Порядок создания организации

Создание коммерческой организации представляет совокупность действий, направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования. На данный момент регистрация осуществляется по заявительному принципу.

Порядок создания юридического лица регулируется законодательством Республики Беларусь, согласно которому установлены два основных учредительных документа: устав и учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).Учредительный договор представляет собой документ, в котором договариваются стороны (граждане, юридические лица и др.) об условии создания организации, размере первоначального взноса в уставный фонд, долю каждого учредителя и другие вопросы. Устав представляет собой свод правил, регулирующих деятельность организации и ее взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами и гражданами, ее права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности.

В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:

– наименование юридического лица и местонахождение;

– цели;

- виды деятельности (для унитарных предприятий);

– участники организации и их доля в уставном фонде;

– уставный фонд и порядок его формирования;

– порядок образования имущества и распределения доходов;

– права и обязанности участников;

– порядок реорганизации и ликвидации и др.

Каждая организация, как юридическое лицо, действует на основе устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В перечисленных документах указывается вид деятельности (по желанию) организации в соответствии с «Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности» (ОК РБ005-2006).

Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с ГК Республики Беларусь, где указывается, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в местных органах. Данные госрегистрации, фирменное наименование включаются в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Деятельность юридического лица без регистрации запрещена.

Государственную регистрацию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей производят облисполкомы, которые имеют право делегировать часть своих полномочий горисполкомам, а они – соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации юридические лица представляют следующие документы:

1) письменное заявление учредителей;

2) учредительные документы (оригиналы устава и (или) учредительного договора) в 2-х экземплярах (на электронных носителях);

3) для ИП - фото;

4) документ об уплате госпошлины.

В 2008 году вступили в силу новые нормативные акты во многом изменяющие процедуру регистрации и порядок создания субъектов хозяйствования.

Первая группа изменений связана с процедурой регистрации. Субъекты хозяйствования считаются зарегистрированными: ИП –подача заявления и внесение записи в ЕГР; юридические лица – с момента получения штампа на учредительных документах и внесение записи в ЕГР.

Ко второй группе относятся изменения, связанные с определенной регламентацией деятельности субъектов хозяйствования:

– запрещается осуществление производственной деятельности в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в доход государства;

– введены дополнительные основания, при которых регистрирующие органы могут принимать решения о ликвидации коммерческой организации, если она в течение трех месяцев подряд выплачивает заработную плату в размере менее месячной минимальной зарплаты, установленной законодательством; систематическое грубое нарушение законодательства о труде.

Введение закона РБ «О хозяйственных обществах», который начал действовать с августа 2007г. внес следующие изменения. Во-первых, закон ввел максимальное количество учредителей (участников) ООО и ОДО – не более пятидесяти. Во-вторых, изменилась процедура создания общества. Если раньше проводилось одно общее собрание учредителей, то теперь, кроме общего собрания учредителей, необходима организация и проведение учредительного собрания учредителей общества. Значительно расширен перечень сведений, которые должны содержаться в учредительных документах обществ. В то же время из закона убрана норма о нотариальном заверении учредительных документов обществ: отныне это право, а не обязанность учредителей. В связи с этим экономия на нотариальном заверении учредительных документов обществ составляет 850-900 тыс. руб. В-третьих, введены ограничения по вкладам учредителей. Вносимое в уставный фонд общества имущество должно быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества.

Третья группа изменений связана с утверждением «Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности» (указ Президента РБ №302). В данном Положении определяется временный порядок создания индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 1 января 2007г., коммерческих организаций в форме частного унитарного предприятия. Для госрегистрации унитарного предприятия (УП) индивидуальный предприниматель (ИП) должен не позднее 10 ноября 2007 года обратиться в регистрирующий орган и представить все необходимые документы. Перечень их значительно сокращен. Представляются следующие документы:

1) заявление с обязательным указанием, что ИП обращается за госрегистрацией УП;

2) устав;

3) копию свидетельства о государственной регистрации ИП (ксерокопию);

4) документ, подтверждающий размещение УП по юридическому адресу. Следует отметить, что размещение предприятия возможно только в квартире частного жилого дома, а размещение юридического адреса в домах государственного жилого фонда не допускается.

Представление иных документов для госрегистрации по Указу №302 не требуется. Для оформления уставного фонда создаваемого УП предусмотрен льготный срок (установлен годичный срок с момента регистрации предприятия).

Наши рекомендации