Порядок создания организации

Все основные вопросы производственной деятельности органи-заций регулируются хозяйственным законодательством РФ, включаю-щим прежде всего градостроительный комплекс (ГК) РФ, в котором содержится система правовых норм, определяющих и регламенти-рующих отношения собственности, различных типов собственности (как между отдельными физическими лицами, так и между этими ли-цами и организациями – юридическими лицами, а также между по-следними). Помимо ГК РФ важнейшими законодательными актами, регулирующими деятельность фирм, независимо от их организацион-но-правовых форм, являются законы о собственности, земле и зе-мельных отношениях, налоговой системе, Налоговый кодекс РФ , Та-моженный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др. Кроме того, дея-тельность фирм регулируется постановлениями Правительства РФ, постановлениями и инструкциями, принимаемыми и утверждаемыми министерствами и комитетами страны.

С момента принятия физическим лицом (или группой лиц) ре-шения об организации фирмы возникает необходимость в строгом выполнении комплекса требований законодательства РФ к порядку создания новых организаций, фирм, предприятий. Прежде всего, не-обходимо пройти ряд обязательных этапов, основными из которых являются следующие:

определение состава учредителей; разработка учредительных документов;

подписание учредителями договора о создании и деятельности организации;

утверждение устава фирмы;



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

назначение директора и председателя ревизионной комиссии; выбор юридического адреса, по которому фирма будет регист-

рироваться; открытие временного счёта в банке (в течение месяца на него

должно поступить не менее половины уставного капитала); регистрация в местном органе власти с предъявлением заявле-

ния учредителя о регистрации, а также устава, договора, квитанции об уплате госпошлины;

передача сведений о фирме в Минфин РФ для получения кода организации;

открытие постоянного расчётного счёта в банке; изготовление круглой печати и углового штампа;

получение лицензии на право выполнения тех или иных видов СМР;

регистрация в районной налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, фондах занятости и обязательного медицинского страхования;

постановка на учёт в статистических учреждениях. Заключительными этапами процесса учреждения организации

являются её государственная регистрация и внесение органами юсти-ции в единый Государственный реестр юридических лиц с выдачей регистрационного удостоверения (свидетельства о регистрации). Ор-

ганизация считается созданной с момента её государственной ре-гистрации.

В утвержденном уставе должна содержаться информация: наименование организации; её юридический статус;

организационно-правовая форма; основные цели деятельности; величина уставного капитала;

порядок формирования уставного капитала; права и обязанности учредителей; организационная структура предприятия; порядок управления её деятельностью; Положение о порядке ликвидации организации; Положение о порядке внесения изменений в устав;

Положение об ответственности по имущественным обязательст-

вам.

Помимо необходимости выполнения всех юридических требо-ваний в процессе создания организации начинающий предпринима-



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

тель должен решить и ряд организационно-экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий её деятельности:

офисное или производственное помещение; рабочие и силовые машины, механизмы, оборудование, транс-

портные средства, производственные инструменты, оснастка; запасы сырья и материалов; энерго- и водообеспечение;

трудовые ресурсы, включая наёмный персонал.

Организация может функционировать долгое время, причём в случае надобности могут вноситься изменения и дополнения в её устав и другие учредительные документы. Исключение составляют случаи, когда организация создаётся для достижения совершенно конкретной единовременной цели и после ликвидируется в срок, ого-вариваемый в уставе.

Для регистрации единоличного предприятия требуется только устав, в котором особо оговариваются вопросы собственности и рас-пределения доходов во избежание конфликтов с работниками фирмы. В семейном предприятии за каждым членом семьи должен быть закре-плен свой пай. Физическому лицу, зарегистрированному в качестве предпринимателя с образованием юридического лица, в своей дея-тельности можно использовать наёмный труд. Организация, получив

статус юридического лица, становится субъектом гражданских и хозяйственных прав и обязанностейи в случае несостоятельности

(банкротства) отвечает перед кредиторами принадлежащим ему иму-ществом.

Банкротство организаций

При ликвидации организации в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия,а объявление о ликвидации и предельномсроке предъявления соответствующих претензий публикуется в печати.

Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворе-ния и очередность погашения всех обязательств должника (остатки денежных средств на расчётном счёте и в кассе организации, взыска-ние дебиторской задолженности и реализация принадлежащего фирме имущества, т. е. всех материальных и нематериальных активов).

Средства, остающиеся после ликвидации фирмы и удовлетворе-ния всех имущественных претензий к ней, передаются собственникам



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

фирмы и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уста-ве или ином оформленном надлежащим образом документе (соглаше-нии). Особый случай ликвидации фирмы представляет собой бан-кротство.

Банкротство (несостоятельность)как мера оздоровления от-

раслевой экономики означает неспособность предприятия удовлетво-рить требования кредиторов по оплате работ, услуг, продукции по-ставщиков, а также осуществлению обязательных платежей в бюджет.

Признаком банкротства организацииявляется её неспособ-

ность в течение трёх месяцев со дня наступления сроков платежей по-гашать свою задолженность.

Закон о банкротстве организаций РФ предусматривает возмож-ность объявления фирмы банкротом по её собственной инициативе или по решению арбитражного суда. Решение о банкротстве может быть принято только после истечения оговоренного законом срока (например, полгода).

Фактически фирма считается банкротом после признания её не-состоятельности арбитражным судом или официального заявления самого предпринимателя о банкротстве и добровольной ликвидации.

Ликвидация организации после объявления её банкротом по решению арбитражного суда предусматривает следующие вари-анты:

санация (оздоровление)с привлечением сторонних инвесторов,смена профиля деятельности, замена кадрового состава или руково-дства организации;

ликвидацияпутём продажи активов организации на коммерче-ском конкурсе, открытом или закрытом, аукционе или новому вла-дельцу (с санкции органов управления государственным имущест-вом).

Порядок погашения имущественных и других обязательств обанкротившейся фирмы её кредиторам идентичен порядку, дейст-вующему при ликвидации организации по иным причинам.

Очередность погашения долговфирмы-банкрота следующая:

возмещение расходов, связанных с конкурсным производством; расчёты с гражданами, перед которыми должник несёт ответст-

венность за вред, причиненный их жизни и здоровью; выплаты выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по

трудовому договору, выплаты вознаграждений по авторским догово-рам;



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

расчёты с конкурсными кредиторами; кредиторами по обязательствам, обеспеченным залогом имуще-

ства должника; членами трудового коллектива, являющимися вкладчиками

в имущество организации; по обязательным платежам в бюджетные и внебюджетные фонды;

оплата всех остальных долгов.

В соответствии с законодательством РФ чаще всего к фир-ме-должнику применяются следующие меры:

1) санация – реорганизация с целью оздоровления и улучшения финансового состояния организации;

2) принудительная ликвидация;

3) мировое соглашение между должником и кредиторами. Государственная санацияиспользуется тогда,когда предпри-

ятие находится в государственной собственности или доля государст-венной собственности в нём значительна и государство заинтересова-но в его сохранении. Государственная санация заключается в выделе-нии средств поддержки, отсрочке уплаты налогов, предоставлении всевозможных льгот, а также установлении внешнего управления имуществом должника.

В качестве внешнего управляющего, которого назначает арбит-ражный суд, кредиторы могут предложить свои кандидатуры. При наличии нескольких кандидатур управляющий назначается на кон-курсной основе и наделяется всеми правами руководителя.

Если восстановить платежеспособность фирмы-должника не-возможно, управляющий обращается в арбитражный суд с просьбой принять решение о признании должника банкротом.

Если же финансовое положение организации улучшается, ар-битражный суд может вынести решение: либо о завершении внешнего управления, либо продлении его срока.

Решение о принудительной ликвидации принимается в том случае, когда очевидна невозможность восстановления или оздоров-ления деятельности организации. Арбитражный суд уведомляет тру-довой коллектив и все заинтересованные организации о признании должника банкротом.

Для решения организационных и финансовых вопросов назна-чают конкурсного управляющего, который наделяется правами рас-поряжаться имуществом должника, анализировать его финансовое состояние, принимать или отклонять требования кредиторов, оспари-



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

вать сделки, заключённые должником в течение последних шести ме-сяцев, формировать состав ликвидационной комиссии, созывать соб-рание кредиторов.

Мировое соглашение–достижение договоренности междудолжниками и кредиторами об отсрочке, рассрочке причитающихся долгов или о скидках с них . Оно заключается в письменной форме на любом этапе производства по делу о банкротстве и подлежит утвер-ждению судом.

Иногда между предприятием-должником и кредиторами может быть достигнута внесудебная договоренность о добровольной лик-видациифирмы.

Фирма-банкрот считается ликвидированной с момента исклю-чения её из соответствующего государственного реестра.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите всех участников инвестиционного цикла.

2. Назовите права и обязанности инвестора.

3. Перечислите права и обязанности заказчика.

4. В чём отличие застройщика от инвестора и заказчика?

5. Что входит в обязанности подрядчика и генподрядчика?

6. В чём отличие подрядчика от субподрядчика?

7. Какие работы выполняет субподрядчик?

8. Кто оплачивает субподрядчику выполненные работы?

9. В чём отличие договора подряда от договора субподряда?

10. Какова роль управляющего проектом?

11. Назовите других участников инвестиционного цикла.

12. Организационно-техническая подготовка строительства объ-

екта.

13. Организационные способы строительства.

14. Формы производственных связей в строительстве.

15. С какой целью проводятся подрядные торги в строительстве?

16. Виды контроля качества в строительстве.

17. Каким образом организован надзор за строительством?

18. Каким образом происходит приёмка и ввод в эксплуатацию объектов?

19. Кто и когда составляет ПОС ? Назовите исходные материа-

лами.



Глава 2. Дорожно‐строительные организации в условиях рыночной экономики

20. Кто и когда составляет ППР? Назовите исходные материалы.

21. Перечислите документы, входящие в состав ПОС.

22. Перечислите документы, входящие в состав ППР.

23. Дайте краткую характеристику стадиям проектирования

объекта.

24. Перечислите признаки, права и обязанности юридического

лица.

25. Какими признаками характеризуются унитарные предпри-

ятия?

26. В чём отличие «полного» товарищества от товарищества «на

вере»?

27. Какие фирмы относятся к коммерческим?

28. Какие фирмы относятся к некоммерческим?

29. Роль малых предприятий в формировании рыночной эконо-

мики.



Наши рекомендации