Эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

Общественные межличностные отношения служат не только основой, предпосылкой возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,

сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Нравственные чувства выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков. Основной задачей педагогики является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворенность, переживание обиды, стыда, гнева.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств - удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. + является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Б.И.Додонов связывает эти чувства не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное. Альберт Эйнштейн ^очень метко назвал это стремление «бегством от удивления».

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них

специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, практические (эмоциональный отклик на богатство человеческой деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр. Все это позволило некоторым ученым предположить, что эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Однако этот взгляд является слишком узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого предмета или его отдельного свойства. Эстетические чувства включают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого - это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника - это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует отметить прежде всего обусловленные особенностями нервной системы человека. В связи с тем, что такие особенности, как степень эмоциональной возбудимости, сила эмоционального возбуждения и устойчивость эмоциональных состояний, непосредственной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение. Существенно выражены различия в глубине и устойчивости чувств. Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются постоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства поверхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных переживаний.

По сути дела, рассмотренные индивидуальные особенности образуют динамическую сторону эмоциональных процессов, проявляющихся своеобразным рисунком непроизвольных выразительных движений. Индивидуальные различия проявляются также в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружающих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для которых характерна откровенность, желание поделиться с другими своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противоположным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, безразличны к окружающим. Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость.

Весьма важны также различия в направленности и содержании чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность

обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности. В исследовании Б.И.Додонова среди ведущих направленностей чувств отмечены альтруистическая, практическая, интеллектуальная, эстетическая и гедонистская (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте).

Отмеченные индивидуальные отличия не могут охватить всего многообразия эмоциональных проявлений человека не исчерпывают всей возможности палитры оттенков индивидуального чувства. Однако теоретическое многообразие человеческих чувств не исключает встречающихся на практике трафаретных, типичных форм реагирования. В связи с этим С.Л.Рубинштейн считал, что характерологически существенным являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; у них господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с захватывающим волнением

важнее его объекта. Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; они чувствительны, но пассивны, любовь для них по преимуществу любование. Натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии; их не удовлетворяют ни переживания друзей, ни созерцательное любование его объектом; для них чувство - это страстное стремление.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами личности сложную систему, психический облик человека.

Л е к ц и я 4

ТЕМПЕРАМЕНТ

Наши рекомендации