Возведение насыпей и разработка выемок
Возведение насыпей бульдозерами (рис.1 и рис.2). Бульдозеры – наиболее применяемые дорожно-строительные машины.
Область применения бульдозеров
-землеройно-планировочные работы (планирование площадок, послойное разравнивание привозного грунта, и перемещение его к голове насыпи, снятие растительного слоя и перемещение его за полосу отвода);
-сооружение земляного полотна из выемок в насыпь и из боковых резервов в насыпь высотой до 1 – 1,5 м, а также сооружение полувыемки-полунасыпи на косогорах;
-перемещение на небольшие расстояния (10 – 30 м) и окучивание строительных материалов при выполнении складских операций;
-уборка валунов и пней после корчёвки, корчёвка и валка мелколесья, вспомогательные работы в притрассовых карьерах.
При зарезании грунта бульдозером применяются следующие схемы:
-прямая траншейная (прямоугольная) – даёт тонкую стружку, использование мощности трактора 50 – 70 %, применима для всех видов грунтов;
-клиновая – даёт стружку значительной толщины при 100 % -ном использовании мощности трактора, пригодна для мягких и слегка влажных грунтов;
-гребенчатая – даёт стружку переменной толщины при полном использовании мощности трактора, пригодна для твёрдых и пересохших грунтов.
Возведение насыпей скреперами (рис.3 и рис.4). Скреперы применяют для землеройно-транспортных работ при возведении насыпей из резервов или грунтовых карьеров и при разработке грунта в выемках с перемещением его в насыпь или кавальер (отвал). Скреперы в отдельных случаях используют в качестве землевозных тележек для транспортирования грунта при разработке его экскаваторами.
Самой рациональной является зигзагообразная схема движения скрепера, работы по которой ведут при длине участка 200 – 300 м и более. При разработке грунта из односторонних резервов и небольшой длине участка (около 100 м) рекомендуется эллиптическая схема, а из двухсторонних –спиральная схема движения скрепера. Работы следует выполнять одновременно на двух захватках: на одной – отсыпка насыпи, на другой – разравнивание и уплотнение грунта.
Работу скреперов организуют таким образом, чтобы оба поворота выполнялись при порожнем ковше. Длину забоя принимают кратной пути набора грунта ковшом. Для обеспечения равномерной толщины отсыпного слоя грунта по всей площади насыпи необходимо разгружать ковш только при движении скрепера.
Выезды на насыпь располагают в продольном направлении к оси насыпи, чтобы сократить дальность возки грунта. Крутизна въездов должна быть не более 20 %, а ширина не менее 3,5 м. Расстояние между въездами и съездами при рабочих отметках насыпи более 2 м и до 5 – 6 м назначают через 50 – 100 м.
В тяжёлых грунтах, при наборе грунта в ковш скрепера, когда не хватает усилия тягача, применяют тракторы-толкачи только на период зарезания.
Осенью и зимой, при переувлажнённых грунтах (особенно в выемках), для улучшения работы скреперов принимают специальные меры: создают хороший водоотвод; производят обваловывание резервов и выемок для предупреждения затопления резервов при таянии снега; заранее подготавливают подъезды к забою и выезды из него; выгрузку грунта производят более толстым слоем, для чего поднимают ковш несколько выше обычного; первый слой насыпи отсыпают от оси земляного полотна к бровкам, последующие слои – от бровок к оси; для ускорения разгрузки ковша эту операцию производят по возможности под уклон на участке 5 – 10 метров.