траверсы или крюки были расположены поперек оси ВЛ. Опору выверяют, временно закрепляют деревянными клиньями и наполовину засыпают котлован. Затем снимают строп, отводят буровую машину и окончательно засыпают котлован.
Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35—110 кВ осуществляется кранами К-64 или СМ.К-10 и КА-16, так как буро-крановые машины из-за недостаточной грузоподъемности и небольшой высоты подъема применять нельзя.
Рис.1. Установка одностоечной железобетонной промежуточной опоры краном: а - выкладка, б - подъем и опускание в котлован; 1 - кран, 2 – опора, 3 - оттяжки, 4 – котлован.
Собранную опору краном поднимают и опускают в пробуренный котлован так же, как и опору ВЛ 10кВ. Верхние ригели закрепляют после установки опоры. Для этого делают специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.