Водные пути и гидротехнические сооружения

Москаль А.В.

ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Санкт-Петербург

Практическая работа № 3.

Расчет осевого створа.

Цель работы: Определить размеры сигнальных щитов, междустворное

расстояние и высоту переднего и заднего знаков осевого

(линейного) створа на заданном участке реки.

Исходные данные:

1. План участка реки со схемой расстановки навигационных знаков,

составленной при выполнении практической работы №2.

2. Скорость движения расчетного судна относительно берегов ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м/с).

3. Длина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) и ширина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) расчетного судна.

Осевой (линейный) створ служит для обозначения на местности оси судового хода. Створ состоит из двух знаков (переднего и заднего), устанавливаемых на берегу на продолжении оси судового хода, причем задний знак должен быть выше переднего. Судно считается идущим по створу (оси судового хода), если оно и оба створных знака находятся на одной прямой. В этом случае судоводитель видит оба створных знака (в ночное время - оба створных огня) находящимися на одной вертикали. При уклонении судна вправо или влево знаки уже не будут на одной вертикали, что служит указанием судоводителю о необходимости изменить курс судна.

Зрительная задача по оценке взаимного расположения створных знаков (огней) решается судоводителем не абсолютно точно, а с некоторой погрешностью, которая обусловлена особенностями человеческого глаза. Судоводитель считает, что судно находится в створе не только тогда, когда знаки (огни) действительно находятся на одной вертикали, но и когда они смещены друг относительно друга на горизонтальный угол, меньший или близкий к разрешаемому углу водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . При проводке судов по осевым створам оценка расположения знаков (огней) на одной вертикали происходит с ошибкой водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . Таким образом, осевой створ фактически обеспечивает проводку судна не по оси судового хода, а в пределах некоторой зоны. Эта зона называется створной, а ограничивающие ее дуги - визирными кривыми. За пределами створной зоны знаки будут казаться не в створе. Для сужения створной зоны (увеличения чувствительности створа) нужно увеличить расстояние между передним и задним знаками осевого створа (междустворное расстояние).

Достоинством осевого створа считается его высокая чувствительность, позволяющая применять его на участках водного пути с узким судовым ходом. К недостаткам следует отнести затруднительность ориентировки судоводителей при расхождениях, если отсутствуют кромочные плавучие знаки. Осевые створы являются наиболее распространенными береговыми навигационными знаками на внутренних водных путях.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. По согласованию с преподавателем на плане участка реки выбирается осевой (линейный) створ, подлежащий расчету. По плану участка реки устанавливается дальность действия створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - расстояние от переднего знака до наиболее удаленной (конечной) точки на оси створа (рис.5). Затем по данным табл.3 с учетом установленной дальности действия створа и в зависимости от метеорологических условий выбирают тип и размеры щитов переднего и заднего знаков осевого створа (оба знака должны быть одного типоразмера). Значение коэффициента пропускания атмосферы водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru принимается равным 0,7 (легкая дымка). Для осевых створов могут применяться сигнальные щиты квадратной или прямоугольной формы, а также комбинированные щиты (комбинированный щит состоит из двух щитов - вертикального квадратного и наклонного трапецеидального). Сигнальные щиты выбранных размеров должны обеспечивать дальность действия створа (дальность обнаружения сигнальных щитов) не менее водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru .

 
  водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

Таблица 3

Тип щита Типо-размер Форма щитов Размеры щитов, см Расчетная дальность действия, км, при ко-
Верхнее основание Нижнее основание Высота эффициенте пропускания атмосферы водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru
0,7 0,84
Тип 1 (с прямо- угольным щитом) Квадрат 1,0 1,5
2,2 2,9
2,9 3,8
3,5 4,6
3,9 5,2
Прямо- угольник 3,0 4,0
3,5 4,5
4,0 5,5
5,0 7,0
6,0 8,0
Тип 5 (комбини- рованный) Квадрат и трапеция 3,0 4,0
То же 4,0 6,0

2. Определяется значение запаса на опасное уклонение расчетного судна от оси створа. Этот запас обеспечивает пространство для безопасного выполнения маневров, если судно вышло из створной зоны. В этом случае судоводитель должен изменить курс для возвращения судна в створную зону, однако после перекладки руля судно некоторое время будет двигаться по инерции неверным курсом, находясь за визирной кривой. Если бы граница створной зоны располагалась рядом с кромкой судового хода, то возникла бы опасность посадки судна на мель.

Запас на опасное уклонение судна от оси створа определяется по следующей формуле (расчетная схема осевого створа приведена на рис.6):

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (13)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - скорость движения расчетного судна относительно берегов, м/с;

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - время движения судна по неверному курсу, принимается для

пассажирских и самоходных грузовых судов 20 с, для больших

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

Рис.6. Расчетная схема линейного створа:

а - план; б - разрез по оси створа

толкаемых составов 50 с, для быстроходных судов на подводных

крыльях 14 с (при выполнении практической работы № 3 расчет

ведется для пассажирских и самоходных грузовых судов);

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - расстояние от форштевня до рубки управления судна, м (при

выполнении практической работы № 3 принимается водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru );

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - соответственно длина, и ширина расчетного судна, м;

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - средний радиус циркуляции судна при малых углах перекладки

руля, принимаемый для водоизмещающих судов водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , для

быстроходных судов на подводных крыльях – 800 м.

3. Определяется расстояние между передним и задним знаками осевого створа (междустворное расстояние водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ). Это расстояние должно быть таким, чтобы в конце зоны действия створа (на расстоянии водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) по обе стороны от визирных кривых до кромок судового хода имелся запас на опасное уклонение водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (см. рис.6). При этом допустимое боковое уклонение судна в конечной точке ходовой части осевого створа будет равно

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (14)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - фактическая ширина судового хода в конечной точке створа, м

(определяется по плану участка реки).

Если ось створа в конце зоны его действия делит судовой ход на неравные части, то в формулу (14) вместо значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляется меньшее из двух расстояний от оси створа до кромки судового хода.

Междустворное расстояние для осевого створа определяется с учетом минимально допустимого горизонтального разрешаемого угла водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км (15)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru выражены в километрах, а водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в метрах.

4. Определяются высоты переднего и заднего знаков осевого створа. При выполнении практической работы №3 дальность действия осевого створа не превышает 9 километров, поэтому при расчетах не учитываются кривизна земной поверхности и рефракция. В этом случае минимальная высота верхней кромки сигнального щита (навигационного огня) переднего знака осевого створа над расчетным уровнем воды, в качестве которого на реках принимается проектный уровень, определяется по формуле

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (16)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - высота переднего знака относительно своего основания, м;

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - возвышение основания переднего знака над расчетным уровнем

воды, определяется по плану местности (в работе №3 принима-

ется по согласованию с преподавателем в пределах 3÷6 м).

Минимальную высоту переднего знака принимают равной высоте сигнального щита с запасом водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , равным 1÷2 м (чтобы нижнюю кромку щита не заслоняла растительность)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (17)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - высота щита стандартного знака, выбранная по табл.3, м.

При определении высоты заднего знака осевого створа следует знать, что его превышение над передним знаком должно быть достаточным для раздельной видимости их сигнальных щитов (ночью - навигационных огней). Это условие выполняется, если угол между вершинами знаков при наблюдении из любой точки створной зоны лежит в пределах от 3 до 15 угловых минут (этот угол называется вертикальным углом створа). Расчет высоты заднего знака осевого створа производится дважды: при наблюдении из дальней (на расстоянии водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) и ближней (на расстоянии водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - неходовой части створа) точек ходовой части створной зоны. Окончательно принимается большее из двух полученных значений.

При наблюдении из дальней точки ходовой части створной зоны минимальная высота заднего знака осевого створа над расчетным уровнем воды определяется из условия обеспечения минимального вертикального угла водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (18)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - высота глаза судоводителя над расчетным уровнем воды (в работе

№3 принимается равной 5 м).

Минимальная высота заднего знака при наблюдении из ближней точки ходовой части створной зоны определяется также по формуле (18), только вместо величины водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляется водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . При использовании формулы (18) значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляются в метрах, а значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в километрах.

Практическая работа № 4.

Расчет щелевого створа.

Цель работы: Определить размеры сигнальных щитов, междустворное

расстояние, горизонтальную базу, высоту передних и

заднего знаков щелевого створа на водохранилище

Исходные данные:

1. Дальность действия створа ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км).

2. Длина неходовой части створа ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км).

3. Гарантированная ширина судового хода ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м).

4. Скорость движения расчетного судна относительно берегов ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . м/с).

5. Длина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) и ширина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) расчетного судна.

Щелевой створ – это система из трех береговых навигационных знаков (навигационных огней) для обозначения на местности положения оси судового хода и его кромок. Знаки щелевого створа расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной продолжению оси судового хода, и отстоят от нее на одинаковом расстоянии. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, а передние – ограничительными.

При нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит задний знак посередине между передними. Если судно уклонилось от оси судового хода, но находится в пределах створной зоны, расстояние между задним знаком и одним из передних уменьшается. При выходе судна из створной зоны исчезает видимый зазор между щитами (огнями) заднего и одного из передних знаков. Следует отметить, что створные зоны ночного створа (створа огней) и дневного створа (створа знаков) не совпадают. Ночной створ имеет более широкую зону, чем дневной, поэтому с точки зрения безопасности судоходства основным следует считать расчет ночного створа (схема расчета ночного щелевого створа, который производится при выполнении практической работы №4, показана на рис.7).

Щелевые створы менее чувствительны по сравнению с осевыми, поэтому их применяют гораздо реже. Щелевые створы главным образом используются на крупных водохранилищах и озерах при большой ширине судового хода и имеют дальность действия до 20 километров и более.

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

Рис 7. Расчетная схема щелевого створа

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Знаки щелевых створов имеют сигнальные щиты прямоугольной формы. При дальности действия створов более 9 километров площадь щитов, необходимая для их уверенного различения судоводителями, должна равняться сотням квадратных метров. Сооружение таких крупных знаков неэкономично, т.к. при этом приходится возводить громоздкие и сложные конструкции. Поэтому принято в большинстве случаев использовать для больших расстояний сигнальные щиты, угловой размер которых по высоте равен двум угловым минутам, а по ширине – одной угловой минуте. При этом высота водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и ширина водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru щитов щелевого створа определяются по формулам

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (19)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (20)

Значение дальности действия створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляется в формулы (19) и (20) в километрах. Щиты указанных размеров видны на заданные расстояния в светлое время суток при высокой прозрачности атмосферы.

2. Допустимое боковое уклонение в конечной точке действия створа рассчитывается по формуле

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (21)

При выполнении практической работы №4 в качестве фактической ширины судового хода водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru в формулу (21) подставляется гарантированная ширина судового хода водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . Запас на опасное уклонение расчетного судна от оси створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru определяется по формуле (13) также как при расчете осевого створа.

Минимальное расстояние между передними огнями створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , называемое горизонтальной базой щелевого створа, определяется из условия раздельной видимости всех трех огней при наблюдении их из дальней точки ходовой части створа, причем угол между огнями передних знаков должен быть не менее водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , тогда (значение водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляется в километрах)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (22)

При незначительном вертикальном угле между верхними кромками щитов (огнями) передних и заднего знаков водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru значение разрешаемого угла для щелевого створа может быть принято водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . С учетом этого междустворное расстояние при заданной дальности действия створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и допустимом боковом уклонении водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru определяется по формуле

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км (23)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляются в формулу (23) в метрах, а водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в километрах.

3. По мере удаления от передних знаков створа ширина створной зоны и значения бокового уклонения сначала увеличиваются, достигая на некотором расстоянии водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru наибольшего значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , а затем вновь уменьшаются. Если ширина створной зоны окажется максимальной на расстоянии меньшем, чем водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , то щелевой створ может не обеспечить безопасного судоходства из-за того, что визирные кривые будут проходить слишком близко к кромкам судового хода или даже уходить за них. Поэтому при расчете щелевого створа необходимо определить значение водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , а также соответствующее ему боковое уклонение водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и проверить, допустимо ли оно. Для этого используются формулы (при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru )

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км (24)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (25)

В формулы (24) и (25) водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляется в метрах, а водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в километрах.

В случае, когда водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru < водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru необходимо проверить условие

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (26)

Если условие (26) не выполняется, то следует произвести расчет щелевого створа заново, увеличив значение междустворного расстояния водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru .

4. Высота передних знаков щелевого створа при дальности действия более 9 километров определяется с учетом кривизны земной поверхности и рефракции, чтобы на пределе дальности действия створа над горизонтом возвышался весь щит. Высота верхних кромок сигнальных щитов передних знаков над расчетным уровнем воды (на водохранилищах в качестве расчетного принимается нормальный подпорный уровень) определяется по формуле

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (27)

Высота сигнального щита водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и высота глаза судоводителя над расчетным уровнем воды водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляются в формулу (27) в метрах, а дальность действия створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в километрах.

При расчете высоты заднего знака щелевого створа нет необходимости обеспечивать вертикальный угол между вершинами передних и заднего знаков водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . В принципе, допустимо, чтобы высоты всех трех знаков были равны. В этом заключается одно из преимуществ щелевого створа по сравнению с осевым, т.к. нет надобности строить задний знак больших размеров. Обычно при расчетах задний знак делают несколько выше передних и принимают вертикальный угол водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , чтобы можно было в светлое время суток отличить задний знак от передних. Минимальная высота верхней кромки сигнального щита (навигационного огня) заднего знака над расчетным уровнем воды (при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) определяется для дальней точки створа по формуле (28)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (28)

Для определения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru при наблюдении из ближней точки створа водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru в формуле (28) нужно заменить на водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - длину неходовой части створа. Значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru подставляются в формулу (28) в метрах, а водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - в километрах. Из двух полученных значений водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru выбирается большее.

Практическая работа № 5.

Определение основных размеров шлюза и его пропускной способности.

Цель работы: Определить основные размеры судоходного однокамерного шлюза с головной системой питания, его пропускную спо- собность и ориентировочную стоимость строительства.

Исходные данные:

1. Осадка ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м), длина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) и ширина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) расчетного судна.

2. Число судов в камере шлюза: по длине ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) и по ширине ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ).

3. Плановая грузоподъемность судна ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , т).

4. Напор воды на камеру шлюза ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м).

5. Длительность навигации ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , сут.).

6. Длина подходного канала ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м).

7. Длина участка подходного канала к шлюзу, предназначенного для расхождения судов ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определяются основные размеры судоходного шлюза.

Судоходный шлюз - это напорное гидротехническое сооружение, предназначенное для преодоления судами разницы уровней воды (напора) на гидроузле при переходе из одного бьефа в другой.

Основными конструктивными частями судоходного шлюза являются верхняя и нижняя головы, расположенная между ними камера, верхний и нижний подходные каналы, примыкающие к соответствующим головам шлюза (рис.8).

Головы шлюза поддерживают разность уровней воды между бьефами и камерой при ее наполнении и опорожнении, в них размещены оборудование, механизмы, водопроводные системы, пульты управления.

Рис. 8. Схематический план шлюза:

1 – верхний подходной канал; 2 – верхняя голова; 3 – камера шлюза; 4 – нижняя голова; 5 – нижний подходной канал; 6- направляющие палы; 7- причальная стенка.

В камере находятся суда при шлюзовании. От верхнего и нижнего бьефов камера отделена воротами, с боков ограничена стенами, на которых расположены причальные устройства для швартовки судов.

Подходные каналы, примыкающие к головам шлюза, предназначены для расхождения судов при входе в камеру и выходе из нее, а также безопасного отстоя судов, ожидающих шлюзования у причальных стенок. Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие палы, которые имеют в плане вид криволинейных стен.

Основными габаритами шлюза являются полезные размеры камеры: длина, ширина и глубина на порогах верхней и нижней головы.

1.1 Полезная длина камеры шлюза:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (29)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - длина расчетного судна, м; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - число судов, одновременно размещаемых по длине камеры; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - запас по длине в каждом конце камеры шлюза и между отдельными судами, м:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (30)

1.2. Полезная ширина камеры шлюза:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (31)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - ширина расчетного судна, м; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - число судов, одновременно размещаемых по ширине камеры; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - запас по ширине камеры, м.

Запасы по ширине камеры шлюза принимаются согласно “Правилам плавания по внутренним водным путям РФ” в следующих размерах:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = 0,2 м при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 10 м

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = 0,4 м при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 18 м

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = 0,75 м при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 30 м

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = 1,0 м при водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru > 30 м

1.3. Глубина на порогах шлюза.

По конструктивным соображениям глубины на порогах верхней и нижней головы иногда бывают меньше, чем глубина в пределах камеры шлюза. Поэтому, говоря о глубине шлюза, подразумевают глубину на порогах, принимаемую равной

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (32)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - осадка расчетного судна, м.

Коэффициент 1,3 учитывает необходимый запас глубины под днищем судна, который должен быть не менее 25 см при глубине до 2,5 м и не менее 40 см при глубинах более 2,5 м

Глубина на пороге шлюза отсчитывается от расчетного наинизшего судоходного уровня.

Полученные значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru округляют в большую сторону до ближайших рекомендуемым сочетаний основных габаритов шлюза (согласно указаниям по проектированию судоходных шлюзов), которые приведены в табл.4.

Таблица 4

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru Отношение полезной ширины камеры шлюза к полезной длине, м                      
Глубина на порогах шлюза, м 6,0 5,5 5,0 - 6,0 5,5 5,0 - 6,0 5,5 5,0 - 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 4,0 3,5 3,0 - 3,0 2,5 2,0 - 3,0 2,5 2,0 1,5 3,0 2,5 2,0 1,5 2,0 1,5 1,0 -

2. Определение примерной стоимости строительства шлюза.

Ориентировочная стоимость постройки судоходного шлюза определяется по объему ”приведенного бетона”.

Объем ”приведенного бетона” приближенно вычисляется по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (33)

Полная стоимость судоходного шлюза приближенно может быть определена по выражению:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , млн.у.е. (34)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru =2,1 - коэффициент, учитывающий затраты на строительство объектов вспомогательного назначения и прочие расходы; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - стоимость 1 м водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru бетона, принимая равной 500 у.е.

3. Расчет пропускной способности шлюза

Судопропускная способность шлюза - это максимально возможное количество расчетных судов, которое может пропустить шлюз в единицу времени. За единицу времени могут быть приняты сутки, месяц или навигация.

Грузопропускная способность шлюза - это максимально возможное количество массы груза в тоннах, которое может пропустить шлюз в единицу времени.

3.1. Определяется время, затрачиваемое на пропуск одного расчетного судна при одностороннем движении судов через шлюз, называемое временем одностороннего шлюзования водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru :

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = 2 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + 4 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + , с (35)

Время наполнения или опорожнения камеры шлюза водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru определяется по приближенной формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , с (36)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент, принимаемый равным 0,27.

Время открытия или закрытия ворот водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru принимается в пределах от 120 до 180 с, а время на учалку судов водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - 120 с.

Время, затрачиваемое судном на вход в шлюз водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и выход из шлюза водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , определяется по формулам:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , с (37)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , с (38)

Скорость движения судов при входе в шлюз принимается равной водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 1,0 м/с, а при выходе - водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 1,4 м/с.

Длины путей входа и выхода при одностороннем движении судов находятся по выражениям:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (39)

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (40)

3.2. Определяется время, затрачиваемое на пропуск одного расчетного судна при двустороннем движении судов через шлюз, называемое временем двустороннего шлюзования водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru :

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru =0,5(2 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + 4 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + 2 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + 2 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + 2 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) , с (41)

Значения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru принимаются такими же, как при расчете времени одностороннего шлюзования. Затраты времени на вход и выход судов определяются по формулам (37) и (38) соответственно, но длины путей входа и выхода при двустороннем движении судов принимаются равными и находятся по выражению:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (42)

3.3. Находится судопропускная способность шлюза в сутки при его круглосуточной работе.

При выполнении практической работы считается, что за одно шлюзование пропускается одно расчетное судно. Расчетное число шлюзований (расчетных судов) в сутки определяется по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (43)

где 86400 - число секунд в сутках; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент неравномерности движения судов прямого направления по времени, принимаемый равным 1,2÷1,3; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент неравномерности движения судов обратного направления по времени, принимаемый в пределах 1,1÷1,2; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент неравномерности движения судов в прямом и обратном направлениях, принимаемый в пределах 0,8÷1,0; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - время шлюзования при одностороннем и двустороннем движении судов в секундах.

3.4. Определяется судопропускная способность шлюза за навигацию.

3.4.1. Техническая возможная судопропускная способность шлюза определяется при круглосуточной работе шлюза в течение времени всей навигации водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru :

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (44)

3.4.2. Действительная судопропускная способность шлюза определяется с учетом:

- неравномерности подхода судов к шлюзу в течение навигации;

- неполного заполнения площади зеркала камеры шлюза судами

(т.к. могут шлюзоваться суда, отличные от расчетных);

- неполного использования для работы времени суток.

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (45)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент неравномерности подхода судов к шлюзу:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = (0,85÷0,95) - коэффициент использования площади зеркала камеры шлюза;

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент использования шлюза по времени:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 0,96

Время работы шлюза водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru принимается равным 23 часам (с учетом работ по профилактике).

3.5. Определяется грузопропускная способность шлюза.

3.5.1. Технически возможная грузопропускная способность шлюза водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , определяемая при круглосуточной работе шлюза в течение всей навигации и пропуске через шлюз расчетных судов с полной загрузкой

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (46)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - плановая грузоподъемность судна,

3.5.2. Действительная грузопропускная способность шлюза находится при его круглосуточной работе с учетом:

- неравномерности подхода судов к шлюзу в течение всей навигации;

- пропуска через шлюз судов, отличных от расчетных (порожних, пассажир-

ских, служебных, прочего флота);

- неполного использования грузоподъемности судов.

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (47)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = (0,7÷0,8) - коэффициент, учитывающий долю грузовых судов в общем числе судов, пропущенных через шлюз за навигацию;

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru = (0,85÷1,0) - коэффициент использования грузоподъемности судов.

Практическая работа № 6.

Расчет расходов на электроэнергию для работы насосных станций

двусклонного судоходного канала.

Цель работы: Определяется навигационная потребность канала в воде, для чего находится объем воды, потребный на шлюзование, и - потери на фильтрацию, испарение и утечки воды через уп- лотнения ворот и затворов гидротехнических сооружений. Вычисляется время работы и мощность насосных станций канала. Определяются затраты на электроэнергию, необхо- димую для питания канала водой.

Исходные данные:

1. Длина судоходного канала ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , км).

2. Род грунта, слагающего ложе канала.

3. Длительность навигации ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , сут.)

4. Осадка ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) и ширина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) расчетного судна.

5. Количество гидроузлов канала, имеющих в своем составе насосные

станции ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ).

6. Напор воды на гидроузле ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м).

7. Ширина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) и длина ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м) камеры шлюза.

8. Суточное количество шлюзований ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ).

9. Коэффициент использования сливной призмы ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ).

10. Производительность насосной станции ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3/с).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определение навигационной потребности канала в воде.

Питание водой судоходного канала должно обеспечивать поддержание гарантированных глубин на трассе канала и восполнять расходы воды на шлюзование и потери. Оно может быть естественным (на открытых и односклонных каналах) и искусственным (механическим или самотечным, когда на водоразделе создается водохранилище). В данной практической работе предполагается, что производится механическое питание канала путем подачи воды в водораздельный бьеф насосными станциями.

Водный баланс водораздельного судоходного канала складывается из расходов на потребление (шлюзование и потери воды на фильтрацию, испарение и утечку через неплотности в сооружениях) и расхода притока (обеспечиваемого в нашем случае при помощи насосных станций). Для бесперебойной работы судоходного канала необходимо, чтобы в течение всей навигации расход притока для каждого из бьефов канала был больше или равен суммарному расходу потребления. Исходя из этого, общий объем воды, подаваемый насосными станциями в водораздельный бьеф за период навигации для питания двусклонного канала, будет определяться следующим выражением:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (48)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - общий объем воды, перекачиваемый насосными станциями для питания канала; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - объем воды, расходуемый на шлюзование (для двусклонного канала водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru удваивается); водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - потери воды вследствие утечек в уплотнениях ворот и затворов нижней головы шлюза (для двусклонного канала водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru удваивается); водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - потери воды на фильтрацию в грунт; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - объем испарившейся с поверхности канала воды.

1.1. Объем воды на шлюзование зависит от плановых размеров камеры шлюза, напора на гидроузле, количества шлюзований за навигацию и организации судопропуска.

При одинаковой судопропускной способности шлюзов больше воды потребуется тому шлюзу, у которого больше число односторонних шлюзований (суда шлюзуются в одном направлении: из нижнего бьефа в верхний или из верхнего в нижний), когда на одно шлюзование расходуется одна сливная призма. Поэтому для экономии воды стремятся организовать судопропуск таким образом, чтобы увеличить долю двусторонних шлюзований (суда поочередно шлюзуются из нижнего бьефа в верхний и тут же из верхнего в нижний или наоборот), когда одна сливная призма расходуется на два шлюзования. Расчетный объем воды, расходуемый за навигацию на шлюзование, определяется по выражению:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (49)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - суточное количество шлюзований; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - длительность навигации; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - объем сливной призмы:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (50)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru и водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - соответственно ширина и длина камеры шлюза; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - напор на гидроузле (на камеру шлюза); водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент использования сливной призмы, изменяющийся в пределах от 1 (в случае односторонних шлюзований) до 2 (при двусторонних шлюзованиях) и определяемый выражением:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru (51)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - количество сливных призм, использованное на водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru шлюзований.

1.2. Потери воды на утечки через уплотнения ворот и затворов гидротехнических сооружений определяются по эмпирической формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (52)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - удельный расход воды на 1 пог. м уплотнений (при выполнении практической работы №6 принимается равным 0,15 л/с); водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - периметр уплотнений рабочих ворот и затворов водопроводных галерей нижней головы шлюза, определяемый по выражению:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (53)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - глубина воды в камере шлюза, определяемая в зависимости от осадки расчетного судна водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . Полученная величина водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru округляется в большую сторону до следующих ближайших значений: 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0 м; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - размер водопроводной галереи опорожнения (квадратного сечения) нижней головы шлюза:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (54)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - суммарная площадь поперечного сечения водопроводных галерей опорожнения, определяемая по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м2 (55)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент расхода системы опорожнения шлюза, равный 0,6÷0,7; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - ускорение свободного падения; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - время открытия (закрытия) затворов водопропускных галерей, принимаемое для плоских затворов 0,6 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - время наполнения (опорожнения) камеры шлюза, определяемое по формуле (36).

1.3. Потери воды на фильтрацию в грунт зависят от положения уровня воды в канале по отношению к уровню грунтовых вод на местности, прилегающей к каналу. Если уровень грунтовых вод находится выше уровня воды в канале, то будет происходить фильтрация воды в канал и, следовательно, увеличение расхода притока (поэтому каналы стремятся по возможности прокладывать в выемках грунта). При выполнении практической работы предполагается, что в насыпи проходит только 25% длины канала, где уровень воды выше уровня грунтовых вод. В этом случае потери воды на фильтрацию для канала трапецеидального сечения приближенно можно определить по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru 0,25 водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru + водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (56)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент фильтрации (м/сут), примерные значения которого принимаются в зависимости от рода грунта по табл.5; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - длина канала в метрах; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент, зависящий от заложения откосов канала и отношения водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru . Для судоходных каналов может быть принят 3,0; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - глубина воды в канале. Вычисленное значение водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru округляется до ближайшего большего из следующих рекомендуемых значений: 1,8; 2,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,5 м; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - ширина канала по зеркалу воды:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м (57)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент заложения откосов, который для каналов трапецеидального сечения принимается в пределах от 3 до 5.

Таблица 5

Род грунта Коэффициент фильтрации м/сутки
Глина 0,0008
Суглинок 0,005
Супесь 0,03
Песок 0,1

1.4. Объем испарившейся с поверхности канала воды определяется по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , м3 (58)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - толщина слоя испарения за сутки, принимаемая в среднем от 0,004 до 0,008 м/сут; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - длина канала в метрах.

2. Определение времени работы насосных станций.

Время работы насосных станций, перекачивающих необходимый для питания двускатного судоходного канала объем воды, вычисляется по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , ч (59)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - производительность насосной станции.

3. Определение мощности насосных станций.

На двускатном судоходном канале насосные станции включаются в состав сооружений гидроузлов только одного из его склонов (как правило там, где высота подъема воды до отметки водораздельного бьефа оказывается меньше). Для определения полной высоты подъема воды необходимо знать величину напора на гидроузлах этого склона канала (в данной практической работе водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ) и их количество ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru ). С целью унификации оборудования обычно стремятся обеспечить одинаковый расход насосных станций и напор на гидроузлах судоходного канала. Необходимая мощность насосных станций определяется по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , кВт (60)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - плотность чистой воды ( водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru =1000 кг/м3); водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - полная высота подъема воды насосными станциями до отметки водораздельного бьефа; водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - коэффициент полезного действия насосной станции, равный 0,8.

4. Определение расходов на электроэнергию.

Расходы на электроэнергию для работы насосных станций судоходного канала находятся по формуле:

водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru , у.е. (61)

где водные пути и гидротехнические сооружения - student2.ru - стоимость электроэнергии (0,3 у.е./кВт-час).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладков Г.Л., Журавлев М.В., Селезнев В.М., Гапеев А.М., Колосов М.А. Водные пути и гидротехнические сооружения: Учебное пособие. - СПб, СПГУВК, 2001.

2. Дегтярев В.В., Селезнев В.М., Фролов Р.Д. Водные пути. Учебник. М., Транспорт, 1980.

3. Гришанин К.В., Дегтярев В.В., Селезнев В.М. Водные пути. Учебник для ВУЗов. М., Транспорт, 1986.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическая работа №1. Построение графика колебания уровней

воды, графиков повторяемости и обеспеченности навигационных

уровней .......................................................................................................... 4

Практическая работа №2. Улучшение судоходных условий на

затруднительном участке реки ................................................................... 10

Практическая работа №3. Расчет осевого створа ...................................... 20

Практическая работа №4. Расчет щелевого створа ................................... 28

Практическая работа №5. Определение основных размеров шлюза

и его пропускной способности ................................................................... 33

Практическая работа №6. Расчет расходов на электроэнергию для

работы насосных станций двусклонного судоходного канала ............... 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................... 47

Москаль Андрей Витальевич

Наши рекомендации