Архитектура Беларуси XVII-XVIII вв. Общий обзор.
В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др
К 30-м годам XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который много лет работал в Белоруссии. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.
В 60 — 70-х г. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль — классицизм, характеризующийся монументальностью форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных, живописных и скульптурных элементов. В стиле классицизма и это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове, построены и реконструированы ратуши и торговые ряды в Минске, Витебске, Чечерске, здания медицинских и театральных школ в Гродно, собор св. Иосифа в Могилеве. Впервые в Белоруссии начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда.
Основным художественным направлением в архитектуре XVII и первых трех четвертей XVIII в. явилось барокко. Архитектура ранних костелов тесно связана с влиянием итальянской художественной школы, но со второй половины XVII в. появляются памятники с местными чертами.Монументальные памятники барокко являются наиболее многочисленными и интересными объектами в сохранившемся архитектурном наследии Беларуси. Это дворцовые ансамбли в Несвиже, Гольшанах, Ружанах, храмы в Гродно, Жировичах, Могилеве, Слониме и др.Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко.Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомеле, Жировичах, Снове; соборы : Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др.Самыми выдающими памятниками белорусского зодчества XVII века являются: Костел Благовещения. Гродно, Петропавловская церковь. Минск, Свято-Успенский Жировичский монастырь, Костел Девы Марии. Минск, и Костел св. Франциска Ксаверия. Гродно.
Архитектура Белорусских городов XVI - XVII вв. Планировочные особенности
Развитие ремесел и торговли способствовало процветанию и росту числа городских поселений. К XVII в. насчитывалось около сорока городов с численностью населения от 5 до 10 и свыше тысяч жителей. Среди них Брест, Витебск, Гродно, Могилев, Орша, Пинск, Города делились на свободные (коронные) и частновладельческие. Свободные города характеризовались большими размерами территории (Могилев). Другой распространенной формой расселения на территории Белоруссии были местечки. Местечки занимали промежуточное положение между городом и деревней: жители их ремесленничали и торговали, но преобладающим занятием оставалось сельское хозяйство. Численность жителей в местечках была значительно меньше, чем в городах, и колебалась обычно в пределах нескольких сот человек.
В XIV — первой половине XVII в. необходимость обороны определяла систему укреплений и архитектурно-планировочную структуру города. Большинство городов, как свободных, так и частновладельческих, помимо замка, имели внешние укрепления, опоясывающие всю территорию поселения (Могилев, Брест, Слуцк, Старый Быхов и др.). Немаловажное значение в системе укреплений имели естественные и искусственные водоемы. В этом отношении наиболее показательны Брест и Диена, где максимально были использованы полноводнее реки и дх рукава как первый оборонительный рубеж поселения.
Древний Брест (Берестье) Деревянные крепостные стены опоясывали весь контур острова, в середине которого высилась главная оборонительная башня. С ростом населения основная часть города была перенесена на соседний более крупный остров. Здесь сформировался центральный ансамбль города с торговой площадью. Новая часть Бреста также получила систему укреплений из валов и деревянных крепостных стен, созданную с учетом и использованием водного бассейна рек.
Город-крепость Диена был возведен во второй половине XVI в. на острове у слияпия полноводных и широких рек Диены и Западной Двины. Конфигурация холмистого острова определила систему укреплений — валов с девятью башнями — в виде растянутого эллипса. Под защитой мощной крепости, напротив нее, развился посад, или Новый город. Его планировка носила черты регулярности: прямоугольные кварталы образовывались прямыми улицами, большинство из которых брало свое начало от торговой площади.
В городах небольших, частновладельческих, наружный пояс укреплений отсутствовал (Клецк, Ляховичи, Слопим). Замок феодала располагался близ реки и нередко имел дополнительную систему обводнения. Старый замок в Клецке расположился на высоком холме, который огибался рвом. Небольшая река Лань была запружена плотиной, и воды ее заполняли ров, отрезая замок от остальной территории города
В комплекс городских укреплений входили и монастыри, расположенные полукольцом вокруг Значение монастырей как оборонительных пунктов и в городах с наружными укреплениями. В этом случае они строились па границе города, непосредственно у городских стен или валов (Несвиж). Местечки, как правило, не имели укреплений. Однако среди них встречаются и такие, которые развились в непосредственной близости от замка феодала (Любча). В этом случае характер планировочной организации местечка и небольшого укрепленного города сближается. Развитие уличной сети в свободных городах идет в прямой связи с торговыми путями и основной производственной деятельностью го-рожан. Основные улицы брали свое начало от въездных башен наружных укреплений и вели к центру города, закладывая основу ра-у диальной системы планировки. В дальнейшем развитие уличной сети характеризуется появлением улиц полукольцевого направления (Пинск, Могилев). Некоторые большие города сохранили деление на посады. Посады не были равнозначными по количеству жителей и размеру территории. Отдельные посады, развившиеся позднее других, находиАлись за пределами городских укреплений. Их планировка характеризуется хаотичностью уличной сети, а застройка кварталов — раз-реженностью Ремонт и обновление всех элементов городских укреплений — земляных валов, рвов, стен, башен — вменялись в обязанность горожанам под присмотром ратушной комиссии. Особое внимание уделялось заботе о въездных башнях-брамах. Сохранившиеся описания и графические изображения дают нам известное представление о брамах Могилева, Иесвижа, Любчи, Витебска
.25. Дворцово-замковое зодчество Беларуси XVI-XVII вв.
Несвиж Строился Несвижский замок белорусскими мастерами по проекту итальянского зодчего Джованни Марии Бернардони
Замок имел форму четырёхугольника площадью 170 на 120 метров, был окружён земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом (образующим внутреннее кольцо), достаточно широкой дорогой и искусственными водоёмами (играющими роль так называемого внешнего кольца). Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нём оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни. Вокруг нового каменного замка выросла современная система укреплений. Защитный земляной вал высотой 20 м. с выступающими вперед бастионами, у бастионов — сооружения типа ДОТа, откуда можно было простреливать подходы к валу и замковой браме. Несвижский замок постепенно утрачивал первоначальные черты. Существенно изменилась система фортификации. На смену обмурованным бастионам пришли земляные. Жилые и хозяйственные корпуса дополнили новыми деталями. Стал выше главный корпус дворца: ризалит подняли до четырех с половиной этажей и завершили фронтономс гербами Радзивиллов и военными эмблемами.Фасады богато украсили рельефными декорациями, скульптурными вставками, пилястрами — всё в стилебарокко. С тыльной стороны главного корпуса появилась двухэтажная пристройка с террасой, ажурными балконами и двумя миниатюрными угловыми башенками. Бывший арсенал превратился в двухэтажный хозяйственный корпус. Становление Несвижского ансамбля завершилось разбивкой красивейшегоромантического пейзажного парка(1879-1914 гг.). Следы былого могущества — остатки бастионов, рвы, заполненные водой, валы — гармонично вписались в его пространство.
Ружа́нский дворе́ц — памятник архитектуры XVII века, руины бывшей резиденции магнатского рода Сапег в посёлкеРужаны, Беларусь. был воздвигнут в 1602 году канцлером великим литовским Львом Сапегой. Точное время начала строительства неизвестно. Также неизвестно имя архитектора. Однако в старинных ружанских записях, датированных 1602-ым годом, упоминается о крупномасштабных строительных работах, без указания места проведения застройки. Скорее всего, замок возводился на месте старой усадьбы Тышкевичей, которым имение принадлежало ранее.В 1770-е годах дворец был фактически построен заново под руководством саксконского архитектора Я. С. Беккера в набиравшем тогда популярность стиле классицизма. При дворце имелись богатая библиотека, оранжерея и отдельно стоящее здание театра (1784-86). Вокруг него был разбит английский парк. Во второй половине 18 века канцлер Александр Сапега поднял из руин родовую резиденцию. Перестроенная резиденция из неприступного замка превратилась в утонченный дворец ― белорусский Версаль. Поврежденные башни были разобраны, к главному фасаду пристроен портик со сдвоенными колоннами и угловыми пилястрами, завершенный высоким треугольным фронтоном с лепным декором. Полуциркульные аркады, отходящие от крыльев главного корпуса, соединили его со вновь возведенными боковыми корпусами и въездной брамой, украшенной скульптурами и барельефами, образовав замкнутый парадный двор.
Дворец в Святске был возведен в эпоху расцвета барокко итальянским архитектором Джузеппе Сакко по заказу одного из представителей рода Воловичей. Состоит из трех двухэтажных корпусов: центрального и двух флигелей, соединённых полуциркульными галереями.В оформлении интерьеров в основном применены орнаментальная лепка и роспись в стилях барокко и классицизма. Панели стен, камины, двери, люстры, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель были изготовлены по эскизам и под руководством Дж. Сакко художниками Смуглевичем, Маньковским, Тамбори.В 1930-е гг. дворец частично реконструировали и приспособили под лечебное учреждение - единственную на всю страну наркологическую клинику. Позже здесь был центр медицинской реабилитации больных внелёгочным туберкулезом. А с 2005 г. дворец пустует. Перед дворцом раскинулся пейзажный парк с системой искусственных водоёмов (площадь 12 га). В комплекс также входит неоготическая часовня-усыпальница 19 в. и хозпостройки.
Пинский дворец именуется чаще дворцом Бутримовича, по имени владельца, местного шляхтича Матеуша Бутримовича,.В не самом отдалённом прошлом дворец имел богатые интерьеры, которые теперь безвозвратно утрачены. Лучше всего сохранился дворцовый фасад, обращённый к реке Пинке. Здесь размещён парадный вход с крыльцом, украшенным фронтоном, и четыре боковых входа с лестницами, ведущими прямо в жилые помещения. Дворец имеет П-образный план, тяготеющий, благодаря выступающим архитектурным элементам, к полукругу. Боковые его крылья, вместе с основным зданием, образуют парадный двор, перед которым раньше был разбит сад. Входы боковых крыльев украшены портиками со сдвоенными колоннами дорического ордера.Не смотря на то, что дворец переживает не самые лучшие времена, в его облике без труда угадывается время постройки – конец 18 столетия. Тогда на смену позднему барокко спешил классицизм, утверждавший себя прежде всего в подобных гражданских каменных постройках.
Дворец возвели к началу 1790-х гг. по проекту архитектора К. Шильдгауза. Архитектор создал строго симметричную композицию, центральная часть которой – круглый зал – была несколько выдвинута на богато декорированную террасу главного фасада. Из зала, следуя оси симметрии, можно было попасть в вестибюль и на парадное крыльцо или же через 2 боковых выхода в малые прямоугольные залы и кабинеты. Все парадные помещения одноэтажного с высоким цоколем дворца располагались в главном, центральном корпусе. В боковых крыльях-корпусах находились жилые комнаты и кабинеты. Цокольный этаж отводился под хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. Помещения дворца располагались по коридорному и анфиладному принципам таким образом, что залы главного корпуса образовывали 2 параллельные линии, переходящие с помощью угловых залов с особыми наружными входами в левый и правый каскады помещений боковых корпусов. Стены по всему периметру здания были расчленены пилястрами, оконные проёмы украшали фронтоны, фасадный декор завершал хорошо развитый антаблемент.
26. Сельская архитектура Беларуси 1в. н.э. – 10 в. Сельские поселения на территории Беларуси: село, деревня, погост, околица, слобода, застенок, фольварк, хутор. Наиболее распространенный – село. Село известено с 10 в. Изначально является центром вотчины. Погост – округ. Это территориальная единица, состоящая из нескольких поселений. Слобода – жители его освобождались от податей и повинностей в связи с низкой плодородностью земель или освоение новых. Околица и застенок – сословные поселения, населенными исключительно шляхтой.
В разных регионах Беларуси строили по-разному, опираясь в основном на традиционные, характерные для каждой местности приемы. Своеобразие региональных особенностей определялось природно-климатич, историч и соц-эконом условиями, в которых развивался тот или иной регион Беларуси. На территории Беларуси исследователи выделяют 6 историко-этнографических регионов:
1.Для Поозерья(Север) присущи хаотичная, но подчиняющаяся определенным закономерностям застройка деревень, использование замкнутых и асимметричных приемов в объемно-планировочных решениях усадеб и отдельных построек, что очень гармонично связывало архитектуру с природным окружением. Ощущается стремление объединить под одной крышей разные функции. Декоративные приемы скромные.
2.На Поднепровье(Восточный) также использовали замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа), но в них большую роль играли симметричные приемы. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого— резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы (шатрового типа).
3.В народной архитектуре Понеманья(Сев-Западн) получили развитие линейные структуры (усадьбы погонного типа). В композиции усадьбы всегда выделялся главный элемент — жилой дом. Расширены ярусные композиции — колокольни, двухэтажные клети, коптильни, которые контрастно смотрятся на фоне протяженных объемов основной застройки. Для конструкций характерно рациональное использование древесины. Ветряные мельницы только козлового типа.
4.Зодчество Восточного Полесья характеризуется чрезвычайным разнообразием композиционных приемов, богатством декоративного украшения жилого дома. Старинная плотничная декорация, в основе которой художественное осмысление роли конструктивных элементов, соединялась с новыми приемами пропильной резьбы. Только здесь известны дома с шатровой крышей.
5.На Западном Полесье большое распространение получили светотеневые эффекты с помощью навесов, галерей. Широко известны столбовые конструкции и системы, основанные на использовании естественных особенностей древесины (сохи, плетеные стены и ограды, колотые дубовые бревна для стен — “дылі”). В образах зданий большое значение имеют форма и размеры крыши.
6.Зодчество Центральной Беларуси формировалось на основе синтеза особенностей архитектуры соседних регионов и местных решений. Здесь чаще встречаются усадьбы, в которых здания строились отдельно, потому и объемная композиция получила широкое распространение. Здания воспринимались с разных сторон, отсюда и большее внимание ко всем фасадам, а не только к главному.