Административные правонарушения против деятельности органов уголовной и административной юрисдикции

3.1. Непринятие мер по частному определению (поста­новлению) суда или представлению судьи, органа до­знания, следователя или прокурора (ст. 24.3 КоАП)

3.1.1. Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или пред­ставления судьи, органа дознания, следователя или про­курора либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несвоевременный ответ на частное определение (постановление) или представ­ление

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие осу­ществлять органам уголовной или административной юрисдикции нормальную деятельность.

Объективная сторона состоит в:

231) оставлении (бездействие) должностным лицом без рассмотре­ния частного определения (постановления):

а) суда или представления судьи;

б) органа дознания;

в)следователя;

г)прокурора;

232) непринятии (бездействие) мер к устранению указанных в част­ном определении или постановлении суда, органа дознания, следо­вателя, прокурора нарушений закона;

233) несвоевременном ответе (бездействие) на частное определе­ние или постановление обозначенных органов и лиц.

В соответствии со ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о судо­устройстве и статусе судей вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Подобное относится и к требованиям судьи, вытекающим из его полномочий и предъявляемым в соответствии с законодатель­ством.

Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность.

По ст. 33 УПК суд может вынести частное определение (поста­новление), если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом.

Суд вправе вынести частное определение (постановление) и в дру­гих случаях, если признает это необходимым.

В ст. 325 ГПК установлено, что суд, обнаружив при рассмотре­нии дела нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц, выносит частное определение и на­правляет его соответствующим юридическим лицам или их должно­стным лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о при­нятых ими мерах.

В абз. 4 этой статьи подчеркивается, что за оставление без рас­смотрения частного определения суда либо непринятие мер к устра­нению указанных в нем нарушений, а равно несвоевременный ответ на частное определение должностные лица несут ответственность.

В ПИКоАП также регламентируется вопрос о частном определе­нии. Статья 10.31 утверждает, что при установлении причин адми­нистративного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предло­жения в соответствующие государственные органы и иные органи­зации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Долж­ностные лица государственных органов и иных организаций обяза­ны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему ад­министративный процесс, их вынесшим и направившим.

Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Ответственность выражается в наложении штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.

3.2. Уклонение от явки в орган, ведущий администра­тивный или уголовный процесс (ст. 24.6 КоАП)

3.2.1. Уклонение без уважительных причин от явки в ор­ган, ведущий административный или уголовный процесс,

либо в орган дознания или предварительного следствия

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие орга­нам административной или уголовной юрисдикции осуществлять нормальную деятельность.

Объективная сторона выражается в уклонении (бездействие) без уважительных причин от явки в орган, ведущий административ­ный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предвари­тельного следствия.

В соответствии со статьями 4.1—4.9 ПИКоАП такие участники административного процесса, как:

1. лицо, в отношении которого ведется административный про­цесс;

2. потерпевший;

3. законный представитель физического лица;

4. защитник, оказывающий юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс;

5. представитель, оказывающий юридическую помощь потерпев­шему, а также физическому лицу — индивидуальному предприни­мателю;

6. свидетель;

7. эксперт;

8. специалист;

9. переводчик,

обязаны явиться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Подобное определено и в ст. 41, 42, 48, 50, 53, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64 УПК. В соответствии с названными статьями:

1. подозреваемый;

2. обвиняемый;

3. защитник;

4. потерпевший;

5. гражданский истец;

6. гражданский ответчик;

7. законный представитель подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего или граж­данского истца;

8. представитель потерпевшего, гражданского истца или граж­данского ответчика;

9. свидетель;

10. эксперт;

11. специалист;

12. переводчик;

13. понятой

обязаны явиться по вызову органа, ведущего уголовный процесс.

К органам дознания относятся:

1. органы внутренних дел;

2. органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3. командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов — по уго­ловным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совер­шенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей в расположении части, соедине­ния, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4. начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5. пограничные органы;

6. таможенные органы;

7. органы финансовых расследований;

8. органы государственного пожарного надзора;

9. капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь (ст. 37 УПК).

Дознание проводится по уголовным делам, по которым производ­ство предварительного следствия не обязательно и отнесено законом к ведению названных органов.

К органам предварительного следствия относятся: прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности и финансо­вых расследований.

Субъект правонарушения — участник административного или уголовного процесса, защищающий свои или представляемые права и интересы, и иные участники (гл. 4 ПИКоАП, гл. 6, 7 УПК). Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от шести до тридцати базовых величин или административного ареста.

Наши рекомендации