Учет затрат на производство строительно-монтажных работ и порядок определения стоимости объекта строительства

1. Методы определения сметной стоимости и учета затрат в строительстве.

Смета – определение предстоящих расходов и доходов. На ее основании осуществляется контроль затрат. Смета дает представление о стоимости будущего объекта.

Для составления сметы используется разнообразная информация.

1. Перечень проектируемых зданий, сооружений; пояснительные записки; расчеты стоимости.

2. Перечень машин и оборудования, которые необходимы для функционирования объекта инвестиций.

3. Информация о тарифах, ценах, нормах накладных расходов.

При составлении сметы важно учитывать тенденции инфляционного процесса. На основании смет и сметно-финансовых расчетов определяется сметная стоимость строительства, т.е. размер всех затрат, связанных со строительством или это цена строительной продукции.

Цена строительной продукции включает стоимость монтажных работ, затраты на приобретение оборудования, инструментов, инвентаря для ввода объекта в эксплуатацию и прочие затраты на выполнение проектных работ.

Обобщенно сметная стоимость = затраты на строительные работы + затраты на покупку оборудования + затраты по монтажу этого оборудования + прочие затраты + резерв на непредвиденные работы и затраты.

Прямые расходы – затраты, непосредственно связанные с выполнением строительно-монтажных работ. Сюда относится стоимость деталей, стройматериалов, зарплата строителей и отчислений от начисленного фонда зарплаты, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

Накладные расходы – расходы, связанные с организацией, управлением, обслуживанием строительного производства.

Сметная стоимость используется для определения договорной цены на строительную продукцию при организации подрядных торгов, для заключения договора (контракта) между заказчиком и подрядчиком, для расчетов между заказчиком и подрядчиком.

Способы расчета, используемые при определении затрат, могут быть разными и зависят от требуемой точности, времени затрат и др. факторов.

Установлению договорной цены предшествует этап принятия решения о строительстве объекта и этап проведения подрядных торгов.

На этапе принятия решения о строительстве применяется цена заказчика (инвестора). Эта цена используется для оценки финансовых возможностей самого инвестора, решения вопроса о целесообразности привлечения заемных средств для строительства, для объявления стартовой цены при проведении торгов.

Непосредственно при проведении самих торгов используется цена предложения (оферты), которая определяется подрядными организациями или организациями, претендующими на выполнение заказа.

На этапе заключения договора используется договорная цена, которая рассчитывается по результатам проведения торгов разными методами:

1) базисно – индексным;

2) методом аналогов;

3) методом предельных цен;

4) методом предварительной оценки.

Сущность 1) заключается в том, что определяется стоимость работ в ценах 2006 г., а затем проводится корректировка на индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ.

2) заключается в том, что выбирается похожий по технико-экономическим показателям уже построенный объект и цена будущего объекта определяется из стоимости уже построенного аналогичного объекта.

По 3) методу цена будущего объекта определяется исходя из предельных возможностей инвестора.

По 4) методу цена определяется инженерно-консультационной организацией, которая имеет лицензию на этот вид деятельности.

2. Документальное оформление отпуска и списания строительных материалов на производство строительно-монтажных работ.

В себестоимости продукции значительный удельный вес занимают материальные затраты. Используемые в строительстве материалы можно разделить на 3 вида:

1. строительные материалы;

2. детали и конструкции;

3. оборудование к установке отечественное и импортное.

Для учета этих материальных ресурсов в действующем плане счетов предусмотрены счета 10 «Материалы» и счет 07 «Оборудование к установке и строительные материалы».

Материалы по своему назначению различны. Поэтому в пределах каждого вида можно разделить их на группы и внутри групп по маркам, сортам и т.д.

Для организации учета и контроля за использованием разных видов стройматериалов по счету 10 открываем соответствующие субсчета:

1 - сырье и материалы;

2 – покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

6 – прочие материалы для учета отходов строительного производства.

На счете 07 учитывается оборудование к установке с выделением по субсчетам:

1- оборудование к установке отечественное;

2- оборудование к установке импортное.

Оборудование приобретается за счет средств капитальных вложений и используется при строительстве новых объектов, а также при реконструкции, модернизации действующих объектов.

В соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» материалы оцениваются по фактической себестоимости.

Операции отпуска материалов со склада оформляются:

Лимитно - заборными картами оформляется отпуск стройматериалов с центрального склада на строящиеся объекты. Такая карта открывается на каждый объект и указывается месячный отпуск материалов. Карта используется по мере осуществления операций отпуска с центрального склада на объект. После исчерпания лимита карта закрывается. Вместе с отчетами МОЛ эти карты поступают в бухгалтерию. Применение этих карт позволяет сократить количество первичных документов по операциям отпуска, расхода материалов и усиливает контроль за соблюдением норм расхода стройматериалов.

Требованиями оформляется отпуск сверх норм. В требовании указывается количество и наименование затребованного материала; наименование строящего объекта; подпись лица, разрешившего отпуск по этому документу.

На основании первичных приходных и расходных документов завскладом составляется Отчет о движении стройматериалов (материальный отчет). На основании первичных документов кладовщики ведут учет стройматериалов в натуральном выражении в карточках складского учета.

Материальный отчет состоит из двух разделов:

В 1 – дата поступления; номенклатурный номер поступления; количество, т.е это перечень документов, приложенных к отчету;

Во 2 – движение материалов по количеству и сумме по их наименованиям. Здесь дается информация об остатках на начало и конец, поступлении и расходе материалов. Причем отпуск расшифровывается на: отпуск на строительство и отпуск на другие цели.

Материальный отчет составляет кладовщик 1 раз в месяц. О получении информации о движении материалов в течение месяца могут составляться подекадные отчеты, которые предоставляют собой перечни приходных и расходных документов по совершаемым операциям за определенный период.

Стройматериалы могут поступать вначале на центральный склад, а затем на строящиеся объекты, т.е. это внутреннее перемещение.

3. Синтетический учет материалов в строительных организациях.

Операции приобретения стройматериалов могут отражаться одним из способов по усмотрению предприятия с применением счетов:

1- счета 10,15,16;

2- счета 10,16.

Содержание операции Дебет Кредит
С использованием счета 15
Оприходованы материалы, полученные от поставщика покупной стоимости
Входной НДС
Учетная цена
Начислено другим предприятиям за услуги (транспорт, экспедирования, погрузка – разгрузка) по тарифу без НДС
Входной НДС на услуги
Командировочные расходы
В конце месяца отражается отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам 16, 10ан сч
Без счета 15
Учетная стоимость
Входной НДС
Отклонения от фактической стоимости
Транспорт сторонних организаций
НДС на транспортные услуги
Командировочные расходы
Просто проводки
Оприходованы стройматериалы от ликвидации основных средств по цене возможного использования
Материалы, полученные в собственном вспомогательном производстве по учетной стоимости
Покупка и оплата материалов из подотчетных сумм без НДС НДС
Оприходованы материалы, поступившие со склада в подотчет мастера по учетной цене 10 мастер 10 склад
Списаны израсходованные материалы на производство работ по учетным ценам в пределах норм расхода Сверх норм по учетной стоимости    
Списаны согласно расчетов распределения суммы отклонений и ТЗР, относящимся к выбывшим материалам В пределах норм Сверх норм         16,10ан 16,10 ан
Взыскивается перерасход материалов за счет виновных лиц Учетная цена Фактическая себестоимость Разница между ценой иска и фактической себестоимостью    

Действующим планом счетов для учета заготовительно-складских расходов рекомендуется использовать счет 16. Целесообразно ежемесячно их распределять и списывать ту часть, которая относится на использованные стройматериалы.

Дебет 20 Кредит 16

Дебетовое сальдо по счету 16 будет характеризовать сумму заготовительно-складских расходов, относящихся к остатку неиспользованных стройматериалов. При заполнении баланса эта сумма будет присоединяться к остатку материалов по учетным ценам и суммам отклонений в себестоимости материалов. Остатки стройматериалов будут показаны в балансе в оценке по фактической себестоимости.

4. Учет затрат строительного производства.

Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведут по каждому объекту строительства, который имеет отдельный проект и смету.

Для учета производственных расходов используется система счетов: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производства»; 25 «Общепроизводственные затраты»; 26 «Общехозяйственные затраты»; 28 «Брак в производстве»; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; 97 «Расходы будущих периодов»; 96 «Резервы предстоящих расходов».

Время фактической оплаты некоторых расходов не совпадает со временем включения их в себестоимость. Эти расходы оплачиваются наперед и учитываются как расходы будущих периодов на счете 97. Ежемесячно соответствующая доля этих расходов списывается для включения в себестоимость строительно-монтажных работ.

Кроме того, в состав затрат могут включаться расходы, которые еще не произведены. Учитываются они как резервы предстоящих расходов на счете 96, и суммы этих расходов определяются исходя из сметы или по норме.

Возникающие в процессе строительного производства расходы отражаются на счетах в определенной последовательности.

1. Согласно первичным документам по совершенным хозяйственным операциям отражаются возникающие затраты по Дебету 20,25,26 и др. и Кредиту разных счетов (например, списаны материалы, начислена зарплата).

2. По Дебету счетов 26,23,29 отражаются услуги автомобильного транспорта и других вспомогательных производств по плановой себестоимости.

3. Согласно расчетам распределения списываются в Дебет счета 23 следующие расходы:

- доля накладных расходов, относящаяся к вспомогательному производству (Кредит 25);

- сумма отклонений фактической себестоимости от учетной их стоимости (Кредит 16,10ан);

- стоимость услуг в плановой оценке, оказанных одним вспомогательным производством другому (Дт23 Кт23).

После всех этих записей счет 23 закрывается.

4. В конце месяца согласно расчетам распределения списываются расходы по эксплуатации машин и оборудования (Дт20 Кт25), а также сумма накладных расходов (Дт20 Кт26). В результате на счете 20 отражаются все расходы, образующие фактическую себестоимость строительно-монтажных работ.

Учет затрат на производство строительно-монтажных работ ведут в журнале – ордере 10с, который является одновременно регистром синтетического и аналитического учета затрат.

Для определения затрат на строительно-монтажные работы по участкам и в целом по организации производится группировка объектов в журнале – ордере по принадлежности к строительным участкам, а внутри участка группируется информация по видам работ.

Общая сумма затрат определяется вначале по участку, а затем в целом по счету 20 за месяц и с нарастающим итогом с начала года. До полного завершения работ объекта и сдачи его заказчику все затраты накапливаются и учитываются как незавершенное производство по фактической себестоимости.

В специальных графах журнала – ордера 10с показывается сметная (договорная) стоимость и фактическая стоимость законченных и сданных в эксплуатацию объектов, суммы компенсаций по сданным объектам, остаток незавершенного производства. Основанием для отражения этой информации служат акты приемки работ.

При нормативном методе фактическая себестоимость строительно-монтажных работ сравнивается не только с их сметной стоимостью, но и с нормативной стоимостью.

Фактические затраты определяются путем суммирования расходов по норме + - отклонения.

Аналогичным образом определяется фактическая себестоимость объекта: нормативная себестоимость работ на объекте + - отклонения фактической себестоимости от нормативной.

5. Учет незавершенного строительства.

Незавершенным производством считаются затраты, которые относятся к незаконченным и к несданным объектам или комплексам работ.

Для определения объемов незавершенного производства проводится ежемесячная инвентаризация остатков всех видов работ, выполненных строительной организацией и несданной заказчику.

Инвентаризацию проводит комиссия. По результатам составляется Акт инвентаризации незавершенного производства строительно-монтажных работ. В акте указывается объем и стоимость незавершенных работ и частей объекта. 1-ый экземпляр акта сдают в бухгалтерию, 2-ой экземпляр остается у мастера.

При определении объемов незавершенного производства комиссия должна проверить и установить не числятся ли в составе работы, которые выполнялись на объекте, но не были включены в планы работ, не обеспечены финансированием, не приняты заказчиком, т.к. выполнены с нарушением строительных норм и правил производства. Для этой цели комиссия использует соответствующую техническую документацию: рабочие чертежи, сметы, журнал учета выполненных работ.

Остатки незавершенного производства отражаются в журнале – ордере 10с в разрезе объектов строительства.

Наши рекомендации