Пересечение береговой линии

Границами морского участка трубопровода является запорная ар­матура, установленная на противоположных берегах моря. Запорная арматура оснащается автоматикой аварийного закрытия. На концах каждой нитки должны быть предусмотрены узлы пуска и приема очист­ных устройств и дефектоскопов.

На участке за береговой полосой обычно устанавливают систему аварийной остановки для защиты берегового хозяйства и окружаю­щей среды от последствий аварийных ситуаций. Краны аварийной остановки должны иметь дистанционное управление. Наземные уста­новки могут находиться на значительном расстоянии от берега, в этом случае необходима прокладка наземного участка.

Подходы к берегу и прилегающие береговые участки часто явля­ются экологическими пространствами или представляют собой сель­скохозяйственные угодья. По этим причинам проектирование и строи­тельство подходов к берегу должны выполняться таким образом, что­бы после завершения работ рекультивировать окружающую среду. Если территория является курортной, то необходимо проводить ра­боты в заранее установленное время.

Участок подхода к берегу состоит из нескольких основных зон, по­казанных на рис. 16.2.1.

Прибрежная полоса начинается со стороны моря, где прокладку с судов нельзя производить из-за недостаточной глубины, и прости­рается до отмели, включая приливо-отливную полосу, которая может быть мокрой или сухой, в зависимости от уровня прилива. Это уча­сток мелкой воды, в котором трубопроводы подвергаются жесткому

434

Часть III. Сооружение морских трубопроводов

пересечение береговой линии - student2.ru

Рис. 16.2.1. Основные зоны береговой линии

Глава 16. Монтаж морских трубопроводов 435

воздействию окружающей среды — прибою, преломляющимся волнам и сильным течениям.

Береговой полосой называют пространство от верхней точки при­лива и до скал или дюн.

Уровень земли за береговой полосой может быть ниже уровня моря. Поэтому переход трубопроводов через береговую полосу мо­жет потребовать применения туннеля и шахты в скалах или разработ­ки траншеи с перемычками через дюны во избежание затопления.

При пересечении трубопроводом береговой линии применяют сле­дующие способы строительства:

• открытые земляные работы с устройством (в случае необходи­
мости) шпунтовых ограждений на береговой полосе;

• направленное бурение, при котором трубопровод протаскива­
ют через предварительно пробуренную скважину на прибреж­
ном участке;

• тоннельный способ.

При строительстве трубопровода на прибрежном участке с при­менением подводных земляных работ могут быть применены следую­щие технологические схемы:

• плеть трубопровода требуемой длины изготавливают на трубо-
укладочном судне и протягивают к берегу по дну заранее подго­
товленной подводной траншеи с применением тяговой лебедки,
установленной на берегу или на судне;

• плеть трубопровода изготавливают на береговой площадке и за­
тем вытягивают в море по дну подводной траншеи с помощью
тяговой лебедки, установленной на трубоукладочном судне.

При выполнении подводных земляных работ разработка траншеи, укладка в нее трубопровода и обратная засыпка грунтом должны быть максимально совмещены во времени с учетом возможного заноса траншеи. При засыпке подводных траншей разрабатывают специаль­ные мероприятия, снижающие потери грунта за пределами траншеи.

Для защиты береговых склонов от разрушения под воздействием волновых нагрузок, дождевых и талых вод после укладки трубопро­вода осуществляются берегозащитные мероприятия.

При пересечении береговой линии методом протягивания по дну применяют два основных способа — протягивание на берег и в море.

При протягивании на берег трубопровод монтируют на трубо­укладочном судне, стоящем на якорях около берега. Трубопровод тя­нут в нужное положение с помощью лебедок, находящихся на берегу или на судне. В последнем случае на берегу устанавливают поворот­ные блоки.

436

Часть III. Сооружение морских трубопроводов

Как правило, применяют две лебедки одинаковой мощности, хотя для коротких участков можно применять только одну. Усилие протя­гивания можно значительно увеличить путем применения передвиж­ного блока с двукратным или трехкратным полиспастом.

При прокладке способом протаскивания в море трубопровод мон­тируют колоннами на берегу и устанавливают в необходимое поло­жение с помощью тяговой баржи, стоящей на якорях или с помощью буксиров (рис. 16.2.2).

пересечение береговой линии - student2.ru

Рис. 16.2.2. Схематический план монтажа трубопровода методом протаскивания в море

Пересечение береговой черты методом направленного бурения мно­гократно (более 100 раз) применялось для установки трубопроводов, пересекающих водные преграды, особенно в США и на севере Евро­пы. Его можно использовать и для прокладки трубопроводов в зоне подхода к берегу.

По мере накопления опыта диаметр и длина трубопроводов посто­янно увеличиваются. Сейчас максимальный диаметр трубопроводов, установленных методом направленного бурения, превышает 1016 мм, а длина — 1800 м.

Метод направленного бурения основан на управляемом бурении на­правляющей скважины с дугообразным профилем, которую затем рас­ширяют до необходимого диаметра сооружаемого трубопровода. На всех стадиях в скважину подают буровой раствор с целью устранения продуктов бурения, снижения трения и упрочнения стенок скважины.

Для установки трубопровода в зоне подхода к берегу методом на­правленного бурения применяются два способа.

Глава 16. Монтаж морских трубопроводов 437

При первом из них трубопровод монтируют на берегу и подтягива­ют в море через скважину. При втором способе трубопровод подтяги­вают через скважину на берег с судна, оснащенного барабаном.

Наши рекомендации