Ii младшая группа
Учить детей конструировать простые поделки и игрушки, используя несложные способы работы с бумагой:
1. сминание бумаги в комочки и обклеивание ими готовых бумажных или картонных силуэтов игрушечных животных: цыплята, зайчик, собачки, барашек;
2. совместное создание объемных аппликаций из бумажных комочков: цветы, букеты, скатерти, занавески;
3. Наклеивание крупных комочков - короны, венки из белых комочков из бумажных салфеток - мех на шубе Деда Мороза и Снегурочки.
4. надрезание бумаги бахромой, подкручивание ее карандашом: Султанчики, борода Деда Мороза, грива лошади, кисточки.
5. скручивание из бумажных полосок в колечки и склеивание- цепочки, гирлянды.
Средняя группа (4-5 лет)
Продолжать учить детей
1. изготовлять игрушки из бумажных полосок разными способами: свертывая в колечко, изгибая волной, петелькой, накручивая на карандаш: рыбка, улитка, медуза, цветы, закреплять игрушки в прорези на подставках.
2. Сгибать бумагу и тонкий картон пополам (открытки, альбомы, дома, автобус);
3. сгибать лист тонкой бумаги гармошкой: веер, подставки для деревьев, домов, цветов'
4.сгибать квадратный лист по диагонали: бабочки, палатка.;
5.сгибать лист в разных направлениях, изготовляя игрушки типа оригами: шапочки, стаканчик для лодочки, кошелек, рыбки.;
6. Резать по спирали, начиная от края круга, отрезать полоску: пружинка, змейка.
7. Учить технике папье-маше и бумажной массы.
Старший возраст (5-7лет)
Развивающие задачи:
Расширять представления детей о бумаге, о ее истории и об истории бумажного ремесла.
Опираясь на опыты, познакомить детей со свойствами и качествами бумаги разных видов, со структурой бумаги, учить обследовать направление бумажных волокон, надрывая ее, дать понять, что бумага, согнутая или скрученная поперек волокон дает надломы и трещины и наоборот.
Конструктивные задачи:
1.Учить новым способам соединения деталей: щелевым замком, вставляя детали разрез в разрез.
2. Использовать скрепки для более прочного склеивания;
3. Учить использовать линейку для разметки.
4. Учить новому способу сгибания бумаги и картона: сгибы будут четкими, если по линиям проводить предварительно концами ножниц..
5. Совершенствовать умение детей скручивать, свивать полоски бумаги: создавать узоры по мотивам чугунных оград, тамбурной вышивки, конструировать фигурки животных, птиц.
5. Совершенствовать умение детей сгибать лист в разных направлениях, сгибать по типу оригами, усложнять задания детям, увеличивая количество операций в поделке (двухтрубный корабль, лягушка, шкатулки, тюльпан).
6. пользоваться пооперационными картами
7. Учить детей изгибать прямоугольный лист в цилиндр, трубку, дополнять склеенную форму другими деталями: ведерко, кружка, бинокль, собака-такса, стол с трубчатыми ножками.
8. Учить рисовать круг с помощью циркуля, изгибать круг в тупой конус, полукруг - в острый конус, дополнять оклеенную форму другими деталями: петушок, матрешки в длинном сарафане, Дед Мороз, Мишки, елка и др.
9. Преобразовывать цилиндр в многогранник, конус - в пирамиду, - это один из способов бумажной пластики.
10.Преобразовывать цилиндр, конус, многогранник, пирамиду способом частичного подрезания поверхности, граней, а также сгибов.
11. Учить приему тиснения бумаги (тонкая, писчая бумага, под которую подкладывают шаблон или картонный силуэт, проглаживается сверху ногтем большого пальца). Так можно сделать поздравительные открытки.
12. Совершенствовать технику папье-маше: обклеивать полые и объемные формы несколькими слоями мелких кусочков бумаги.
13. Конструировать игрушки по готовым разверткам, выкройкам и чертежам, учить читать чертежи: сгибы делаются по черным линиям, а надрезы - по красным линиям.
Задачи обучения конструированию из готовых форм (бросового или ранее использованного материала)
II младшая группа. Формировать у детей следующие умения:
-нанизывать на ленточки, веревочки, шнурки бусины, колечки, пуговицы, привязывать, завязывать узелки (бусы, ожерелья для кукол);
- скатывать комочки ваты, обмазывать их клеем, соединять между собой ( снеговичок, мышка), доклеивать или дорисовывать детали;
- скручивать проволоку в колечки, завязывать узелки, делать цепочки, плоскостные фигуры (неваляшки, зайчик);
- делать погремушки из использованных коробочек, опуская в них камушки, горошины, и заклеивая коробочки.
Средняя группа. Продолжать формировать конструктивные умения детей в работе с разными материалами:
- плетение косички из шнуров, веревок (пояс, ручки сумочки);
- укладывание косичек на ткань, картон и приклеивание их (подставка для кастрюли в подарок маме, коллективно из наклеенных косичек можно сделать основу какого-либо панно);
- оплетение шнурами или косичками стаканчиков, пузырьков из под шампуня, при этом сосуд намазывается клеем ПВА;
-нанизывание шнуров на длинную палочку и скрепление их попарно узелками в шахматном порядке (сетка);
- изготовление из ниток кисточек, куколок;
- использование синтетических материалов для игрушек - самоделок: вкладыши в коробках для конфет -посуда, подставка для торшера, цветок, фары машины; трубочки для коктейля, использованные стержни шариковых ручек- оси колес, мачта корабля, стебель цветка, карниз для занавесок; мягкие пузырьки из полиэтилена -лодки, коляски, машины, пузырьки можно резать вдоль и поперек;
-использование банок, коробок от зубной пасты, йогурта, крема для конструирования кукольной мебели, санок, колясочек, при помощи надрезания срезания,
- склеивания, дополнения игрушек поролоном, тканью (например, одеяльце для кроватки), пуговицами (например, колеса колясочки).
Старшая и подготовительная группы. Учить детей следующим конструктивным умениям:
- плетение из шнуров, веревок, проволочки (закладки, браслеты, брелки);
- индивидуальное обучение технике макраме;
- изготовление больших кукол для кукольного театра (коллективно);
- создание из коробок, флаконов макетов сказочных городов, доисторического леса с динозаврами, дополнение деталями из кожи, клеенки, использование для склеивания и оформления футляров от киндер-сюрпризов, колпачков, крышечек, трубочек;
- изготавливать из моточков ниток фигурки забавных животных,
- учить видеть образы в бутылочках разной формы;
- выполнять из яичной скорлупы- елочные игрушки; из пенопласта - кораблики, лодочки, машины; из проволоки - объемные фигурки животных.
- выполнять самоделки для игр с ветром, песком, водой, для сюжетно- ролевых игр;
- изготовление мягких игрушек из старых детских носочков путем набивания в них ваты, синтепона, перевязывания ниткой в нужных местах.
Следует учитывать интересы девочек и мальчиков при изготовлении игрушек
Задачи обучения конструированию из природного материала
.Занятия по конструированию из природного материала лучше проводить осенью, когда материал еще свежий и не засох.