Архитектура высокого классицизма (1780-1800 гг.)
Последняя четверть восемнадцатого столетия ознаменовалась крупными социально-историческими событиями Быстро развивалась экономика государсва. Формировался всероссийский рынок, ярмарки и торговые центры. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Активизация экономической жизни способствовали количественному и качественному росту городов и помещичьих усадьб. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре. Архитектура русской провинции характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы. Архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, известными ранее, в городах стали строить новые сооружения. В провинциальных усадьбах знатных владельцев, господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа. В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. – строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. Несмотря на то, что выдающийся замысел осуществлен, не был его значение для судьбы русской архитектуры было велико, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Создание в подмосковном селе Царицыно загородной царской дворцово-парковой резиденции. Все строения ансамбля расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама, не имеющая аналогов в истории архитектуры. Дом Пашкова (1784-1786 гг.), Состоящая из трех различных частей, силуэтная композиция дома, венчающего озелененный пригорок является и до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века. Завершением творчества Баженова был проект Михайловского замка в Петербурге (1797-1800 гг Казаков М.Ф.: Петровский дворец – облику дворца он придал ярко выраженный национальный характер, ансамбль Петровского дворца – выдающийся образец гармонического архитектурного синтеза классических принципов и русской национальной живописи. Здание Сената в Московском Кремле – ротонда Сената признана в архитектуре русского классицизма лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного типа.
Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.
А. Н.Воронихин
Андре́й Ники́форович Ворони́хин русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеровСтрогановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке а также дома в усадьбе Городня (1798). Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе.Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией. В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.
Еще большее градостроительное значение для Петербурга имеет здание Казанского собора, на Невском проспекте, он лучше других решил задачу постройки крупного храма с колоннадой, не изолирующей его от Невского проспекта — главной магистрали столицы, а формирующей предхрамовую площадь, раскрытую на проспект и являющуюся частью его пространства. При этом должна была строго соблюдаться обязательная ориентация алтаря на восток. Поэтому храм выходит на проспект боковым фасадом, который удачно «замаскирован» полукружием торжественной четырехрядной коринфской колоннады с акцентом на главной оси композиции в виде глубокого шестиколонного портика с фронтоном. Многоколонные крылья завершены по концам проездными пропилеями, оси которых совпадают с осями улицы и набережной Таким образом, одно храмовое здание с колоннадой и оградой формирует две городские площади и проезды — улицы и набережной. Здание собора представляет собой необычайную для русских храмов композицию трехнефной базилики Купол представляет собой тройную оболочку
А. Н. Воронихин — автор не только крупных, градоформирующих зданий, но и небольших, но весьма выразительных садово-парковых сооружений. Розовый павильон, -мосты у Пиль-башни и Висконтиев в Павловском парке, а также фонтан-грот на склоне Пулковской горы
21. Работы Захарова и Томона .Тома де Томонсвое архитектурное образование получил во Франции, а затем в Италии. В Россию он приехал в 1799 г. В силу своих связей с царским двором он получил знание академика, а Александр I назначил его придворным архитектором. Вскоре после своего появлении в России Томон получил заказ на постройку Биржи- один из самых ответственных в строительстве Петербурга. Первый вариант проекта Биржи разработанный Томоном, был компиляцией из целого ряда проектов на Большую премию Французской академии искусств. После пятикратного отклонения проекта Советом петербургской Академии художеств, проработав над ним четыре года, Томон представил окончательный вариант, по которому здание и былоположено.
Помимо Биржи, Томону принажлежит также павильон в Павловске, так называемый храм - памятник "Супругу-благодетелю". По проектам Томона был сооружен театр в Одессе и поставлена мемориальная колонна в Полтаве.
Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич],русский архитектор, представитель ампира. Учился в петербургской АХ (1767-82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже. С 1794 академик петербургской АХ.
Среди первых работ Захарова - ряд построек в Гатчине ("Львиный мост", "Ферма", "Птичник" и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями.
В 1805 Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтействав Петрбурге (1806-23) является величайшим памятником рус. архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания - монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни Захаров сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру.