Административные правонарушения против деятельности органов уголовной и административной юрисдикции
3.1. Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора (ст. 24.3 КоАП)
3.1.1. Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, органа дознания, следователя или прокурора либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несвоевременный ответ на частное определение (постановление) или представление
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие осуществлять органам уголовной или административной юрисдикции нормальную деятельность.
Объективная сторона состоит в:
231) оставлении (бездействие) должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления):
а) суда или представления судьи;
б) органа дознания;
в)следователя;
г)прокурора;
232) непринятии (бездействие) мер к устранению указанных в частном определении или постановлении суда, органа дознания, следователя, прокурора нарушений закона;
233) несвоевременном ответе (бездействие) на частное определение или постановление обозначенных органов и лиц.
В соответствии со ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.
Подобное относится и к требованиям судьи, вытекающим из его полномочий и предъявляемым в соответствии с законодательством.
Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность.
По ст. 33 УПК суд может вынести частное определение (постановление), если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом.
Суд вправе вынести частное определение (постановление) и в других случаях, если признает это необходимым.
В ст. 325 ГПК установлено, что суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц, выносит частное определение и направляет его соответствующим юридическим лицам или их должностным лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых ими мерах.
В абз. 4 этой статьи подчеркивается, что за оставление без рассмотрения частного определения суда либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений, а равно несвоевременный ответ на частное определение должностные лица несут ответственность.
В ПИКоАП также регламентируется вопрос о частном определении. Статья 10.31 утверждает, что при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.
Субъект правонарушения — должностное лицо юридического лица.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность выражается в наложении штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.
3.2. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс (ст. 24.6 КоАП)
3.2.1. Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс,
либо в орган дознания или предварительного следствия
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие органам административной или уголовной юрисдикции осуществлять нормальную деятельность.
Объективная сторона выражается в уклонении (бездействие) без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия.
В соответствии со статьями 4.1—4.9 ПИКоАП такие участники административного процесса, как:
1. лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
2. потерпевший;
3. законный представитель физического лица;
4. защитник, оказывающий юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс;
5. представитель, оказывающий юридическую помощь потерпевшему, а также физическому лицу — индивидуальному предпринимателю;
6. свидетель;
7. эксперт;
8. специалист;
9. переводчик,
обязаны явиться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Подобное определено и в ст. 41, 42, 48, 50, 53, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 64 УПК. В соответствии с названными статьями:
1. подозреваемый;
2. обвиняемый;
3. защитник;
4. потерпевший;
5. гражданский истец;
6. гражданский ответчик;
7. законный представитель подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего или гражданского истца;
8. представитель потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
9. свидетель;
10. эксперт;
11. специалист;
12. переводчик;
13. понятой
обязаны явиться по вызову органа, ведущего уголовный процесс.
К органам дознания относятся:
1. органы внутренних дел;
2. органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3. командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4. начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;
5. пограничные органы;
6. таможенные органы;
7. органы финансовых расследований;
8. органы государственного пожарного надзора;
9. капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь (ст. 37 УПК).
Дознание проводится по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно и отнесено законом к ведению названных органов.
К органам предварительного следствия относятся: прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.
Субъект правонарушения — участник административного или уголовного процесса, защищающий свои или представляемые права и интересы, и иные участники (гл. 4 ПИКоАП, гл. 6, 7 УПК). Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от шести до тридцати базовых величин или административного ареста.