Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых

Сооружений

Геодезические работы при строительстве дорог начинают с детальной разбивки её оси по материалам предыдущего трассирования. При этом восстанавливают утраченные пикеты, углы поворота и главные точки круговых кривых. Выполняют детальную разбивку кривых одним из известных способов. Кроме того, производят контрольное нивелирование по пикетажу и плюсовым точкам, разбивают, при необходимости, дополнительные поперечные профили. После выполнения указанных работ трассу окончательно закрепляют на местности знаками, располагаемыми вне зоны земляных работ, и сгущают сеть рабочих реперов из расчета : 1 репер на 4-5 пикетов трассы.

В зависимости от условий местности и положения проектной линии трассы выполняют разбивку земляного полотна дороги для различных случаев положения проектного и поперечного профилей трассы. Разбивка земляного полотна производится с учётом обустройства проезжей части, обочин, откосов и кюветов, соблюдением проектных уклонов в продольном и поперечном направлениях. Поперечные уклоны необходимы для обеспечения отвода воды в том и другом направлениях от оси дороги либо в одном каком-либо направлении, а также для обеспечения необходимой устойчивости движущегося на закруглениях транспорта. Поперечные уклоны не должны отличаться от проектных не более, чем на 0,030.

Исполнительная геодезическая съёмка выполняется после возведения земляного полотна и после окончательного строительства дороги.

Для разбивки под строительство мостовых сооружений создают плановую разбивочную сеть в виде триангуляции, трилатерации, полигонометрии, а также линейно-угловых построений с погрешностью в определении координат пунктов не более 10 мм. Указанные сети уравнивают строгими способами. (О способах уравнивания геодезических построений будет подробно рассказано в последней главе учебника). Разбивочная сеть создается в частной или условной системе координат. Осью абсцисс является ось мостового сооружения.

В мостовых триангуляционных сетях углы измеряют с погрешностью не более 1"-2", с точностью 2-3 мм измеряют контрольные базисные стороны (не менее двух сторон). На рис. 10.6 представлена схема триангуляционной сети в виде сдвоенных геодезических четырёхугольников. Может быть использована схема и в виде одного геодезического четырёхугольника с измерением двух базисов на противоположных берегах, например, АВ и DE.

При построении трилатерационных сетей основной фигурой часто является сдвоенный геодезический четырёхугольник или сдвоенные центральные системы (рис. 10.7). Стороны в указанных построениях и их диагонали измеряют светодальномером высокой точности.

Линейно-угловые сети (рис. 10.8) на мостовых сооружениях позволяют обеспечить большую точность, чем триангуляционные или трилатерационные сети, поскольку в них отсутствуют направления вдоль берегов, что создает одинаковые условия для измерений горизонтальных углов (ослабляется влияние боковой рефракции атмосферы). Кроме того, в линейно-угловых сетях появляется большое число избыточных измерений, что обеспечивает надежный контроль в построениях. Вообще говоря, и при построениях сетей триангуляции и трилатерации, если имеется возможность измерения хотя бы части сторон или углов, то такие измерения целесообразно выполнять. Затраты на выполнение дополнительных измерений того стоят.

Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых - student2.ru Рис. 10.6. Триангуляция. Сдвоенный геодезический четырёхугольник. Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых - student2.ru   Рис. 10.7. Трилатерация. Сдвоенная центральная система.
   
Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых - student2.ru Рис. 10.8. Линейно-угловые построения. Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых - student2.ru Рис. 10.9. Система полигонометрических ходов.

Полигонометрические сети строят в виде системы ходов в продольном по оси моста направлении (рис. 10.9). Углы в такой сети измеряют с погрешностью 2"-3", а стороны – с погрешностью 5 мм. Полигонометрические сети чаще всего строят на суходольных реках в меженный период (примерно середина лета для средней полосы), когда береговые линии максимально приближаются друг к другу. В систему полигонометрического хода включают точки А и В оси моста. В результате образуется замкнутый полигонометрический ход, состоящий из разомкнутого основного хода А-1-2-3-4-5-В и контрольного В-6-7-8-9-А. В таком построении измеряют горизонтальные углы в узловых точках А и В между линиями полигонометрического хода и осью моста. Кроме того, рекомендуется измерить светодальномером и расстояние АВ и сравнить его с вычисленным по координатам точек А и В расстоянием.

Возможны и другие геодезические построения в виде сдвоенных центральных систем, а также сочетания линейно-угловых построений с полигонометрическими ходами. Вид построения зависит как от необходимой точности разбивочных работ, так и от условий работ.

При строительстве мостовых сооружений и виадуков через ущелья и коньоны, когда опоры на берегах устанавливают уступами, строят линейноугловые сети в вертикальной плоскости. При этом расстояния измеряют светодальномером, а вертикальные углы – теодолитом либо используют для этих целей электронный тахеометр. Здесь следует иметь в виду, что вертикальные углы измеряются с несколько меньшей точностью, чем горизонтальные, поэтому число измерений следует увеличивать до достижения необходимой точности.

  Высотная геодезическая сеть представляет
Геодезические работы при строительстве дорог и мостовых - student2.ru Рис. 10.10. Передача высот через водное препятствие. собой систему реперов, высоты которых определяют с погрешностью 3-5 мм нивелированием III класса. Особенностями построения высотной сети является передача отметки через водное препятствие, что часто выполняют по схеме, представленной на рис. 10.10. Применяют точное геометрическое и тригонометрическое нивелирование. В зимнее время нивелирование выполняют по льду по заранее вмороженным пикетам. На двух станциях необходимо обеспечить строгую симметрию неравных плеч: L1 = L3; L2 = L4 .
  Створ оси моста при разбивке задают

теодолитом или лазерным визиром и выносят по нему центры опор с помощью компарированных рулеток или светодальномером. На больших суходольных реках центры опор выносят способами прямой или обратной угловой засечки с пунктов разбивочной сети. Прямую угловую засечку выполняют с трёх пунктов, причем одно из направлений обязательно должно совпадать с осью моста. При обратной угловой засечке решение задачи выполняют по четырём исходным пунктам сети. Центр мостовой опоры может быть смещён относительно оси не более, чем на 20 мм.

Детальная разбивка опоры осуществляется от её центра относительно оси опор и перпендикулярного к ней направления – оси опоры.

По окончании строительства опор, а затем – после монтажа пролетных строений, производят исполнительную съёмку.

§ 101. Геодезические работы при планировании и застройке населённых

Пунктов

В этом разделе будут рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся строительства городов, отличающихся большим числом зон различного назначения.

Основным градостроительным документом является генеральный план города, который составляется примерно на 25-30 лет. Генеральный план города – это комплект документов, включающий в себя: план существующего города по состоянию на год выпуска генерального плана; основной чертёж генерального плана; материалы по предполагаемой архитектурнопространственной композиции, включая макеты отдельных архитектурных решений; схемы городского и внутреннего транспорта; проект первоочередного строительства; схемы размещения предприятий и учреждений культурно-бытового обслуживания; схемы природных условий, инженерного оборудования, подготовки территории; пояснительную записку.

Генеральные планы составляют в масштабе 1:10000 с численностью населения города более 500 тыс.человек и в масштабах 1:5000 и 1:2000 – в городах с меньшим числом жителей.

Проект застройки города составляется на основе проекта детальной планировки и эскизов застройки, составляемого на ближайшие 5 лет. Он содержит графические материалы в масштабах 1:500 и 1:1000, а также в масштабах 1:2000 и 1:5000 – для ситуационных чертежей. В него входят чертежи генерального плана застройки локальной территории, макет застройки, чертежи организации рельефа, озеленения территории, инженерных сетей, чертежи индивидуальных проектов зданий и др.

Геодезической подготовкой для всей градостроительной документации является составление топографических планов и карт соответствующего масштаба, в том числе – топографического плана масштаба 1:500, составляемого для строительного паспорта конкретного земельного участка.

Геодезические разбивочные работы на застраиваемой территории заключаются в вынесении в натуру красных линий, осей проездов, зданий и сооружений.

Красные линии и оси проездов на незастроенную территорию выносят с погрешностью не более 10 см, на участках малоэтажной застройки – с погрешностью не более 8 см и на участках многоэтажной застройки – с погрешностью не более 5 см. Полевые работы выполняют с помощью теодолита и рулетки либо с помощью электронного тахеометра (с отражателем). Оси проездов и точки красных линий закрепляют временными знаками либо откраской на стенах имеющихся зданий и сооружений. Закреплённые знаки привязывают к существующей ситуации и составляют на них абрис. Кроме этого, производят исполнительную съёмку и составляют исполнительный чертёж, на который наносят все необходимые результаты измерений.

Основные и главные оси зданий и сооружений выносят в натуру различными способами с пунктов городского геодезического обоснования или пунктов геодезической разбивочной основы. Вынесенные оси зданий по акту сдают застройщику с приложением материалов исполнительной съёмки.

Одним из документов проекта является схема организации рельефа, которая составляется в масштабах 1:5000 или 1:2000, а в некоторых случаях и в более крупных масштабах. Организация рельефа определяет высотное положение площадей, улиц, размещение зданий и сооружений, подземных коммуникаций, обеспечение стока ливневых и талых вод и канализации. На схеме организации рельефа указывают: значения проектных отметок в точках пересечения разнородных склонов (разных уклонов поверхностей); значения уклонов по направлениям и расстояния, на которых действует данный уклон; направления стоков воды. К схеме прилагают проекты поперечных профилей улиц, выполненные в масштабе 1:200 или 1:100.

Чаще всего рабочий проект организации рельефа составляют методом проектных горизонталей, представляющих собой прямые или ломаные линии. Сечение горизонталей выбирают в пределах 0,1 – 0,5 м, однако это зависит от характера застраиваемой территории и архитектурных решений. При больших уклонах сечение проектных горизонталей может быть уменьшено.

Вынос в натуру проекта организации рельефа выполняют методом геометрического нивелирования либо с помощью электронного тахеометра в соответствии со схемами выноса проектных отметок и уклонов, рассмотренными в гл. 9. При выносе проектных (высотных) точек на поверхностях с однородным уклоном удобно использовать наклонный луч геодезического прибора (теодолита, нивелира, тахеометра). Вынесенную точку (колышек) забивают в грунт до проектной высоты его верха. Часто верх колышка оставляют на произвольной высоте, большей, чем проектная, а на самом колышке выполняют откраску на проектном уровне.

Вынос на местность проекта организации рельефа производится с точностью технического нивелирования.

Наши рекомендации