К 80-летию со дня образования Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков им. М. Расковой

Свою родословную Тамбовское ВВАУЛ ведет от Энгельсской школы летчиков, создание которой было определено Директивой наркома обороны СССР накануне нового 1931 г. Почти через год, 16 февраля 1932 г., с аэродрома Энгельсской школы взлетел первый самолет У-2, а еще через полтора года, 1 августа 1933 г., состоялся первый выпуск курсантов в звании командиров РККА и младших летчиков самолета Р-1.

В 1937 г. приказом наркома обороны был установлен день образования училища — 31 декабря 1931 г.

В 1939 г. Энгельсская школа летчиков приступила к подготовке пилотов для бомбардировщиков СБ и ТБ-3, а перед самой войной — Пе-2.

С началом Великой Отечественной войны в школе были сформированы, подготовлены и отправлены на фронт 9 авиаполков на самолетах Пе-2. Также в 1941–1942 гг. на базе школы под руководством Героя Советского Союза М.М. Расковой были сформированы 3 женских авиаполка, два из которых за боевые заслуги удостоились звания Гвардейских. В 1943 г. школе было присвоено имя знаменитой летчицы, а в победном 1945 г. школа летчиков была переименована в училище.

В самом конце 1954 г. Энгельсское училище летчиков в полном составе было передислоцировано в Тамбов и через 2 года получило наименование Тамбовского военного авиационного училища летчиков, а еще через три года — высшего авиационного училища.

Повышение статуса училища было обусловлено тем, что летчиков начали готовить для работы на новой реактивной технике. В 1957 г. в училище появились самолеты Ил-28, сменившие Пе-2 и Ту-2, а в 1963 г. — Л-29. В том же году состоялся первый выпуск л етч и ков-инженеров.

В конце 1970-х гг. училище перешло на более совершенную авиационную технику — самолеты Л-39, Ту-124LU и Ту-134 УБ-Л.

Летную подготовку курсанты проходили в учебных авиационных полках, входящих в состав училища: 643-й УАП (с 1952 г. — г. Тамбов, с 1978 г. — г. Тула). Полк готовил курсантов на самолетах Як-18 и Л-29. Это был единственный полк в ВВС, который за время своего существования ежегодно полным составом убывал в летние лагеря (Кирсанов, Новогородовка). Полк был расформирован в 1990 г.;

644-й УАП (был образован в 1952 г. в Мичуринске одновременно с 643-м полком). Полк до 1957 г. осуществлял обучение курсантов на самолетах Пе-2 (УТБ), затем на Ил-28 (1957–1979 гг.), Л-29 (1979–1992 гг.) и Л-39 (1992–1995 гг.). Во время летной подготовки использовались два лагерных аэродрома: Староюрьево и Первомайский. В 1995 г. 644-й УАП был переведен в состав Балашовского ВВАУЛ;

652-й УАП (г. Тамбов). Был образован в г. Энгельсе в 1952 г. как третий полк Энгельсской школы летчиков. В Тамбов переведен в 1954 г. До 1957 г. обучал курсантов старших курсов полетам на бомбардировщике Ту-2, затем — на Ил-28. В начале 1980-х гг. полк перешел на самолеты Ту-124 Ш и Ту-134 УБ-Л. В 1992 г. полк был передан в состав 43-го ЦБП и ПЛС ДА, а в 1998 г. — расформирован;

В 1990 г. из распоряжения Борисоглебского ВВАУЛ в состав ТВВАУЛ был передан 127-й УАП на самолетах Л-39, который был расформирован в 1995 г.

За большие заслуги в подготовке высококвалифицированных летных кадров училище в 1981 г. Указом президиума Верховного совета СССР было награждено орденом Красного знамени. А еще необходимо отметить, что за мужество и героизм, проявленные при защите рубежей и целостности ндшей Родины, 241 выпускник училища удостоен звания Героя Советского Союза (из них М. Гараев, М. Одинцов и В. Голубев — дважды), а Ю. Дейнеко и В. Оськин удостоены звания Героя России.

История Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза М.Расковой завершилась в 1995 г. после 75-го выпуска молодых лейтенантов. В тот же день, 23 октября, личный состав попрощался со знаменем училища.

Но авиационная жизнь Тамбова на этом не закончилась.

1 сентября 2000 г. на аэродроме Тамбов была сформирована 388-я УАЭ, а в 2002 г. — авиационная база 37-й воздушной армии Верховного главнокомандующего (стратегического назначения).

Не забыта и память о Тамбовском училище. На музейной стоянке авиабазы бережно хранятся самолеты, на которых некогда курсанты ТВВАУЛ учились летать. Продолжают служить и работать в авиации тысячи выпускников училища.

Многие из них имеют самое непосредственное отношение и к нашему журналу.

Отрадно, что летчики нашей Дальней Авиации, окончившие в свое время ТВВАУЛ, продолжают чувствовать себя единой семьей и ежегодно проводят встречи. Одна из встреч должна состояться в Тамбове 10 декабря — в тот самый момент, когда данный номер журнала выйдет из печати. Ее организует оргкомитет выпускников 1964 г. (второй выпуск летчиков-инженеров), возглавляемый А. Ильиным, О. Скрипачевым, М. Блиновым, А. Кочетковым, А. Кармановым и др.

Редакция журнала «Авиация и Космонавтика» поздравляет со славным юбилеем училища всех его выпускников, преподавателей, летчиков- инструкторов, штурманов, инженерно-технический состав, рабочих и служащих. Всех, кто долгие годы трудился во благо обороноспособности нашей Родины. Спасибо вам.

Наши рекомендации