Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов
Для определения крайних стоянок крана последовательно производят засечки на оси передвижения крана в следующем порядке:
1) из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противоположной башенному крану. Раствором циркуля, соответствующим максимальному рабочему вылету стрелы крана (рис.3 а);
2) из середины внутреннего контура здания раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана (рис.3 б).
Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении.
По найденным крайним стоянкам крана определяют длину подкрановых путей:
Lпп = Lкр + Hкр + 2 х Lторм + 2 х Lтуп,
где Lпп – длина подкрановых путей, м;
Hкр – расстояние между крайними стоянками крана, м;
Lкр – база крана (см.Приложение), м;
Lторм – величина тормозного пути крана (принимают не менее 1,5 м);
Lтуп – расстояние от конца рельса до тупиков, равное 0,5 м.
Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т.е. 6,25 м.
Максимально допустимая длина подкрановых путей, согласно правилам Госгортехнадзора, составляет 2 полузвена (12,5 м). Таким образом, принятая длина путей должно удовлетворять следующему условию:
Lпп = 6,25 х nзв ≥ 12,5,
Где 6,25 – длина одного полузвена подкрановых путей, м;
nзв - количество полузвеньев (рис.3 д,е).
а) г)
б) д)
в) |
Рис.4. Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов
Определение зон влияния крана
В целях создания условий безопасного ведения работ, действующие нормативы предусматривают различные зоны:
· монтажная зона – 1,5 м;
· зона обслуживания крана (см. рис.2) – R1= 12,5 м;
· зона перемещения груза (см. рис.2) – R2 = R1 + 1/2L =12,5 + 1/2 х 4,8 = 14,9 м., где L – длина самой длинной конструкции;
· опасная зона R3 = R2 + 5 = 4,9 + 5 = 19,9 м;
· опасная зона дорог (сквозная однополосная дорога) – в опасной зоне работы крана.
Монтажной зонойназывают пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. На стройгенплане эту зону обозначают пунктирной линией по вдоль периметра здания, а на местности хорошо видимыми предупредительными знаками или надписями по ГОСТ 23407-78, места проходов через монтажную зону в здание снабжают навесами (см.таблица 7).
Таблица 7
Граница опасных зон
Высота возможного падения предмета, м | Границы опасных зон lБЕЗ, м | |
В местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами (от горизонтальной проекции траектории перемещения максимальных габаритов груза в случае падения) | Вблизи строящегося здания или сооружения (от его внешнего периметра) | |
До 10 | 3,5 | |
св. 10 до 20 | ||
св. 20 до 70 | ||
св. 70 до 120 |
Зоной обслуживания крана, или рабочей зоной R1 (рис.4), называют пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Для стреловых кранов эта зона определяется путем нанесения на план из мест стоянок крана полуокружностей радиусом, соответствующим максимально необходимому для работы вылету стрелы и соединяя их сплошными линиями по касательной полуокружностей.
Зоной перемещения грузаR2 (рис.4) называют пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Ее определяют суммой максимального рабочего вылета стрелы и ширины зоны, принимаемой равной половине длины самого длинного перемещаемого груза:
R2 = R1 + 1/2 L;
где L – длина монтируемого элемента.
Опасной зоной работы кранаR3 (рис.4) называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом возможного рассеивания при падении. Для стреловых кранов не оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения, опасная зона определяется по формуле:
R3 = RПС + 5,
а оборудованных устройством по формуле:
R3 = R2 + 5
Рис. 4. Опасная зона при работе гусеничного крана РДК 160-2, стрела 18 м.
Опасные зоны дорог - участки подъездов и подходов в пределах ука-занных зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе; осуществляется движение транспортных средств или работа других механизмов. Эти зоны на стройгенплане выделяются особо (заштрихо-вываются).