Для поддержания автомобилей в рабочем состоянии и их восстановления осуществляются технический осмотр, ремонт, модернизация и реконструкция
При проведении технических осмотров применяются следующие документы:
1) Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. № 196–ФЗ;
2) Положение о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Правительства от 31 июля 1998г. № 880 и другие.
При техосмотре решаются следующие задачи:
1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативно-правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;
3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
5) государственный учет показателей безопасности дорожного движения.
С 1 января 2012г. по 1 января 2014г. в России объявлен переходный период по организации технических осмотров. Талон на техосмотр автовладельцам будет выдаваться автоматически при регистрации. Автомашины до трех лет не проходят техосмотр, с трех до семи лет – раз в два года, старше семи лет – ежегодно, привлеченные к перевозкам пассажиров такси, маршрутные такси, автобусы – раз в полгода, спецавтотранспорт – 1 раз в год.
Оператором технического осмотра может быть любая организация (автодилер, автосервис и др.), до 1 января 2014г. также пункты Гостехосмотра. К обязательным требованиям к операторам относится наличие соответствующего диагностического оборудования, технического эксперта в штате организации и возможности передавать сведения о результатах техосмотра в единую автоматизированную информационную систему. Кроме того операторы должны быть аккредитованы Российским союзом автостраховщиков и владелец оператора должен быть членом саморегулируемой организации.
С 1 января 2012г. во главу угла ставится обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому схема прохождения техосмотра следующая (рис. 2.2):
Исходя из условий схемы, представленной на рисунке 2.2, полис ОСАГО может быть продан только при наличии талона на технический осмотр.
Полис ОСАГО |
Государственная регистрация транспортного средства |
Технический осмотр |
Рис. 2.2. Порядок прохождения технического осмотра автомобилей в современных условиях
Процедура прохождения технического осмотра состоит из двух этапов:
1) осмотр транспортного средства и проверка документов;
2) проверка технического состояния транспортного средства.
3) В связи с этим собственник (представитель собственника) обязан вместе с транспортным средством для прохождения техосмотра предъявить следующие документы:
4) документ, удостоверяющий личность;
5) водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленного на осмотр;
6) медицинская справка установленной формы;
7) документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством (договор купли-продажи, доверенность и др.);
8) свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт и (или) технический талон;
9) квитанции (платежные поручения) об уплате установленных налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
Представленные документы, транспортное средство и его номерные агрегаты с помощью технических средств и информационно-поисковых систем проверяются на подлинность.
По результатам проверки оформляется акт технического осмотра транспортного средства. При использовании средств технического диагностирования оформляется диагностическая карта транспортного средства. На автотранспортное средство устанавливается талон о прохождении государственного технического осмотра.
Транспортное средство, техническое состояние и оборудование которого не соответствуют установленным требованиям безопасности дорожного движения, считается неисправным, его эксплуатация запрещается. Повторный осмотр разрешается в срок не позднее 20 дней с момента предыдущего осмотра по тем показателям, которые не соответствовали требованиям.
Технический осмотр производится на платной основе. В состав расходов включаются:
1) расходы по оплате государственной пошлины;
2) стоимость изготовления талона о прохождении государственного технического осмотра;
3) стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования;
4) стоимость работ за повторную проверку неисправных узлов.
Расходы на прохождение технического осмотра учитываются по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и других и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и в части размера государственной пошлины по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Оплата расходов отражается записью: дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит 51 «Расчетные счета» (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Отражение операций по проведению техосмотра транспортного средства
№ п/п | Содержание фактов хозяйственной жизни | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Оплачена государственная пошлина с расчетного счета | |||
Оплачены с расчетного счета организации расходы по проведению технического осмотра и выдачи талона | |||
Расходы на проведение технического осмотра списаны в затраты производства (расходы на продажу) равномерными долями в течение срока действия талона на техосмотр | 20, 23, 25, 26, 44 | 76, 68 |
В соответствии с п. 73 Методических указаний по учету основных средств затраты на содержание объектов основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).
Восстановление объектов основных средств, в т. ч. автотранспортных средств производится посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Работы по восстановлению основных средств целесообразно проводить в соответствии с планом проведения ремонтных работ, который составляется на основе системы планово-предупредительного ремонта. Данный документ разрабатывается инженерно–технической службой предприятия, утверждается руководителем организации и используется для контроля за своевременным и качественным проведением работ по восстановлению объекта основных средств, материально–техническим обеспечением.
Если в результате модернизации и реконструкции объекта улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели его функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и др.), затраты по восстановлению необходимо списать на увеличение первоначальной стоимости объекта. В других случаях затраты по восстановлению объектов относятся в затраты на производство (расходы на продажу).
Учет затрат по ремонту автотранспортных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001г. № 26н и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 октября 2003г. № 91н. Схема учета работ по восстановлению объектов зависит от способа их проведения и результатов.
Для выполнения ремонтно-восстановительных работ могут применяться следующие способы их проведения:
1) подрядный – восстановление производится специализированной сторонней организацией (таблица 2.6);
2) хозяйственный – восстановление объекта производится собственными силами организации. Данный способ применяется средними и крупными предприятиями, которые имеют свою материально–техническую базу, в т. ч. машины и оборудование для проведения восстановительных работ и диагностики качества выполненных работ.
Таблица 2.6 – Схема учета операций по восстановлению автомобиля при подрядном способе ремонта
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Принят счет сторонней организации за выполненные ремонтные работы | 20, 23, 25, 26, 44 | ||
Принят «входной» НДС по выполненному ремонту | |||
Оплачен счет специализированной организации по оказанию автосервисных услуг |
Чаще всего такие предприятия имеют в своей организационной структуре ремонтный цех, который относится к вспомогательным производствам. В этом случае затраты по ремонту объектов учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» (таблица 2.7);
Таблица 2.7 - Схема учета операций по восстановлению автомобиля при хозяйственном способе ремонта
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Учтены затраты по ремонту автомашины в ремонтном цехе своей организации | 23, субсчет «Ремонтный цех» | 02, 10, 70, 69 и др. | |
Списаны затраты по ремонту на себестоимость автотранспортных услуг | 20, 23, 25, 26, 44 | 23, субсчет «Ремонтный цех» |
3) комбинированный.
Затраты по восстановлению объектов основных средств при любом способе его проведения отражаются на основании соответствующих первичных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ресурсов, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Для отражения ремонта автомобиля подрядным способом применяются следующие первичные документы:
1) дефектная ведомость;
2) акт выполненных работ (заказ-наряд) авторемонтной мастерской, подтверждающей проведение ремонта;
3) счет-фактура с выделением НДС;
4) платежное поручение или расходный кассовый ордер, квитанция к приходному кассовому ордеру о приемке денежных средств предприятием автосервиса, чек контрольно-кассовой техники и др.
Бухгалтерские записи при хозяйственном способе зависят от организационных особенностей, видов расходуемых ресурсов и др. К первичным документам, подтверждающим ремонтные работы, проведенные хозяйственным способом, относятся:
1) дефектная ведомость;
2) смета на ремонтные работы (смета может быть представлена в отдельном разделе дефектной ведомости);
3) накладные на отпуск материалов или лимитно-заборные ведомости;
4) акт о списании израсходованных израсходованных материалов (запасных частей);
5) наряд на сдельные работы;
6) акт выполненных работ и др.
При любом способе проведения ремонтно–восстановительных работ целесообразно составлять дефектную ведомость. В документе на основании просмотра объекта и оценки состояния его узлов и в целом объекта указываются выявленные дефекты, определяются необходимые для их устранения запасные части и другие материалы, виды и объемы работ, сроки начала и окончания работ. В качестве дефектной ведомости организации могут использовать форму № ОС–16 «Акт о выявленных дефектах оборудования», которая утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003г. №7 или применять произвольную форму.
Выполненные по ремонту работы отражаются в акте приема выполненных работ. В качестве такого документа применяется форма ОС–3 «Акт приема–передачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».