Архитектурно-эстетические требования
«Сменялись эпохи, типы жилища и способы их возведения. Постоянной оставалась присущая человеку забота не только об утилитарных качествах среды обитания, но и о ее красоте. Эта эстетическая потребность оставила глубокий след в безымянной архитектуре народного жилища и в жилых постройках известных мастеров. Не случайно поэтому жилище считается самой обширной и значительной сферой проявления художественного сознания как индивидуума, так и общества в целом» . Эту мысль продолжает видный теоретик архитектуры А.В. Иконников, считая, что « эстетические ценности архитектуры влияют на то, как складывается отношение человека к жизни, его ценностные ориентации. Организованное архитектурой окружение воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое воздействие - необходимая часть той функции социализации личности, которую выполняет архитектура» .
Таким образом, не менее важным, чем удовлетворение функционально-планировочных требований, является требование архитектурно-эстетической полноценности жилья. Как указывает нам триада Витрувия, эстетическое совершенство может быть достигнуто только в гармоничном единстве с утилитарной и конструктивной частью. Чистота архитектурной формы, логика конструктивного решения всегда проецируется на внешний вид здания, и в этом случае не требуется применения каких-либо средств «украшения» в виде накладных деталей, изощрений в подаче проекта.
Использование основных принципов гармонизации - применение ритмических, метрических соотношений, гармонии цвета, основанной на нюансах или контрастах, должны шире использоваться студентами при выполнении данного задания.
Особое значение имеет изучение стилистики современной архитектуры, для адекватного «попадания в цель» в смысле стильности, новизны архитектуры. Как и в начале XX столетия, сейчас в архитектуре нет главенствующего стиля, период можно характеризовать как переходный, не устоявшийся. Поэтому нет четкого набора элементов, их форм, пропорций и компоновки, применение которых определило бы принадлежность именно к данному современному стилю.
Сейчас эклектика определяет строй архитектуры. Однако возможны ориентации на определенные стилистические течения, такие как постмодернизм или постконструктивизм, ретроспективизм на основе классики. Одно очевидно, под словом «эклектика» не должно скрываться отсутствие стиля, хаотичный набор плохо сочетаемых между собой элементов.
Эстетика архитектуры жилья, как никакой другой архитектуры, должна быть рациональной, не вычурной, определяющейся свойствами используемых материалов. Повышение эстетических качеств может быть достигнуто применением новых строительных материалов и конструктивных решений - монолитного бетона, пластиковых сплавов, отделочной плитки, штукатурки с наполнителями и др.
В архитектуре жилых зданий наиболее полно отражаются эстетические идеалы, предпочтения и вкусы своего времени. Эстетика жилища имеет глубокие национальные и региональные корни, выявив которые архитекто демонстрирует своеобразие художественного сознания своего народа.
Эстетические качества являются также результатом архитектурного
осмысления целого ряда объективных факторов – природно - климатических условий, градостроительной ситуации, объемно-планировочной структуры дома, его конструктивной схемы, технологии возведения, используемых строительных материалов.
Высотные развертки по существующим улицам на выбранном участке, синим цветом показано ориентировочное отношение высот проектируемого здания к окружающей застройке.
Развёртка этажности по улицам выбранного участка:
Количество этажей рядом находящихся домов:
Немаловажен и субъективный фактор – индивидуальный подход к решению социальных, планировочных, художественно-композиционных задач. Для формообразования жилого дома важное значение имеет соотношение повторяемых и уникальных элементов или диалектика тождества и различия в окнах, балконах, декоративны украшениях, конструктивных частях и т.д.
Богатые традиции имеет использование цвета, позволяющего выявить
пластику фасадов, объединять отдельные элементы композиции в группы, выявлять акценты и т.д.