Нерациональное использование топливно-энерге-
тических ресурсов (ст. 20.1 КоАП)
2.1.1.Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, выразившееся в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством Республики Беларусь или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, либо в эксплуатации без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования, либо в прямых потерях топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, либо в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом, либо в сверхнормативном расходовании электрической энергии для освещения (ч. 1 ст. 20.1)
2.1.2.Использование топливно-энергетических ресурсов без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов) (ч. 2 ст. 20.1)
2.1.3.Использование неработающих приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии, систем регулирования подачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах либо их отсутствие, а равно непроведение расчетов по показаниям этих приборов учета (ч. 3 ст. 20.1)
Непосредственный объект данных правонарушений — установленные общественные отношения, позволяющие рационально использовать ТЭР.
Необходимость жесткого нормативного регулирования этих отношений вызвана увеличенным энергопотреблением в последние годы. Республика Беларусь, не обладающая достаточным количеством ТЭР, вынуждена прибегать к их рациональному использованию. Для этого вводятся специальные правила при использовании энергии, устанавливаются специальные нормативы, режимы работы приборов и оборудования, вводится контроль их использования.
Нерациональное использование ТЭР представляет собой их неразумное, необоснованное использование, использование без должной необходимости, чрезмерное и расточительное, а с позиций анализа законодательных норм — «экономически неоправданное»85.
Отношения в области рационального использования ТЭР, на которые может быть осуществлено посягательство, включают в себя: отношения по соблюдению установленных правил нормирования и заданных режимов работы в этой области, отношения целевого и необходимого использования энергии и отношения в связи с использованием исправного оборудования, арматуры, теплоизоляции, трубопроводов.
Объективная сторона по ч. 1 и ч. 2 рассматриваемой статьи выражается в деянии в форме действия. По первой части она выражается в альтернативных деяниях:
68) сверхнормативное расходование ТЭР, обусловленное несоблюдением требований, установленных законодательством Республики Беларусь или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов;
69) эксплуатация без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования;
70) эксплуатация, ведущая к прямым потерям топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии;
71) использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора;
85См. ст 1 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении».
1) использование электрической энергии с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов;
2)использование электрической энергии в иных целях, не обусловленных производственным процессом;
3)сверхнормативное расходование электрической энергии для освещения.
Признаком объективной стороны может быть как одно из перечисленных деяний, так и несколько одновременно.
Состав сверхнормативного расходования ТЭР образует деяние, обусловленное нарушением требований, установленных законодательством Республики Беларусь (например, утвержденных норм потребления), технологическими регламентами или паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов.
При эксплуатации электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования на холостом ходу (т. е. вне производственного процесса) состав правонарушения образует данное деяние (эксплуатация на холостом ходу), если оно совершено без производственной необходимости. Это значит, что при привлечении к ответственности необходимо учитывать условия его совершения.
Правонарушением является также использование неисправного оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, но в материальных составах — при наличии прямых потерь топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии. Следовательно, потери должны быть прямыми, а не косвенными, что означает их непосредственный выход из систем в связи с испорченным оборудованием, а при нарушении теплоизоляции — выход тепла не в месте назначения. Также необходимо устанавливать причинную связь между использованием неисправного оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции и наличием названных прямых потерь.
Использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора запрещается.
Правила получения указанных разрешений установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля
2006 г. № 269 «Об утверждении положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева» (в редакции постановления Совмина от 01.11.2006 г. № 1448 и 31.12.2006 г. № 1802)86. Для организаций, получивших такого рода разрешения, устанавливаются более высокие нормы потребления электроэнергии в соответствии с полученными разрешениями. Заключение потребителю электроэнергии на ее использование для целей нагрева выдается в случае, если технологический процесс и производство продукции, товаров (работ, услуг) невозможно осуществить с использованием других видов энергоносителей, а также если получение изделий высокого качества либо создание определенных параметров микроклимата требует применения электронагревательных устройств. Однако и в этом случае необходимо представить перечень мероприятий по снижению электротермической нагрузки в часы максимума нагрузки энергосистемы.
Получение аналогичных разрешений необходимо и для физических лиц, использующих электроэнергию для целей нагрева в индивидуальном жилом доме.
Особенности получения разрешений установлены для различных групп потребителей — юридических лиц: для технологических целей в промышленности, для технологических процессов в агропромышленном комплексе, для целей отопления и горячего водоснабжения, для целей пищеприготовления.
Подключение электронагревательных устройств к электросетям энергоснабжающих организаций осуществляется в пределах пропускной способности действующих линий электропередачи и трансформаторных подстанций. Соответственно, получение разрешений энергоснабжающих организаций на подключение обязательно.
Использование электрической энергии с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, либо использование электрической энергии в иных целях, не обусловленных производственным процессом. Данное нарушение возможно в связи с тем, что потребитель энергии нарушит усло-
87Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 5/21022.
вия договора энергоснабжения, где режим работы и цели потребления электроэнергии установлены. При этом в соответствии с п. 2.11 Правил пользования электрической энергией за использование электроэнергии с нарушением заданного режима работы электрокотельных или нагревательных приборов потребитель также производит оплату в размере 10-кратной стоимости мощности электронагревателей, работающих в неразрешенное время расчетного периода. Цена одного киловатта принимается в соответствии с основной ставкой двухставочного тарифа. Основанием для применения данного пункта служит отчетная документация, представленная потребителем, либо акт, составленный представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя.
При нормировании электрической энергии для освещения факт превышения установленных норм служит основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье. Нормы могут устанавливаться для различных групп потребителей: населения (в зависимости от числа проживающих), организаций (в зависимости от вида организации и числа работников). Превышение норм определяется на основании показаний электрических счетчиков.
Деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1, связано с использованием ТЭР без утвержденных в установленном порядке норм их расхода (предельных уровней потребления топливно-энергетических ресурсов).
В целях рационального использования ТЭР организации Республики Беларусь разрабатывают нормы их расхода (предельные уровни потребления). Нормы расхода ТЭР обязаны разрабатывать все организации, производящие продукцию. Организации, не занимающиеся выпуском продукции, в том числе арендодатели, арендаторы и организации, оказывающие услуги (выполняющие работы), осуществляют расчеты предельных уровней потребления ТЭР, а по отоплению и горячему водоснабжению — норм расхода. При этом они руководствуются Положением о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Комэнергоэффективности при Совмине от 19 ноября 2002 г. № 987. Для отдельных отраслей
88 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 8/8822.
экономики на основании общих правил разрабатываются отраслевые методики расчета норм ТЭР. Например, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24 января 2005 г. № 10 утверждены «Методики нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов для организаций жилищно-коммунального хозяйства».
Нормирование расхода ТЭР осуществляется на всех уровнях планирования хозяйственной деятельности: технологический процесс, участок, цех, организация (индивидуальный предприниматель), административно-территориальная единица Республики Беларусь.
Электроэнергия нормируется вне зависимости от напряжения и вида тока.
Нормируемая тепловая энергия включает расход теплоты, передаваемой потребителям такими теплоносителями, как пар, горячая вода и др.
Нормы расхода топливно-энергетических ресурсов классифицируются:
4)по количеству нормируемых объектов (организаций, индивидуальных предпринимателей, агрегатов, энергоиспользующих установок, оборудования, машин и других) — на индивидуальные и групповые;
5)по составу норм расхода ТЭР — на технологические и общепроизводственные;
6)по периоду действия — на текущие (квартальные, годовые), перспективные и прогрессивные (годовые).
При расчете норм ТЭР для организаций в качестве основных данных используют технологические регламенты — режим осуществления технологического процесса и паспортные данные на оборудование, которыми устанавливаются оптимальные режимы работы оборудования, его частей и механизмов, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства, нормативы потерь энергии при передаче и преобразовании и другие показатели. Поэтому их несоблюдение влечет перерасход ТЭР.
Объективная сторона по ч. 3 ст. 20.1 выражается в деянии в форме действия при использовании неработающих приборов группового учета расхода воды и тепловой энергии или систем регулирования по
дачи тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, центральных тепловых пунктах, или в форме бездействия при отсутствии вышеназванных приборов учета, систем регулирования подачи тепловой энергии или непроведении расчетов по показаниям приборов учета.
Необходимость установления ответственности за перечисленные деяния вызвана реализацией системы мер, принимаемых в республике на протяжении последнего десятилетия по экономному и эффективному использованию ТЭР. В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1820 «О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов»88 облисполкомам и Минскому горисполкому, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству энергетики, другим заинтересованным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, предписывалось обеспечить до 1 ноября 2003 г. завершение оснащения организаций, финансируемых из бюджета, центральных тепловых пунктов и многоквартирных жилых домов (80 и более квартир) приборами группового учета расхода воды и тепловой энергии, системами регулирования подачи этой энергии. Энерго- и водоснабжающим организациям осуществлять расчеты за поставленные воду и тепловую энергию по показаниям этих приборов.
В рамках дальнейшей реализации названного постановления Совета Министров предписано оснастить жилые дома, насчитывающие 20 и более квартир, приборами группового учета расхода воды и тепловой энергии, системами регулирования подачи этой энергии89.
Субъект правонарушений — физическое лицо, индивидуальный предприниматель, по ч. 3 — только физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
88Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 5. 5/11745.
89См. п. 9.1.11 Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 943 (в ред. постановления Совмина от 17.12.2009 г. № 1658) / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 79.5/12779.
Ответственность по ч.1 состоит в наложении штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от десяти до четырехсот базовых величин, по ч. 2 — от десяти до тридцати базовых величин на физическое лицо, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин, по ч. 3 — на юридическое лицо в размере от двадцати до ста базовых величин.
2.2. Нарушение правил, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ст. 20.2 КоАП)
2.2.1. Нарушение правил, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении или модернизации организаций, зданий и сооружений, при создании и модернизации транспортных средств, а также при внедрении в производство новых технологий, оборудования и материалов
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие рационально использовать ТЭР.
Состав правонарушения формальный.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — нарушение правил, нормы которых носят обязывающий характер. Квалифицирующим признаком выступает несоблюдение правил, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в особых условиях, связанных с совершением любых вышеперечисленных действий.
Правила закрепляются в различных нормативных правовых актах90, прежде всего технических91, и в основном они сводятся к обя-
90См., напр.: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 45 «О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг (в ред. постановления Совми-
зательному использованию различных энергосберегающих технологий, материалов, конструкций, оборудований, предметов и т. п., цель которых — экономия энергоресурсов. Названные работы должны осуществляться с таким расчетом, чтобы после их окончания сдаваемый объект соответствовал всем требованиям в области энергосбережения.
Примерами необходимых мероприятий в области рационального использования ТЭР могут служить следующие:
7) установка приборов учета и регулирования тепла;
8) устройство индивидуальных тепловых пунктов, включая пофасадное регулирование отопления;
9) установка циркуляционных насосов на горячем водоснабжении и отоплении в случае их отсутствия;
10) применение отопительных приборов с улучшенными теплоотдающими характеристиками и регулированием;
11) изоляция трубопроводов горячего водоснабжения и отопления, прокладываемых в коммуникационных нишах;
12) доведение сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций (окон, балконных дверей) до требования современных нормативов (установка стеклопакетов, применение тройного остекления);
13) уменьшение площади остекления фасадов;
на от 01.11.2006 г. № 1448); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1820 «О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов» (вред, пос+ановления Совмина от 04 08.2005 г. № 856): постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 7/41 /5 «Об утверждении инструкции о порядке отнесения затрат при проведении работ по тепловой модернизации жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с учетом источников финансирования и статистической отчетности».
[1] См., напр.: ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения: СНБ 1.04.02-02 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений». СНБ 2.04.01-97 «Строительная теплотехника».
1) устройство систем утепления наружных стен, дополнительной термоизоляции торцевых стен зданий;
2) регулирование вытяжной вентиляции;
3) дополнительное утепление совмещенных кровель;
4) дополнительное утепление чердачных перекрытий;
5) устройство систем утепления цоколей;
6) дополнительное утепление полов 1-го этажа;
7) устройство систем утепления надподвальных перекрытий;
8) дополнительная тепловая защита входов и тамбуров;
9) вывод из эксплуатации электрокотельных и электронагревательных приборов, замена их топливными установками, работающими преимущественно на местных видах топлива;
10) замена неэффективных котлов более экономичными, перевод паровых котлов в водогрейный режим;
11) использование частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;
12) применение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств и др.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до четырехсот базовых величин.