Создание гидро- и аквапарков на территориях у больших акваторий

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

С.С. Горин

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ,

НАБЕРЕЖНЫХ РЕК И АКВАТОРИЙ.

Учебно-методическое пособие и Программа-задание для разработки курсового проекта «ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ»

Москва 2015 г.

С.С. Горин. «Организация городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий». Учебно-методическое пособие и Программа-Задание для разработки курсового проекта «ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ». Москва. МАРХИ 2015 г. стр. 25.

В учебно-методическом пособии последовательно рассмотрены основные вопросы организации городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий, а также методики разработки курсового проекта «ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ».

В учебной части пособия приведены и изложены: основные понятия; предпосылки и условия создания городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий; этапы их исторического развития в Москве; вопросы формирования городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий и их современная классификация; проблемы современного состояния и эксплуатации прибрежных территорий, набережных рек и акваторий в Москве; перспективы преобразования прибрежных территорий, набережных рек и акваторий в Москве.

В методической части пособия приведены и изложены основные методические положения, связанные с последовательностью разработки курсового проекта «ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ»: цели и задачи проектирования; предпроектный анализ; принципы архитектурного проектирования при сохранении, возрождении, комплексной реконструкции, реновации исторически сложившихся и создании новых прибрежных территорий и набережных рек в Москве.

В Программе-Задании на разработку курсового проекта «ПРИБРЕЖНАЯ ТЕРРИТОРИЯ И НАБЕРЕЖНАЯ МОСКВЫ-РЕКИ» определены условия и правила его разработки, состав проектных материалов и сроки его выполнения.

Программа-Задание имеет приложение I:

- в приложении I дан Ориентировочный перечень прибрежных территорий и набережных Москвы-реки, перспективных для обустройства и использования в качестве благоустроенных и озелененных пешеходных общественных пространств.

УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ ПОСОБИЯ

Основные понятия

Городские прибрежные территории – развитые функционально-планировочные и архитектурно-пространственные комплексы на берегах различных водоемов, занимающие довольно значительные по площади территории и участки городской застройки. Непосредственно соединяя город с той или иной водной акваторией, они играют важную общегородскую роль, так как, обладая большой протяженностью, не только функционально и визуально связывают различные городские районы между собой, но и в определенной, значительной степени формируют архитектуру городской застройки, создают пространственный и символический образ города.

Городская набережная – край берега у воды, говорит о чем-то, расположенном на берегу. На разных европейских языках это смысловое понятие остается примерно одинаковым и иногда означает речную улицу или причал. С древнейших времен торговые площади городов размещались на берегах рек и водоемов на набережных – там, где было удобно причаливать торговым судам. В те давние времена река была главной торговой «улицей» города. На ее высоких берегах размещались оборонительные сооружения, крепости и монастыри, основные общественные здания и дворцы.

Предпосылки и условия развития городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий.

Предпосылки и условия создания городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий почти всегда можно проследить с самого начала возникновения любого города у реки или другого достаточно крупного водоема. Процесс этот всегда связан: с необходимостью рационально и эффективно использовать те или иные водные пространства и их ресурсы; со строительством объектов различного назначения на прибрежных территориях и у воды; с заботой о защите города от наводнений при помощи набережных и других сооружений; с эстетическими представлениями о красоте городского облика, силуэта береговой застройки.

На берегах рек и акваторий обычно располагаются главные здания и сооружения власти, объекты жилого, общественного назначения(крепости, дворцы, монастыри и храмы, жилье для знати, а также благоустроенные пространства для отдыха). Естественный ландшафт, привлекательная застройка прибрежных территорий и набережных всегда были и будут главными символами многих городов. Архитектура ансамблей общегородского центра, а также силуэты общественных и жилых зданий и сооружений всегда оказывают сильное эмоциональное воздействие и навсегда остаются в памяти.

При этом, довольно часто на прибрежных городских территориях размещались и размещаются разные производства и промышленные предприятия, технология которых связана с водой и ее различным использованием, что с развитием городов создало массу трудно решаемых в настоящее время проблем, связанных с ухудшением экологии.

Водные пространства всегда были и остаются естественными и удобными коммуникациями, а их городские прибрежные территории и набережные – площадками и причаламик которым подходят пути наземного транспорта и где проходят водные маршруты доставки и отправки, разгрузки-погрузки различных грузов.

Освоение прибрежных территорий рек и различных водоемов всегда оказывает большое влияние на городскую среду – улучшает ее природно-климатические условия или ухудшает их. Уже давно известно, что сами реки, их русла, ландшафт и прибрежные территории акваторий – это пути, по которым в город постоянно или периодически поступает свежий воздух.

Поэтому здесь, у воды, часто организуется отдых горожан и набережные используются для организации прогулочных бульваров, прибрежных парков и зон для спорта и развлечений. Правильная их застройка, благоустройство и озеленение приобретают важное социальное значение, поскольку связаны с охраной природы, с экологией и улучшением городской среды обитания.

Этапы исторического развития прибрежных территорий, набережных рек и акваторий в Москве.

Все основные решения городских прибрежных территорий и набережных рек и акваторий формировались веками и поэтапно, с учетом географических, климатических, природных и социальных факторов, впитывая все достижения техники, градостроительства, архитектуры, культуры и искусства. И каждая такая территория, по мере развития города, получала свою функцию и свою архитектуру.

Обычно вначале – оборонную, торговую, жилую, транспортную; затем - представительную, религиозную, ремесленную; потом – образовательную, промышленную, культурную, досуговую, развлекательную и т.п.

При этом, наряду с жилой, всегда участвовала та или иная общественная функция с характерными признаками архитектуры своей застройки. Причем в организации именно прибрежных городских пространств такая функция поначалу присутствовала в преобладающих степени, масштабе и объеме.

Многие древние русские города, включая Москву, расположены на высоких берегах рек или озер, особенно часто при их слиянии с притоками. Много веков назад это обеспечивало не только хорошую обороноспособность города, его защиту и безопасность при весенних паводках, но также позволяло достаточно полноценно осуществлять транспортную и торговую деятельность используя водные коммуникации. Ведь в те далекие времена реки и озера была главными «улицами» города и «дорогами» ведущими в другие города.

Примечательно, что на планах Москвы самого начала XVII века достаточно ясно и четко видно отсутствие какой-либо серьезной городской застройки вдоль низких берегов рек Москвы, Яузы, Неглинки. По мере роста города, развития инженерно-технических и гидротехнических достижений по защите от весенних и осенних паводков, обживание и застройка низких, пойменных прибрежных территорий стали осуществляться уже повсеместно.

В начале XVIII века в результате целого ряда побед русских войск над турками и шведами оживились внешние торговые связи, стала развиваться отечественная промышленность, вырос грузооборот и объемы перевозок, как по внутренним, так и по внешним транспортным путям. В условиях отсутствия железных дорог основная тяжесть перевозок товаров и промышленных грузов легла на водные речные, озерные и морские пути.

Причем многие первые промышленные предприятия были несовершенны и опасны в пожарном отношении. Поэтому в градостроительных правилах, строительном уставе того времени лет говорилось, что «фабрики, заведения, действующие огнем, пивоварни, кузницы, бани, сушилки и т.п. должны быть устраиваемы по возможности близ воды и отделены от прочих зданий, чтобы не подвергать оных опасностям пожаров».

Именно тогда в городах начали очень активно осваиваться прибрежные территории вдоль рек, озер или морей и устраиваться набережные и причалы различного назначения. Постепенно сложилось несколько характерных типов планировки изначальной застройки таких территорий: с веерным направлением улиц от Детинца у воды (Новгород, 859 г.); моноцентрический, с радиально-кольцевыми улицами от Кремля (Москва, 1147 г.); протяженный, с прямоугольной сеткой улиц вдоль воды (Царицын-Сталинград-Волгоград, 1555 г.).

В Москве, вокруг Кремля на высоком Боровицком холме в окружении рек Москва, Яуза и Неглинка, изначально стал развиваться моноцентрический тип городской планировки с радиально-кольцевой схемой-системой основных направлений транспортных магистралей, связывающих город торговыми связями с близкими и дальними городами. Значительную роль здесь сыграли московские реки, их прибрежные территории и набережные, выполнявшие на протяжении многих столетий самые различные, но всегда важные для существования и жизнедеятельности города функции.

Старинные прибрежные территории и набережные Москвы-реки были сначала оборонного, потом торгового и жилого (приусадебного) назначения и не имели почти сразу такой парадный вид как прибрежные территории и набережные реки Невы в С.-Петербурге. К тому времени, помимо Кремля, на холмистых берегах извилистого русла Москвы-реки уже было возведено немало царских, дворянских усадеб (Коломенское, Нескучное и др.) и монастырей-крепостей (Новодевичий, Новоспасский, Симонов, Андреевский). Ряд из них исчез, другие, так или иначе, дожили до наших дней.

Именно поэтому прибрежные территории и старинные набережные Москвы-реки получили особенный, ландшафтный, пейзажный характер, а их особая живописность подкреплялась и до сих пор подкрепляется выборочным характером освоения берегов и других московских рек.

Ряд таких культурно-исторических объектов в виде древних монастырей-сторожей, православных храмов, дворцовых ансамблей, летних резиденций или их фрагментов еще сохранился и радует своим видом, как москвичей, так и многочисленных гостей столицы.

В XVIII веке сначала в С.-Петербурге, а потом и в Москве началось строительство первых деревянных набережных. В их конструкции использовались «обрубы» - сваи, забиваемые в землю и возвышавшиеся на несколько метров над водой с промежуточным зазором около 2-х метров, заполнявшимся бревнами. Пространство за такой стенкой заполнялось землей и перпендикулярно врубленными в нее бревнами, закрепленными в толще берега. Такая набережная еще была перед Кремлем в 1773 году.

Этапом в развитии набережных Москвы-реки стал Генплан 1775 года. У Кремля и Китай-города предусматривались «набережные улицы», обсаженные перед Кремлем двумя рядами деревьев, а речка Неглинка выпрямлялась от Самотечной площади на Садовом кольце до Кузнецкого моста и заключалась в каменные набережные с красивыми металлическими решетками. В конце XVIII века началось строительство каменных набережных перед Кремлем – облицовка диким камнем бывших деревянных «обрубов».

В 1783-1786 гг. из-за частых и разрушительных паводков, на месте бывшего Болота, вдоль центральной излучины реки Москвы был проложен Водоотводный канал длиной 4,0 км. Но он не был судоходным и не всегда справлялся со своей главной ролью – водоотводом во время весенних ледоходов и наводнений во время паводков.

В начале XIX века строятся набережные на всех реках Москвы. В 1806 году у Голицинской больницы (территория ЦПКиО им. Горького) на реке Москве построена небольшая, но очень лиричная набережная с двумя круглыми беседками, а на Неглинке - красивые набережные после и ниже Кузнецкого моста для прогулок городских жителей.

Однако, в 1817-1823 гг., при создании Театральной площади, набережные на реке Неглинке были разобраны, а саму реку заключили в подземную каменную трубу, которую потом продлили до Самотеки, где были запруды.

В 1832-1836 г.г. были возведены каменные стенки Софийской и Раушской набережных,а также сооружена Бабьегородская плотина (у сегодняшней Берсеневской набережной) и расширен до 30-40 метров Водоотводный канал. Вниз по его течению были устроены Краснохолмская плотина и шлюз для улучшения судоходства по Москве-реке, а на набережных были устроены сходы и съезды к воде.

В эти же и последующие годы прибрежные территории не только застраивались, здесь прорывались каналы, подводящие воду к промышленным предприятиям и гражданским зданиям, осуществлялась мелиорация заболоченных городских земель в поймах Москвы-реки.

С развитием многофункционального использования прибрежных территорий и набережных ярче стали проявляться их индивидуальные черты в каждом конкретном месте застройки Москвы. А неповторимые природные особенности холмистых берегов способствовали созданию запоминающегося облика прибрежных территорий и набережных. Так постепенно формировались яркие и самобытные архитектурные «фасады» Москвы со стороны воды и противоположных берегов Москвы-реки.

В послереволюционный и особенно довоенный период реализация плана ГОЭЛРО изменила всю гидрогеологическую структуру многих рек европейской части СССР и прежде всего Волги и ее притоков. В результате масштабного гидротехнического строительства в 30-е годы прошлого века возникли такие важные и крупные водные системы как Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский канал, канал Москва-Волга.

Плотины сделали ранее мелководные реки в черте города полноводными и даже судоходными. Канал Москва-Волга был присоединен к Москве-реке в районе Тушино за счет строительства спрямленных Хорошевского и Карамышевского участков, сокративших путь по реке с 14,8 до 2,7 км.

В эти же годы планировалось закончить строительство гранитных набережных Москвы-реки в черте города (54 км.) и организовать проезды по ним, доведя их ширину до 40 – 50 метров, а вдоль Водоотводного канала – до 25-30 метров. Одновременно развивался крупный грузовой и пассажирский речной транспорт, требовавший строительства новых и реконструкции существующих портов, причалов и обслуживающих их сооружений.

В 1937 году на территории Нескучного сада была оформлена великолепная Пушкинская набережная реки Москвы, закончены набережные Водоотводного канала, начаты работы на Яузе выше Высокояузского моста. Многие набережные (Бережковская, Ростовская, Берсеневская, Раушская и др.) получили многочисленные лестничные сходы и съезды к воде, интересно решенные участки с видовыми площадками, а берега Москвы-реки начали застраиваться крупными, представительными жилыми комплексами, общественными и производственными объектами.

Одновременно с набережными на Москве-реке были созданы или благоустроены известные и давно полюбившиеся горожанам и гостям столицы прибрежные территории парковых ансамблей: ЦПКиО им. Горького; Нескучного сада, Воробьевых гор и др.

Набережные Водоотводного канала были постепенно застроены и лишь на Болотной площади был запроектирован и осуществлен бульвар им. И.Е. Репина. С завершением этих набережных водная система Москвы получила две стрелки – у Берсеневской и Шлюзовой набережных. Там были устроены округлые широкие лестничные спуски к воде, гармонично вписавшиеся как в само водное пространство, так и в масштаб окружающей застройки прибрежных территорий.

В послевоенный период протяженность Москвы-реки в пределах города составила уже 70 км. В их границах появились прибрежные территории и набережные в таких новых жилых районах массовой застройки как Тушино, Хорошево-Мневники, Красная Пресня, Нагатино; у крупных спортивных комплексов в Лужниках и Крылатском; у парков «Фили» и «Воробьевы горы»; были реконструированы набережные Т.Г. Шевченко, Смоленская, Фрунзенская, Москворецкая, Котельническая и др. Их застройка стала отличаться особой представительностью, парадной живописностью после возведения в начале 1950-х годов высотных «сталинских» зданий.

Говоря о прибрежных территориях и набережных Москвы-реки нельзя не упомянуть и связывающие их между собой различные мостовые сооружения. История их возникновения, строительства, реконструкции и замены на новые, более долговечные, совершенные и удобные, насчитывает несколько веков развития нашего города. Наиболее известные из них стали достойными украшениями и настоящими символами столицы России.

Один из самых старейших – Бородинский мост, построенный в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Это и знаменитый, красивейший Крымский мост с его оригинальной металлической подвесной конструкцией. А Б. Каменный – главный мост Москвы, запечатлен на цветных открытках на фоне великолепной панорамы стен, башен, дворцов, соборов и колокольни Ивана Великого древнего Кремля - сердца нашего государства

В последние десятилетия, на рубеже XX и XXI веков, в связи с прокладкой Третьего Транспортного Кольца, некоторые, еще дореволюционной постройки, мосты Малого Кольца Московской железной дороги через Москву-реку были перенесены с мест своей постройки на новые, близлежащие прибрежные территории и стали пешеходными и остекленными, как построенный к 2000 году торгово-пешеходный мост «Багратион», ведущий из района Дорогомилово в ММДЦ «Москва-Сити» на Пресне.

Есть на Москве-реке и уникальные мостовые сооружения. Это московские метромосты: первый, построенный до войны метромост на линии метрополитена – между станциями «Смоленская» и «Киевская»; двухъярусный Лужнецкий метромост с самой протяженной автомобильной частью на верхнем ярусе и самой протяженной станцией метро «Воробьевы горы» на нижнем; широкий Нагатинский автотранспортный метромост между станциями «Автозаводская» и «Коломенская».

Формирование городских прибрежных территорий, набережных рек и акваторий и их современная классификация.

Формирование городских прибрежных территорий и набережных рек и акваторий зависит от масштаба застройки, а также от типа и характерных параметров водоема, на берегу которого она создается. Прибрежные территории и набережные рек и акваторий в крупном и небольшом городе не могут быть решены одинаково. Застройка прибрежной территории крупного города значительно менее активно и визуально связана с рекой или иным водоемом, чем аналогичная застройка малого города, где влияние реки, и любой другой акватории гораздо более весомо.

Большое значение для общего архитектурного решения прибрежной территории и набережной имеют также характер и размеры водоема (узкая или широкая река, водохранилище, озеро, море и др.). Поскольку это открытая территория, то рядом с широким пространством большой акватории иногда бывает очень трудно добиться единого ансамбля в архитектуре застройки как обоих берегов (если это река), так и одного берега (если это другой крупный водоем).

Набережная является линейным элементом планировочной и архитектурно-пространственной структуры города. И если ее застройка вытянута фронтально, «единым фасадом», без отступов и прорывов, вдоль берега реки, то она, независимо от качества застройки и благоустройства, будет представлять собой довольно скучную для восприятия картину.

При этом сплошная и высокая застройка набережных еще и может довольно ощутимо препятствовать проникновению свежего воздуха с водного пространства в глубину прилегающей городской застройки и снизить важный фактор ее проветривания.

Архитектурное формирование и организация застройки прибрежной территории, а также обустройство фронта набережной реки и акватории в большой степени зависят от географических и природно-климатических условий, в которых находится тот или иной город. Казалось бы, прибрежная полоса, набережная – наилучший и самый комфортный городской участок для пребывания и проживания людей.

Однако такое бывает далеко не везде и не всегда. В московском регионе среднерусской возвышенности у прибрежных зон рек и акваторий тоже есть свои характерные особенности.

С одной стороны, здесь несколько теплее зимой и прохладнее жарким летом. Потоки свежего воздуха поступают сюда с окрестных просторов чаще и прежде, чем в другие отдаленные от водной артерии или акватории районы городской застройки.

С другой стороны, прибрежная линия – не всегда комфортна для пребывания человека в холодное время года. Здесь всегда повышенная влажность, что неприятно при низких температурах воздуха и, особенно, при ветреной погоде с атмосферными осадками.

Поэтому при проектировании и формировании застройки прибрежных территорий, набережных рек и акваторий указанным выше характерным географическим и природно-климатическим особенностям следует уделять особое и пристальное внимание.

Городские набережные представляют собой довольно сложные архитектурные и гидротехнические сооружения, включающие в свой состав различные естественные и искусственные части и элементы, необходимые для их правильного использования и безопасной эксплуатации. Прежде всего, это гидротехнические сооружения: съезды и спуски к воде, различные мосты и переправы, стрелки водоотводных каналов и сами каналы, причалы, шлюзы, водосбросы, ливнестоки и т.п.

Наряду с окружающей застройкой города в структуру прибрежных территорий и набережных рек и акваторий могут входить: береговые склоны, террасы, укрепленные откосы и подпорные стенки; элементы благоустройства и озеленения; большие и малые архитектурные объекты (речные вокзалы, грузовые порты, пристани, затоны с отстойниками плавающих средств, водные стадионы, лодочные станции, трибуны, беседки, пляжные постройки, другие капитальные здания и временные постройки).

Прибрежные территории и набережные могут быть разными по своим очертаниям и профилю берега. И в зависимости от функционального назначения и использования прибрежной территории, ее планировочного и пространственного решения могут соответственно применяться различные поперечные и продольные профили проездов и пешеходных проходов и сходов, как к набережным, так и по ним самим.

Так, прибрежные территории и участки берега, удобные для водного транспорта, отводятся для устройства речных вокзалов, портов, различных портовых сооружений, а также пристаней и причалов для речного пассажирского и грузового транспорта.

Задачи, диктуемые производственными надобностями и технологическими требованиями, санитарно-гигиеническими правилами и нормами, местными условиями, определяют места для разумного и грамотного размещения на прибрежных территориях и на набережных рек и акваторий промышленных предприятий, электростанций, складов и т.п.

При планировке прибрежных территорий и набережных особое внимание должно уделяться использованию береговой полосы для застройки общественными зданиями и сооружениями, а также размещению озелененных и благоустроенных пешеходных пространств парков, прибрежных бульваров и скверов. Как правило, в центральной части городов, выходящих к рекам, водным бассейнам и акваториям образуются особые, важные и значимые участки прибрежных территорий, а также благоустроенные и озелененные набережные общественного назначения.

Водные пространства в городе создают ощущение простора, и использование этого качества составляет основную, главную задачу градостроительной и архитектурной композиции при формировании той или иной застройки прибрежных территорий и набережных.

Целостность общего архитектурного решения на отдельных видимых участках прибрежной территории и набережной – между поворотами русла реки или акватории, между мостовыми сооружениями и т.д. – достигается взаимосвязью различных объектов в рядовой, фоновой и фронтальной застройке, в том числе и их силуэтной композицией.

Наиболее выгодное в градостроительном и архитектурном отношении – вогнутое очертание повышенного берега, позволяющее обеспечить самое выигрышное визуальное восприятие раскрывающихся перед зрителем видов и панорам городской застройки прибрежных территорий и набережных. Именно здесь, на возвышении располагаются наиболее значимые объекты – ансамбли древнего кремля и правительственных зданий, знаковых городских объектов.

Архитектурное решение застройки прибрежной территории и набережной, конечно, зависит и от структуры той или иной водной акватории.Часто различные водные пространства имеют в своем составе острова, затоны, заливы, каналы и т.п. части и элементы, в которых могут располагаться гавани для яхт и прогулочных лодок, боны, пирсы и волноломы, создающие неповторимый рисунок береговой полосы.

Функционально-планировочный, пространственный и архитектурный комплекс застройки конкретной прибрежной территории или набережной совсем не обязательно должен содержать весь набор перечисленных выше зданий и сооружений. Набор, состав и количество таких объектов будет разным, особенным для каждого конкретного случая.

При этом сами объекты и их элементы сами могут быть очень разнообразными по габаритам и внешнему облику. Так, террасы набережных на береговых склонах могут разделять транспортные проезды и пешеходные дорожки, лестницы и пандусы, подпорные стенки и газоны, балюстрады и др.

Здесь очень важны профессионально подобранные в проекте и решенные в натуре крупные градостроительные объекты, архитектурные ансамбли общественных и жилых зданий, многофункциональных комплексов, а также различные большие, средние и малые архитектурные формы, размещенные вдоль береговой линии. Они способны создавать вместе с элементами озеленения (деревьями, кустарниками и газонами) определенные визуальные и живописные композиционные акценты панорам застройки береговой линии, избегая при этом ее монотонности и однообразия.

Городские прибрежные территории и набережные – это весьма крупные функционально-планировочные и объемно-пространственные комплексы у водоемов, занимающие значительные по площади участки города. Они непосредственно связаны с городским ландшафтом, многообразной застройкой и различными акваториями.

К основным архитектурно-ландшафтным компонентам прибрежной территории и набережной относятся:

- гидротехнические сооружения у воды с элементами прибрежной акватории в виде плотин, шлюзов, каналов, водосбросов, молов, пирсов, волноломов, подпорных стенок разного профиля (откосных, полуоткосных, вертикальных и др.);

- террасы прибрежной территории и набережной от линии регулирования до красной линии застройки или берегового склона, определяемые их функциональным назначением;

- различные здания и сооружения на набережной – наземные (на террасах, откосах и т.п.), на воде (пирсы, снегосбросы, рестораны-поплавки и т.д.) и подземные (водозаборы, водовыпуски, транспортные тоннели и т.д.)

- береговой склон или фронт прилегающей к набережной городской застройки в пешеходной доступности и состоящий из протяженных или точечных объемов, чередующихся между собой;

- благоустройство территории(видовые площадки для отдыха, беседки, скамейки, сходы для террас, пешеходные дорожки, мостовые переходы, торговые павильоны и т.д.);

- озеленение территории(парки, бульвары, скверы с декоративными деревьями и кустарниками, цветники, клумбы, газоны и т.д.);

- элементы инженерного оборудования(дренажи, сходы, водосбросы, ливнестоки, ливнеприемники, водополивные устройства, светильники и т.д.).

Вопросы архитектурно-строительного проектирования прибрежных территорий и набережных хорошо иллюстрируются их классификацией, которая отмечает следующие направления:

- гидротехническое– определяет позицию гидротехнического режима водоема: затопляемые и незатопляемые;

- строительное – исходит из специфики производства строительно-монтажных и гидротехнических работ. Здесь различают одноярусные, двухъярусные и многоярусные набережные. При этом ряд ярусов набережной может быть и подземным для размещения транспортных тоннелей, инженерных коммуникаций, торговых учреждений, складов;

- конструкционное – дифференцирует набережные: с вертикальной гидротехнической стенкой; откосные набережные; полуоткосные набережные; камненабросные набережные (блоки, тетроподы и т.п.);

- функциональное – является наиболее распространенным. Здесь различают прибрежные территории и набережные: зоны отдыха; пешеходные; транспортные; жилой и общественной застройки; промышленные; причальные;

- градостроительное – разделяет набережные на: центральные, периферийные, парковые, портовые;

- географическое – разделяет набережные на: океанские, морские, озерные, речные, прудовые, то есть по характеру того водоема, на котором набережная находится.

Современные набережные могут образовывать сложные системы в городе, из которых следует отметить: линейные – самые распространенные и состоящие из ряда следующих друг за другом прямо- и криволинейных; точечные – в которых величина поперечного профиля близка к их протяженности; фигурные – состоящие из одной или нескольких фигур, как, например, набережные вокруг островов.

Все отмеченные системы набережных в крупных городах могут встречаться в различных сочетаниях и формироваться в общегородской комплекс благоустроенных прибрежных территорий и набережных.

Проблемы современного состояния и эксплуатации прибрежных территорий и набережных рек и акваторий в Москве

За годы своего развития неоднократно менялся и к сегодняшним дням сильно обновился-изменился облик древней столицы. Также ощутимо изменился масштаб и облик прибрежной застройки и набережных московских рек и акваторий, их градостроительное, архитектурное качество. В столице, у рек и водоемов возводились, разрушались и возрождались монастыри и храмы, росли вверх «сталинские» высотки, строились крупные и многоэтажные жилые, общественные здания, промышленные предприятия, культурные и деловые центры. Ряд из них стал или не стал основой для формирования живописных, запоминающихся панорам города ярко раскрывающихся, как с водной глади, так и с высоких и низких территорий прибрежных пространств и набережных.

13

Многолетняя привнесенная человеческой деятельностью практика использования прибрежных территорий московских рек и акваторий для размещения различных производств и предприятий создала целый ряд проблем. Они связаны с потребительски-хищнического отношением к проточной речной воде, поистине губительным для современного и прогнозируемого на определенный период качества жизнедеятельности как города, так и его жителей. Вода московских рек сильно загрязнена промышленными и хозяйственно-бытовыми (фекальными) стоками и не пригодна для технического и питьевого водоснабжения.

Не последнюю роль в создавшейся ситуации с загрязнением воды в московских реках сыграло очень длительное, сначала естественное, а потом и варварское размещение по их берегам множества промышленных предприятий и производств, закрытых НПО и НИИ, занявших выгодные территории и красивые места для удобного и быстрого забора воды и сброса своих отходов. Особенно сильно негативное воздействие на экологию водных ресурсов Москвы, многолетних вредных стоков промпредприятий, очень губительных для речной флоры и фауны. Об этом ярко свидетельствует и запрет на купание в этих водоемах в черте города и мутноватый внешний вид воды, и удушливый запах от нее исходящий.

Следующим негативом является захламленность прибрежных территорий ветхими и малоценными строениями и зданиями, в основном промышленного и складского характера, которые своим внешним видом уродуют окружающую русла рек холмисто-живописную среду, превращая ее в задворки заводской застройки. Отдельные участки прибрежной территории превращены в свалки и помойки – опасные для пребывания людей. Застройка этих мест отличается безалаберностью и хаотичностью.

Вызывает большую обеспокоенность экологов и активное использование набережных московских рек как объездных и сквозных автомагистралей с интенсивным движением. Большая загазованность перекрывает доступ свежего воздуха в город вдоль русла рек для его проветривания. Практически ликвидированы безопасное, удобное, комфортное пешеходное движение и возможность организации пеших прогулок, познавательных экскурсий для москвичей и гостей столицы.

Произошло полное отчуждение прибрежных территорий и набережных Москвы-реки, а также другой известной московской реки – Яузы в пользу неимоверно возросшего по масштабам автомобильного движения. Городские жители и гости столицы лишились одной из самых интересных и красивых достопримечательностей нашего города – некогда знаменитых центральных набережных Москвы-реки и лиричной Яузы, неоднократно запечатленных в известных художественных кинофильмах.

Достаточно одной прогулки вдоль набережных этих рек в центре столицы, чтобы убедиться, насколько бестолково и нерационально используются социально-значимые для нашего города градостроительный и архитектурный потенциалы их прибрежных территорий.

На набережных московских рек нет людей. Даже на самой центральной из них – Кремлевской набережной Москвы-реки, днем редко встретишь прохожего - только одни машины. Да и что, спрашивается, делать там пешеходам, если с советских времен это красивое место предназначалось исключительно для проезда легкового автотранспорта, чаще всего черно-лакированного со шторками на боковых стеклах.

Может быть, тогда это и было в порядке вещей, но сейчас, после произошедшей четверть века назад смены одного социально-политического строя на другой, более демократичный, такое «постоянство» удивляет.

Береговая инфраструктура московских рек и акваторий кое-где в центре, а по большей части на периферии города пребывает в забыто-заброшенном состоянии. Все те же старые причалы и будки для продажи билетов на разнообразные речные суда и трамвайчики. Активнее используются другие плавучие объекты в центре города – дебаркадеры, где устроены рестораны и прочие увеселительные заведения с архитектурой довольно сомнительного качества. Зато на окраинах столицы к обрезу воды вообще нет никакой возможности добраться – все давно заброшено и заросло, или кем-то застроено. Почти везде «проход запрещен» и сплошные заборы, за которыми, наверное, только бог или дьявол знают, что там на самом деле творится.

Почему так происходит? Ведь оригинальную «водную» недвижимость с успехом создают, интересно облагораживают и используют в большинстве стран Европы – Италии, Голландии, Англии, Германии, Франции. Всем известны знаменитые каналы, акватории и острова Венеции, сеть каналов-улиц в Амстердаме, где на своеобразных «перекрестках» и «площадях» даже организуют концерты знаменитых музыкантов-исполнителей на свежем воздухе при стечении великого множества горожан и туристов.

Многолетний опыт подобного освоения водных пространств в Венеции, Париже и Амстердаме может оказаться весьма полезным и для нашей столицы, поскольку и Москва-река и Яуза такие же неширокие, как река Сена в столице Франции - Париже или каналы в столице Нидерландов - Амстердаме, да и климат внутри нашего города за последнее время стал намного теплее и мягче. Уже и не вспомнить, когда на реке Москве был настоящий, крепкий лед даже суровой, морозной зимой.

Потенциально и реально красивые набережные московских рек по чьей-то неразумной воле отчуждены от горожан, гостей столицы и отданы мчащимся потокам автотранспорта. Удивительно, что в нескольких последних Генпланах развития Москвы по этому поводу ничего конкретного и обнадеживающего не было предложено.

Вместе с тем, еще в 1971 году Генпланом развития столицы предусматривался ряд мероприятий по оздоровлению жизненной среды на набережных и прибрежных территориях города: охране и очистке речных вод от загрязнения; благоустройству и строительству новых водоемов (предполагалось создать 100 водоемов площадью 500 га, благоустроить 150 декоративных и 25 водоемов для купания).

Реализация в свое время перечисленных мероприятий преобразила бы гидрографию водного бассейна Москвы, обогатила бы ее ландшафт, в значительной мере способствовала бы оздоровлению окружающей среды для комфортной жизнедеятельности населения города. Ведь имеющееся сейчас количество внутригородских водоемов различных типов явно не удовлетворяет насущной потребности нашего мегаполиса.

Обидно, что до сих пор уникальные географические и природные особенности холмистых берегов, прибрежных пространств и русел Москвы-реки и других московских рек не используются должным образом. Ведь с учетом современных критериев, подходов и методов преобразования и оздоровления городской среды это давно можно было сделать. Тем более что многие из этих подходов и приемов уже давно и весьма успешно опробованы и «работают» в целом ряде крупных городов многих развитых европейских стран на благо и радость их жителей и на удивление гостей-туристов.

Перспективы преобразования прибрежных территорий, набережных рек и акваторий в Москве.

К перспективным мероприятиям по преобразованию прибрежных территорий и набережных рек и акваторий в Москве следует отнести:

- проведение комплексной реконструкции гражданской и реновации промышленной застройки в прибрежных зонах;

- обеспечение интенсивного ландшафтного благоустройства;

- проведение необходимых работ по грамотному озеленению;

- сокращение или запрет сквозного движения автотранспорта;

- создание благоустроенных общественных пространств;

- возведение доступных объектов общественного назначения;

создание гидро- и аквапарков на территориях у больших акваторий.

Преобразование прибрежных территорий и набережных Москвы-реки должно быть неразрывно связано с качественным развитием всей градостроительной структуры нашего города. Проектные и реализованные примеры качественного преобразования прибрежных зон в городах Европы дают пищу для осуществления наиболее перспективных направлений и форм развития застройки прибрежных территорий.

Прежде всего, русла и берега Москвы-реки, других московских рек и их водные акватории необходимо охранять как элементы естественной природы в городе. Ведь в прибрежных озелененных территориях, к которым естественно тяготеют зоны отдыха, физкультуры и спорта, на которых располагаются многие общественные, культурно-зрелищные здания и спортивные сооружения должны иметь открытый доступ для жителей, включая все группы городского населения, включая маломобильных инвалидов.

При этом открытые прибрежные пространства и та или иная застройка набережных должны сочетаться наиболее гармонично и органично, образуя живописные панорамные виды окружающего холмистого рельефа и привлекательного озелененного и благоустроенного природного ландшафта.

Этому отвечает уже давно сложившийся тип городской набережной – многоцелевая набережная, на которой сквозное движение транспорта исключено. Такие набережные возникли в Москве благодаря развернувшимся в 30-е годы прошлого века работам по регулированию речных вод с помощью созданной сети шлюзов, обходных и резервных каналов, надежно предохраняющих город от наводнений во время весенних паводков.

Созданные таким образом в черте города водные пространства пойменных водохранилищ, а также их прибрежные территории не требуют устройства набережных как таковых– наоборот, появляется возможность, укрепив склоны береговой линии растительностью, организовать здесь цивилизованно и профессионально благоустроенные пляжи, спасательные и лодочные станции, другие легкие постройки как для активного отдыха, занятий водными видами спорта, так и для тихих прогулок и терренкуров.

Благоустроенные и определенным образом озелененные берега больших и малых водоемов в городе могут стать базовой основой для создания своеобразных ландшафтных набережных, сохраняющих лиричность естественных, природных пейзажей и создающих комфортную среду для комфортного отдыха и прогулок горожан.

Большие перспективы освоения прибрежных территорий крупных водных пространств открываются при создании гидропарков. Застройка в гидропарках определяется такими сооружениями, как гребные каналы, эллинги для плавсредств, гавани для парусных и моторных судов, бассейны, спортплощадки, трибуны для зрителей.

В Москве с ее радиально-кольцевой планировочной структурой вполне могут быть предусмотрены и реализованы своеобразные обводненные зеленые диаметры и клинья, состоящие из цепи общественно-доступных и архитектурно-оформленных благоустроенных береговых пространств, расположенных вдоль русла какой-либо реки или другого водоема. На таких реках и водоемах как существующих, так и вновь созданных может быть устроено несколько водных каскадов с различными по высоте перепадами для организации водосбросов и водопадов. Водное зеркало может при этом иметь различную конфигурацию, а озелененные склоны берегов - разные уклоны.

Создание благоустроенных прибрежных территорий, а также профессиональная организация пространств набережных рек и акваторий, насыщенных зелеными насаждениями, бассейнами, каналами, фонтанами и т.п. может вместе с культурно-зрелищными и спортивными сооружениями образовывать целые водные системы и внутри центра города и в районах новой городской застройки. Это могут быть целые ландшафтно-парковые и архитектурно-пространственные комплексы с активным и многофункциональным использованием различных прибрежных и водных пространств, создающие не только благоприятный микроклимат, улучшающие экологическую ситуацию, но и являющиеся подлинным архитектурным украшением города и еще одной его положительной и уникальной достопримечательностью.

Преобразовать забытое и запущенное пространство прибрежных территорий и набережных Москвы-реки совсем недавно решило Правительство Москвы. Началом указанных преобразований стал международный архитектурно-градостроительный конкурс, в котором принимали участие проектные фирмы и специалисты в области урбанистики.

Согласно официальным данным длина фарватера Москвы-реки внутри МКАД составляет около 80 км, а вся береговая линия растянулась более чем на 200 км. При этом только 1/4 всех набережных благоустроена и имеет более-менее надлежащий вид.

Огромная часть прибрежных территорий Москвы-реки - это заброшенная и неизвестная большинству жителей часть города. По мнению некоторых специалистов городу не хватает как минимум еще 20 мостов через Москву-реку, чтобы стать естественно и удобно связанным и полноценно жизнеспособным мегаполисом.

Как неоднократно отмечал заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллин, итогом комплексной работы по преобразованию Москвы-реки должно стать создание в городе целостной системы взаимоувязанных прибрежных территорий и повышение эффективности их использования.

По берегам Москвы-реки расположены огромные территориальные ресурсы (около 21 тыс. га). Согласно планам Правительства Москвы, реорганизации должны подвергнуться порядка 10,4 тыс. га земли, тяготеющей к Москве-реке примерно от Павшинской до Нагатинской поймы. Здесь планируется привести в порядок набережные, построить подъездные пути, организовать систему развитого водного транспорта.

По мнению руководства столицы, обновление Москвы-реки должно улучшить визуальное восприятие исторических ансамблей на ее берегах, повлечь за собой логичную реорганизацию заброшенных промзон, выходящих к реке, с изменением их функционального назначения для дальнейшего развития в интересах столичного города.

НИиПИ Генплана Москвы провел сбор исходных данных по указанным территориям и выявил существующие там проблемы. Результатом стало Техническое задание для указанного конкурса, где отмечалось, что при разработке своих идей и концепций участники должны были учитывать уже подготовленную концепцию парка «Зарядье».

Победителем конкурса стал Ю. Григорян (ПТМ «Меганом»), а другие лучшие концепции должны были быть учтены в новом Генплане развития Москвы до 2035 г. как основа при разработке проектов планировок территорий, прилегающих к Москве-реке.

В середине июля 2015 г. главный архитектор столицы объявил, что опорными пунктами развития Москвы-реки должны стать парк «Зарядье» в самом центре столицы, ЗИЛ с прилегающими территориями на Востоке и ММДЦ «Москва-Сити» на Западе.

Наши рекомендации