Проектирование городских улиц и дорог. Уличная дорожная сеть города
Категории улиц и дорог | Основное назначение улиц и дорог | Расчетная скорость движения, км/ч |
Скоростные дороги | Скоростная транспортная связь между районами крупнейшего или крупного города и между городами и другими населенными пунктами системы группового расселения с развязкой движения транспорта в разных уровнях | |
Магистральные улицы и дороги: | Непрерывного движения - транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города с развязкой движения в разных уровнях | |
а) общегородского значения | Регулируемого движения - транспортная связь в пределах города между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне | |
б) районного значения | Транспортная связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне | |
в) дороги грузового движения | Перевозка промышленных и строительных грузов, осуществляемая вне жилой застройки, между промышленными и коммунально-складскими зонами города с устройством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне | |
Улицы и дороги местного значения: | ||
а) жилые улицы | Транспортная (без пропуска общественного транспорта) связь жилых микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения | |
б) дороги промышленных и коммунально-складских районов | Перевозка промышленных и строительных грузов в пределах района, обеспечение связи с дорогами грузового движения с устройством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне | |
в) пешеходные улицы и дороги | Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, местами отдыха и остановками общественного транспорта | - |
г) поселковые улицы | Транспортная связь внутри селитебной зоны с общественным центром, учреждениями и предприятиями обслуживания поселков и сельскихнаселенных пунктов | |
д) поселковые дороги | Транспортная связь между селитебной и производственной зонами, а также в пределах этих зон | |
е) проезды | Транспортная связь в пределах микрорайонов |
Рис. 1. Типовые поперечные профили скоростных дорог
А - вне застройки; Б - в промышленно-складских районах; 1 - основная проезжая часть; 2 - местные и боковые проезды; 3 - предохранительные и краевые полосы; 4 - тротуары; 5 - разделительные полосы и полосы озеленения; 6 - предохранительный брус; 7 - ограждения пешеходов; 8 - кабели освещения и связи
Рис. 2. Типовой поперечный профиль скоростной дороги в выемке
1 - основная проезжая часть; 2 - местные и боковые проезды; 3 - предохранительные и краевые полосы; 4 - тротуары; 5 - разделительные полосы и полосы озеленения; 6 - предохранительный брус; 7 - кабели освещения и связи
Рис. 3. Типовой поперечный профиль общегородской магистрали непрерывного движения
1 - основная проезжая часть; 2 - боковые и местные проезды; 3 - предохранительные полосы; 4 - тротуары; 5 - разделительные полосы и полосы озеленения; 6 - ограждения пешеходов; Т - телефонные кабели; В - водопровод; В-К -водопровод и канализация; К - канализация; КС - кабели связи; КО - кабели освещения; ГНД - газопровод низкого давления; ГСД - газопровод среднего давления; ККТ - коллектор электрических и телефонных кабелей
Рис. 4 Типовой поперечный профиль общегородской магистрали регулируемого движения
А - без трамвая; Б - с трамваем; 1 - основная проезжая часть; 2 - боковые и местные проезды; 3 - предохранительные полосы; 4 - тротуары; 5 - разделительные полосы и полосы озеленения; Т - телефонные кабели; В - водопровод; В-К - водопровод и канализация; К - канализация; ЭК - электрокабели; КС - кабели связи; КО - кабели освещения; ГНД - газопровод низкого давления; ГСД - газопровод среднего давления; ККТ - коллектор электрических и телефонных кабелей
Рис. 5. Типовые поперечные профили магистралей районного значения
А - без трамвая; Б - с трамваем; 1 - основная проезжая часть; 2 - тротуары; 3 - полосы озеленения; Т - телефонные кабели; КС - кабели связи; ЭК - электрокабели; В - водопровод; К - канализация; В-К - водопровод и канализация; КО - кабели освещения; ГНД - газопровод низкого давления; ГСД - газопровод среднего давления
Рис. 6. Типовые поперечные профили дорог грузового движения
А - вне застройки; Б - в застройке; 1 - основная проезжая часть; 2 - тротуары; 3 - полосы озеленения; 4 - центральная разделительная полоса; Т - телефонные кабели; КС - кабели связи; ЭК - электрокабели; В - водопровод; К - канализация; В-К - водопровод и канализация; КО - кабели освещения; ГНД - газопровод низкого давления; ГСД - газопровод среднего давления
Рис. 7. Типовые поперечные профили жилых улиц и микрорайонных проездов
А - жилые улицы; Б - главные проезды; В - основные проезды; Г - подъезды к отдельным зданиям; 1 - проезжая часть; 2 - тротуары; 3 - газоны; ГНД - газопровод низкого давления; КО - кабели освещения; КС - кабели связи; ЭК -электрокабели; В - водопровод; К - канализация
Рис. 8. Типовые поперечные профили дорог и улиц местного значения
А - дороги промышленных и коммунально-складских зон; Б - поселковые улицы в многоэтажной застройке; В - поселковые улицы в малоэтажной застройке; Г - поселковые улицы в усадебной застройке; 1 - проезжая часть; 2 - тротуары; 3 - газоны; В-К - водопровод и канализация; ГСД - газопровод среднего давления; КО - кабели освещения; КС - кабели связи; ЭК - электрокабели; В - водопровод; К – канализация
Улично-дорожная сеть города является частью городских путей сообщения, обеспечивающих необходимые грузовые и пассажирские связи между отдельными функциональными зонами города и внутри отдельных зон и других городских территорий.
Основными элементами улично-дорожной сети являются скоростные дороги, магистральные улицы и дороги; улицы и дороги местного значения.
Улично-дорожная сеть составляет часть городской территории, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспорта и пешеходов; прокладки различных сетей инженерного оборудования; размещения зеленых насаждений.
Сеть городских улиц и дорог является одним из основных элементов планировочной структуры города и должна обеспечивать:
кратчайшие пассажирские связи между местами жилья, приложения труда и объектами культурно-бытового тяготения, центром города и центрами планировочных районов;
кратчайшие связи между грузообразующими и грузополучающими объектами;
необходимые скорости сообщения, обеспечивающие нормативные затраты времени на трудовые поездки;
безопасность и удобства движения пешеходов и транспортных средств;
удобные связи с сетью и сооружениями хранения и технического обслуживания автомобильного транспорта;
удобные связи с внешней сетью автомобильных дорог и сооружениями других видов внешнего транспорта - аэропортами, железнодорожными станциями, морскими и речными портами;
надежность функционирования всех элементов улично-дорожной сети с возможностью быстрого перераспределения потоков при выходе из строя отдельных участков сети;
соответствие пропускной способности сети перспективным объемам движения;
возможность рациональной прокладки различных инженерных сетей и коммуникаций по улично-дорожной сети;
допустимые уровни шума и загазованности атмосферного воздуха.
Основными характеристиками, определяющими качество улично-дорожной сети города, являются прямолинейность улично-дорожной и транспортной сети; плотность магистралей различных категорий; время сообщения между двумя любыми точками города.
Генера́льный план (генплан, ГП) в общем смысле — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта натопографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться какземельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.
Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу — его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.
Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана, принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.[1]