Технологические процессы морского терминала
Сырая нефть и нефтепродукты поступают на терминал из магистральных трубопроводов. На терминале нефть и нефтепродукты подаются на замерные устройства, после которых поступают в резервуары. Из резервуаров нефть и нефтепродукты могут перекачиваться в танкеры или в буферное хранилище. Из буферного хранилища нефть
402 Часть II. Объекты и сооружения подготовки и транспорта ...
и нефтепродукты поступают в танкер через помпу-сепаратор и погрузочные рукава, установленные на причалах. Средняя скорость погрузки нефти, как правило, составляет 12 000 м3/ч. Эта величина сравнима с западными критериями расчетов для погрузочных терминалов. Для предотвращения разлива нефти при загрузке суда окружаются боновыми заграждениями.
На терминале располагаются следующие основные технологические сооружения:
• узел приема средств очистки и диагностики;
• фильтры-грязеуловители (один рабочий и один резервный) с пат
рубками;
• наливная насосная с насосами НПВ 3600-90;
• резервуары с плавающей крышей, резервуары со щитовой крышей;
• узел коммерческого учета нефти;
• узел защиты от превышения давления на входе береговых со
оружений морского терминала (БСМТ);
• узел защиты от гидроудара;
• технологические трубопроводы.
На терминале выполняются следующие операции:
• прием нефти из нефтепровода в резервуарный парк;
• прием средств очистки и диагностики;
• погрузка нефти в танкер при работе по схеме «через емкость»;
• внутрипарковая перекачка в случае, когда не задействованы на ос
новные операции всасывающие коллекторы резервуарного парка;
• оперативный учет нефти, поступающей из магистрального неф
тепровода в резервуарный парк терминала;
• коммерческий учет нефти при загрузке нефти в танкер по каж
дому причалу;
• поверка счетчиков узла коммерческого учета нефти при подаче
нефти в резервуарный парк или танкер;
• одновременный размыв парафина в одном из резервуаров и от
качка нефти в танкер;
• размыв парафина в резервуаре нефтью, поступающей из неф
тепровода, и, при необходимости, наливным насосом НПВ 3600-90
путем забора нефти из приемного коллектора наливной насос
ной и подачи ее через размывающие головки в резервуар;
• возможность рециркуляции нефти при остановке погрузки неф
ти в танкеры в зимнее время для поддержания работоспособно
го состояния;
• регулирование подачи нефти в танкер с использованием регулято
ров давления на узле учета и рециркуляции подпорных насосов;
Глава 14. Морские нефтеналивные терминалы 403
• сброс нефти в резервуары через предохранительные клапаны и
электроприводную задвижку в случае повышения давления в при
емной линии или при срабатывании автоматической защиты от
перелива резервуаров;
• сброс нефти в емкости V = Юм2 при гидроударе при внезапном
закрытии отсекателей во время загрузки танкера при одновре
менном отключении подпорных (разгрузочных) насосов (и от
термальных клапанов);
• зачистка резервуаров, приемного коллектора наливной насос
ной, трубопроводов резервуарного парка вертикальным насосом
НПВ 3600-90;
• зачистка надземных трубопроводов причальных сооружений
погружным насосом;
• сбор утечек нефти от подпорных насосов, дренаж фильтров-гря
зеуловителей, а также надземных участков трубопроводов на
сосных при ремонтных работах;
• дренаж стендера в емкости сброса нефти от гидроудара V= 10 м2;
• откачка нефти из емкости сброса нефти от гидроудара в техно
логические трубопроводы с последующей подачей в танкер;
• контроль предохранительных клапанов при помощи вентилей и
возможность поочередной замены или ревизии их без останов
ки перекачки;
• контроль герметичности шаровых кранов.