Административные налоговые правонарушения против соблюдения срока представления налоговых деклараиий (расчетов), исчисления налогов и их уплаты
3.1. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) (ст. 13.4 КоАП)
3.1.1. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трек месяцев (ч. 1 ст. 13.4)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять своевременное (в установленный срок) представление и налоговый орган декларации.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии н форме бездействия, т. е. в непредставлении плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом налоговой декларации (расчета) в срок, установленный Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства Республики Беларусь, при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины).
В соответствии со ст. 63 НК налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного
лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины). Формы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательством.
Налоговая декларация (расчет) должна представляться каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком. В налоговом законодательстве может быть установлено и иное.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица), а в случаях, установленных в законодательстве, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения в порядке р сроки, установленные налоговым законодательством, по каждому виду налога.
Плательщик (иное обязанное лицо) представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) лично или направляет по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета) и обязан сделать отметку на копии налоговой декларации (расчета) о ее принятии, проставив дату ее представления. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
С введением электронного декларирования днем представления декларации считается день отправления ее по электронной почте до 23 ч 59 мин текущего дня.
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины).
При обнаружении в поданной налоговой декларации (расчете) неполноты сведений или ошибок, относящихся к занижению (завышению) подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), плательщик (иное обязанное лицо) должен представить налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и дополнениями. Такая налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору, исчисляемым нарастающим итогом с начала года, представляется также нарастающим
итогом за тот налоговый или отчетный период, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибка.
Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения выездной налоговой проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый налоговой проверке.
Сроки представления налоговой декларации (расчета) устанавливаются по каждому виду налога. Так, налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 108 НК), налогам на доходы и прибыль, по акцизам должна быть представлена до 20-го числа (включительно) месяца, следующего за истекшим налоговым (отчетным) периодом; по налогу на недвижимость — плательщики-организации — до 20 января отчетного года (п. 10ст. 189); по земельному налогу за текущий год — юридические лица — ежегодно не позднее 20 февраля текущего года, а по вновь отведенным после 20 февраля текущего года земельным участкам — не полнее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 14 ст. 202); по экологическому налогу плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 208); по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов — ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 214).
Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, при выезде за пределы территории Республики Беларусь на постоянное место жительства обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о доходах, фактически полученных и текущем налоговом периоде на территории Республики Беларусь, не позднее, чем за один месяц до выезда за пределы территории Республики Беларусь.
Просрочка указанных сроков не должна превышать трех месяцев (ч. 1 ст. 13.4 КоАП).
Нарушение плательщиком налога, сбора (пошлины) установленного срока подачи налоговой декларации и выражает объек-
тивную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.4 КоАП.
Субъект правонарушения специальный. Таковым является индивидуальный предприниматель и юридическое лицо — плательщик налога, налоговый агент, иное обязанное лицо.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность выражается в наложении штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин, на юридическое лицо — от одной до десяти базовых величин.
3.1.2. Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица (ч. 2 ст. 13.4)
Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие своевременное (в установленный срок) представление в налоговый орган налоговой декларации и, как результат, расчет и поступление налоговых платежей в бюджет.
Объективная сторона выражается в деянии в форме бездействия, т. е. в непредставлении в установленный срок налоговой декларации. Однако в отличие от ч. 1 здесь необходимо, во-первых, наличие подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо, во-вторых, присутствие не только нарушения общего срока представления в налоговый орган налоговой декларации, но к тому же еще и просрочки более трех месяцев.
Как видим, в рассматриваемом составе четко обозначена возможность нахождения двух признаков объективной стороны.
Субъект правонарушения — физическое лицо, включая должностное лицо юридического лица, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое пицо, включая и должностное лицо юридического лица, в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин, на юридическое лицо — в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.
3.1.3. Нарушение физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, — плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более двенадцати месяцев (ч. 3 ст. 13.4)
Непосредственный объект правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие своевременное (в установленный срок) представление в налоговый орган налоговой декларации и в конечном счете поступление налоговых платежей м бюджет.
Объективная сторона выражается в деянии в форме бездействия, т. е. в непредставлении физическим лицом в установленный срок налоговой декларации. Это общий признак объективной стороны. В то же время в этом составе названы и два возможных специальных признака объективной стороны: наличие подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо наличие просрочки более двенадцати месяцев.
Субъект правонарушения — физическое лицо, не являющееся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, — плательщик, налоговый агент, иное обязанное лицо.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Ответственность абсолютно определенная — штраф в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин.
3.1.4. Деяния, предусмотренные частями 1—3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным лицом юридического лица (ч. 4 ст. 13.4)
Квалифицированным видом правонарушения является совершение данных налоговых административных деликтов повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным лицом юридического лица. Стало быть, объективные и субъективные признаки остаются прежними для каждого состава рассматриваемых правонарушений.
Ответственность в этом случае повышена — штраф на физическое лицо, включая и должностное лицо, в размере трех базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин, на юридическое лицо — в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.