Геодезические работы при прокладке трасс инженерных сетей и подземных инженерных коммуникаций
10.1 Подготовка выноса в натуру трасс инженерных сетей и подземных инженерных
коммуникаций
10.1.1 Требования к геометрической точности прокладки инженерных сетей и подземных инженерных коммуникаций (далее — инженерных сетей) определены СНБ 4.03.01, СНБ 5.01.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03, СНиП 2.04.07.
10.1.2 Для обеспечения геометрической точности прокладки инженерных сетей вдоль их трасс закрепляются пункты планового и высотного разбивочного обоснования и определяются их координаты с необходимой точностью согласно 6.1.2; 6.1.5; 6.1.6; 6.2.8 – 6.2.15.
10.1.3Вдоль трасс безнапорных трубопроводов следует устанавливать постоянные стенные или грунтовые реперы не реже чем через 0,5 км и вблизи углов поворота трассы. Их отметки определяют:
а) при уклонах трубопровода i £ 0,005 нивелированием III класса;
б) при уклонах i > 0,005 нивелированием IV класса, а также ходами технического нивелирования длиной не больше 1 км с привязкой к реперам нивелирования более высоких классов.
10.1.4Выносу в натуру подлежат: углы поворота трассы инженерных сетей, места подключения
и присоединения инженерных сетей, колодцы, камеры, арматура, а для совмещенных прокладок — дополнительно ось основной инженерной сети. Обязательному обозначению подлежат места пересечения инженерных сетей с другими линейными сооружениями.
10.1.5Для выноса трассы инженерной сети в натуру необходимы следующие данные:
— инженерно-топографический план с нанесенными на него проектной осью инженерной сети
и плановыми и высотными пунктами геодезической основы строительства, притрассовой ситуации;
— координаты и отметки пунктов и реперов государственной или городской геодезической сети
в районе трассы или притрассовой планово-высотной сети;
— плановые и высотные координаты точек начала и конца трассы, вершин углов ее поворота;
— длины прямых участков трассы;
— элементы криволинейных участков трассы.
10.1.6Метод выноса инженерных сетей в натуру определяется техническими требованиями
к точности планового и высотного положения их элементов, соблюдению проектного уклона. Вынос производится относительно пунктов плановой и высотной геодезической основы соответствующего класса. На застроенной территории вынос инженерных сетей в плане может выполняться относительно существующих зданий, показанных на инженерно-топографическом плане.
10.1.7Графическая подготовка выноса инженерных сетей в натуру в плане может выполняться на основе инженерно-топографического плана застроенной территории в масштабе 1:500 или 1:1000, на который нанесено проектное положение оси инженерной сети. Плановое положение точек оси определяется тремя-четырьмя расстояниями до четко определяемых контуров ситуации. Погрешности разбивочных расстояний допускаются до 0,25 м при плане в масштабе 1:500 и до 0,5 м при плане
в масштабе 1:1000. Если точность графического метода недостаточна для выноса инженерных сетей на улицах и проездах, где уже существуют подземные прокладки, то необходимо проверить соблюдение допусков на минимальное расстояние между проектными и действующими инженерными сетями.
10.1.8В качестве четких опорных контуров и точек при графической подготовке выноса используются углы и выступы капитальных зданий, точки вдоль фасадов зданий, положение которых определяется промерами от углов зданий или других четких контуров.
При отсутствии четких контуров вдоль трассы прокладывается теодолитный ход.
10.1.9Аналитическая подготовка выноса в натуру трасс инженерных сетей в плане производится относительно пунктов постоянной геодезической опоры (полигонометрических и теодолитных ходов). На инженерно-топографическом плане должны быть показаны геодезические пункты и проектное положение инженерных сетей. Плановые координаты точек оси трассы могут рассчитываться аналитически или же определяться графически.
10.1.10При аналитической подготовке перенесение точек трассы в натуру рассчитывается
и осуществляется способами: полярным, линейных или створных засечек и перпендикуляров. Данные для перенесения трассы в натуру вычисляются по координатам ее точек поворота от ближайших пунктов геодезической сети. Промежуточные точки трассы выносятся, как створные. Вынос контролируется промером от ближайшей вынесенной в натуру точки.
10.1.11Полярный способ применяется при разбивках на открытой местности с помощью электронного тахеометра или теодолита в комплекте с металлической рулеткой или лазерной рулеткой.
10.1.12При выносе точек трассы, близко расположенных к пунктам геодезической или разбивочной сети, к капитальной застройке, можно пользоваться способом линейных засечек. Длина сторон засечки допускается до 50 м, число сторон должно быть не менее трех, углы при вершине засечки должны быть в пределах от 30° до 120°. При достаточном числе точек с известными координатами применяется способ створных засечек.
10.1.13Способ перпендикуляров используется для выноса оси инженерной сети от близко расположенных к ней пунктов геодезической сети, притрассового теодолитного хода или створных линий между зданиями. При длине перпендикуляров более 4 м вынос точки в натуру должен контролироваться линейной засечкой.
10.1.14При построении на местности с помощью рулетки отрезков линий заданной длины, рассчитанных по координатам или непосредственно взятых с плана, в них вводят поправки на наклон (при углах наклона более 1,5°), температуру и компарирование, если их величина достигает 1:10 000 от длины отрезка.
Перенесение отрезков линий в натуру должно быть осуществлено с относительной погрешностью не более 1:2000.
Ось трассы, углы поворота и места пересечения трассы с существующими подземными сетями
и сооружениями в натуре закрепляются штырями, кольями и т. д., а их положение дополнительно фиксируется параллельными выносками или створными знаками и оформляется схемой привязки
к местным предметам.
10.1.15Ось подземной прокладки целесообразно закреплять на доске траншейной обноски.
Обноски устраивают на прямолинейных участках трассы на расстоянии 40–50 м одна от другой,
а также в местах поворота, устройства колодцев, камер.
10.1.16Правильность выполнения разбивки трассы в плане определяется материалами исполнительной съемки относительно точек красных линий, оси проездов, от существующих четких контурных точек, от пунктов притрассового теодолитного хода и от ближайших пунктов городских и государственных геодезических сетей.