Административные налоговые правонарушения против соблюдения срока представления налоговых деклараиий (расчетов), исчисления налогов и их уплаты

3.1. Нарушение срока представления налоговой декла­рации (расчета) (ст. 13.4 КоАП)

3.1.1. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представ­ления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбо­ра (пошлины), если просрочка не превысила трек меся­цев (ч. 1 ст. 13.4)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие осу­ществлять своевременное (в установленный срок) представление и налоговый орган декларации.

Объективная сторона правонарушения выражается в деянии н форме бездействия, т. е. в непредставлении плательщиком, нало­говым агентом, иным обязанным лицом налоговой декларации (рас­чета) в срок, установленный Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства Республики Беларусь, при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины).

В соответствии со ст. 63 НК налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного

лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льго­тах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о дру­гих данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины). Формы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательством.

Налоговая декларация (расчет) должна представляться каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком. В нало­говом законодательстве может быть установлено и иное.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), а в случаях, установленных в законодательстве, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения в порядке р сро­ки, установленные налоговым законодательством, по каждому виду налога.

Плательщик (иное обязанное лицо) представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) лично или направляет по по­чте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (рас­чета) и обязан сделать отметку на копии налоговой декларации (рас­чета) о ее принятии, проставив дату ее представления. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления счи­тается дата отправки заказного письма с описью вложения.

С введением электронного декларирования днем представления декларации считается день отправления ее по электронной почте до 23 ч 59 мин текущего дня.

Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обя­занного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины).

При обнаружении в поданной налоговой декларации (расчете) неполноты сведений или ошибок, относящихся к занижению (завы­шению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), пла­тельщик (иное обязанное лицо) должен представить налоговую дек­ларацию (расчет) с внесенными изменениями и дополнениями. Такая налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору, исчисляемым нара­стающим итогом с начала года, представляется также нарастающим

итогом за тот налоговый или отчетный период, в котором обнаруже­ны неполнота сведений или ошибка.

Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляет­ся в период проведения выездной налоговой проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый налоговой проверке.

Сроки представления налоговой декларации (расчета) устанав­ливаются по каждому виду налога. Так, налоговая декларация (рас­чет) по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 108 НК), нало­гам на доходы и прибыль, по акцизам должна быть представлена до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за истекшим на­логовым (отчетным) периодом; по налогу на недвижимость — плательщики-организации — до 20 января отчетного года (п. 10ст. 189); по земельному налогу за текущий год — юридические лица — ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведен­ным после 20 февраля текущего года земельным участкам — не по­лнее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором упол­номоченным государственным органом принято решение, являюще­еся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202); по экологическому налогу плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декла­рацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истек­шим налоговым периодом (п. 7 ст. 208); по налогу за добычу (изъя­тие) природных ресурсов — ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 214).

Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Рес­публики Беларусь, при выезде за пределы территории Республики Беларусь на постоянное место жительства обязаны представить на­логовую декларацию (расчет) о доходах, фактически полученных и текущем налоговом периоде на территории Республики Беларусь, не позднее, чем за один месяц до выезда за пределы территории Республики Беларусь.

Просрочка указанных сроков не должна превышать трех меся­цев (ч. 1 ст. 13.4 КоАП).

Нарушение плательщиком налога, сбора (пошлины) установ­ленного срока подачи налоговой декларации и выражает объек-

­тивную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.4 КоАП.

Субъект правонарушения специальный. Таковым является ин­дивидуальный предприниматель и юридическое лицо — платель­щик налога, налоговый агент, иное обязанное лицо.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется ви­ной в форме умысла или неосторожности.

Ответственность выражается в наложении штрафа на индиви­дуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой ве­личины до двух базовых величин, на юридическое лицо — от одной до десяти базовых величин.

3.1.2. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица (ч. 2 ст. 13.4)

Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие своевременное (в установ­ленный срок) представление в налоговый орган налоговой деклара­ции и, как результат, расчет и поступление налоговых платежей в бюджет.

Объективная сторона выражается в деянии в форме бездей­ствия, т. е. в непредставлении в установленный срок налоговой дек­ларации. Однако в отличие от ч. 1 здесь необходимо, во-первых, нали­чие подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо, во-вто­рых, присутствие не только нарушения общего срока представления в налоговый орган налоговой декларации, но к тому же еще и просроч­ки более трех месяцев.

Как видим, в рассматриваемом составе четко обозначена возмож­ность нахождения двух признаков объективной стороны.

Субъект правонарушения — физическое лицо, включая долж­ностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умыс­ла или неосторожности.

Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое пицо, включая и должностное лицо юридического лица, в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в разме­ре десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежа­щей уплате, но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошли­ны), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

3.1.3. Нарушение физическим лицом, не являющимся дол­жностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, — плательщиком, налоговым аген­том, иным обязанным лицом установленного срока пред­ставления в налоговый орган налоговой декларации (рас­чета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более двенадцати ме­сяцев (ч. 3 ст. 13.4)

Непосредственный объект правонарушения — установлен­ные общественные отношения, позволяющие своевременное (в уста­новленный срок) представление в налоговый орган налоговой дек­ларации и в конечном счете поступление налоговых платежей м бюджет.

Объективная сторона выражается в деянии в форме бездей­ствия, т. е. в непредставлении физическим лицом в установленный срок налоговой декларации. Это общий признак объективной сторо­ны. В то же время в этом составе названы и два возможных специ­альных признака объективной стороны: наличие подлежащей упла­те суммы налога, сбора (пошлины) либо наличие просрочки более двенадцати месяцев.

Субъект правонарушения — физическое лицо, не являющееся должностным лицом юридического лица или индивидуальным пред­принимателем, — плательщик, налоговый агент, иное обязанное лицо.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умыс­ла или неосторожности.

Ответственность абсолютно определенная — штраф в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин.

3.1.4. Деяния, предусмотренные частями 1—3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным ли­цом юридического лица (ч. 4 ст. 13.4)

Квалифицированным видом правонарушения является соверше­ние данных налоговых административных деликтов повторно в тече­ние года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным лицом юридического лица. Стало быть, объективные и субъективные признаки остаются пре­жними для каждого состава рассматриваемых правонарушений.

Ответственность в этом случае повышена — штраф на физи­ческое лицо, включая и должностное лицо, в размере трех базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более двадцати базовых величин, на индивидуального предпринима­теля — в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин, на юридическое лицо — в размере двадцати пяти процентов от сум­мы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее деся­ти базовых величин.

Наши рекомендации