Отступление от утвержденного архитектурного проекта (ст. 21.1 КоАП)
2.1.1.Отступление от утвержденного архитектурного проекта, допущенное при разработке строительного про-
. екта без согласования с разработчиками архитектурного проекта и утвердившим его органом (ч. 1 ст. 21.1)
2.1.2.То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.1)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать обязательные требования разработанного и утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия или бездействия — отступление от утвержденного архитектурного
проекта. Под архитектурным проектом в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» понимается система взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией, обеспечивающих представление о материальном образе объекта среды обитания, его размещении, физических параметрах и эстетических качествах.
Архитектурный проект — обязательная часть строительной документации, первая стадия проектирования, в соответствии с которой реализуется вторая его стадия — строительный проект. Строительный проект должен полностью соответствовать утвержденному архитектурному проекту. В архитектурном проекте определяются основные технические, технологические и экономические показатели объекта. Структура архитектурного проекта зависит от функционального назначения и сложности объекта. Архитектурный проект разрабатывается организациями, имеющими соответствующие лицензии, подвергается государственной экспертизе и утверждается в зависимости от источника финансирования строительства — органами государственного управления (государственными организациями) или заказчиками. Нормативными правовыми актами, в частности, Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положением о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 (в редакции постановления Совмина от 30.07.2009 г. № 1001 )102, установлена процедура разработки, экспертизы, утверждения данного проекта и внесения в него изменений. Согласно его положениям, возможно внесение изменений в первоначально разработанный и утвержденный проект, но только по согласованию с его разработчиком и утвердившим проект органом.
Таким образом, правонарушением признается только такое невыполнение положений архитектурного проекта, которое в установленном порядке не согласовано и (или) не утверждено.
Отступление может выразиться как в совершении активных действий (выполнении дополнительных архитектурных решений, не предусмотренных проектом, или самовольной замене сдних решений аналогичными другими), так и совершении бездействия (фактическом невыполнении предписаний проектной документации — неучете в строительном проекте). Правонарушением признается любое, даже незначительное, отступление от проектных требований. Они могут быть совершены как в виде одиночных, так и в виде множественных отступлений.
Обязательным условием правонарушения является совершение указанных деяний на специальной стадии проектирования — при разработке строительного проекта.
В то же время в ч. 2 данной статьи в качестве квалифицирующего признака предусмотрено повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение правонарушения, предусмотренного первой частью.
Субъектом правонарушения является специальный субъект — лицо, разрабатывающее строительный проект.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч. 1 в размере от восьми до двадцати базовых величин, по ч. 2 — в размере от пятнадцати до тридцати базовых величин.
2.2. Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него (ст. 21.2КоАП)
101) Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него, допущенные в ходе его реализации без согласования с разработчиками архитектурного и строительного проектов и органами, утвердившими строительный проект (ч. 1 ст. 21.2)
102) Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 2 ст. 21.2)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать установленный порядок внесения изменений в строительный проект и его точную реализацию.
Объективная сторона выражается в совершении деяний:
103) самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект;
104) отступление от него, допущенное в ходе его реализации без согласования с разработчиками архитектурного и строительного проектов и органами, утвердившими строительный проект.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» строительный проект — это система взаимосвязанных документов, разработанных в соответствии с нормативной документацией и на основе архитектурного и градостроительного проектов, инженерных изысканий, обеспечивающих непосредственную реализацию инвестиций в строительство (реконструкцию, реставрацию и благоустройство) объектов.
Разработка строительного проекта с отступлением от утвержденного архитектурного проекта подлежит обязательному согласованию с разработчиком архитектурного проекта и утвердившим проект органом.
Внесение изменений в утвержденный строительный проект допускается только по согласованию с разработчиком архитектурного и строительного проектов и утвердившим строительный проект органом. Таким образом, строительный проект — это основной пакет документов, на основании которого может вестись строительство. К нему предъявляются следующие требования:
105) он разрабатывается на последнем этапе проектирования;
106) он разрабатывается лицами, имеющими соответствующую лицензию;
107) согласуется со всеми иными предыдущими проектами (градостроительный и разработанный в соответствии с ним архитектурный), не противоречит им;
108) в случае возникновения отступлений от утвержденного архитектурного проекта на стадии его разработки требуется обязатель-
ное согласование с разработчиком архитектурного проекта и утвердившим проект органом;
1) утверждаемая часть строительного проекта подлежит обязательной государственной и предшествующей ей государственной экологической экспертизам при одностадийном проектировании (при отсутствии самостоятельной стадии архитектурного проектирования);
2) он требует утверждения, как и архитектурный проект, в зависимости от источника финансирования строительства — органами государственного управления (государственными организациями) или заказчиками;
3) при внесении в него изменений требуется получение согласия: разработчиков архитектурного проекта, разработчиков первоначального строительного проекта, переутверждение его в установленном порядке;
4) самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект не допускается. Самовольное — это значит без соблюдения всех ранее перечисленных процедур согласования и утверждения. Самовольное внесение изменений в строительный проект до его утверждения не образует состава правонарушения, гак как такой проект не подлежит утверждению.
Отступить от строительного проекта — это значит не придерживаться установленных в нем положений. Отступление может выразиться как в совершении активных действий (выполнить строительные решения, в нем не предусмотренные, или самовольно заменить одни строительные решения аналогичными другими), так и совершении бездействия (фактическое невыполнение предписаний проектной документации). Правонарушением признается любое, даже незначительное, отступление от проектных требований. Они могут быть совершены как в виде одиночных, так и в виде множественных отступлений. Количество отступлений на квалификацию деяния не влияет.
Обязательным условием деяния в виде отступления, влекущего ответственность, является его совершение в ходе реализации проекта.
Часть 2 устанавливает квалифицирующий признак — совершение действий, предусмотренных ч. 1, повторно в течение одного года
после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин, по ч. 2 — от пятнадцати до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятнадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
2.3. Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (ст. 21.3 КоАП)
109) Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации или иных обязательных требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры (ч. 1 ст. 21.3)
110) Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 2 ст. 21.3)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать обязательные технические требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Объективная сторона выражается в совершении деяний, нарушающих обязательные требования технических нормативных правовых актов, нормативной документации. Нарушаемые требования технических нормативных правовых актов должны относиться к области технического нормирования и стандартизации. Обязательным условием объективной стороны состава выступает совершение деяния при особых альтернативных условиях: при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры.
Нарушаемое деяние может совершаться в виде бездействия. Но не исключено сопровождение данного бездействия активными действиями, в частности, при ненадлежащем выполнении обязательных требований.
Нарушаемые обязательные требования закреплены в различных технических нормативных правовых актах. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации» (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.07.2008 г. № 407-3), к данным актам относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, технические условия.
В соответствии с техническим кодексом установившейся практики «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (ТКП 45-1.01-4-2005 (02250), утвержденным Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 июля 2005 г. № 172103, который обязателен для субъектов технического нормирования и стандартизации, участвующих в процессе технического нормирования и стандартизации в строительстве, определяются цели, принципы построения и общая структура Национального комплекса технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в строительстве, действующего в составе Системы тех-
103 Информационный бюллетень Минстройархитектуры Республики Беларусь. 2005. №8
нического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, и устанавливаются объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве, виды технических нормативных правовых актов, требования к их содержанию, а также ответственность за разработку этих актов и контроль за их соблюдением. В составе Национального комплекса разрабатываются технические нормативные правовые акты следующих видов: технические регламенты — TP; технические кодексы установившейся практики — ТКП; государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ; предварительные государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ П; технические условия, включая технические условия на опытные партии продукции, — ТУ. В состав Национального комплекса могут входить принятые в качестве государственных межгосударственные технические регламенты, межгосударственные и международные стандарты, межгосударственные своды правил (в статусе национальных технических кодексов установившейся практики), технические условия, в том числе технические условия стран СНГ, зарегистрированные в установленном порядке на территории республики.
Кроме того, обязательные правила могут содержаться в иных нормативных актах (документации), например, в строительных нормах (СНБ). Так, например, строительные нормы, касающиеся возможных нарушений в части анализируемой статьи, закреплены также в СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве», утвержденных Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 октября 1996 г. № 344 (в редакции Приказа Минстройархитектуры от 22.04.2009 г. № 131).
Технические нормативные правовые акты в строительстве различны. Они касаются как различных видов работ, применяемых материалов, так и объектов их применения. Они носят узкоспециальный характер. Примерами данных актов могут служить, в частности, технический кодекс установившейся практики «Технические свидетельства на применение в строительстве импортируемых строительных материалов и изделий. Основные положения и порядок выдачи» (ТКП 45-1.01-46-2006); технический кодекс установившей
ся практики «Строительство. Оценка технической компетенции испытательных подразделений. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-47-2006); технический кодекс установившейся практики «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок проведения» (ТКП 45-1.04-14-2005 (02250); государственный стандарт Республики Беларусь «Система проектной документации для строительства. Конструкции металлические. Правила выполнения чертежей марки КМ», СТБ ИСО 3147-2005 «Теплообменники. Контроль теплового баланса водяных или паровых первичных контуров. Принципы испытаний и требования к испытаниям»; СТБ ИСО 3148-2005 «Радиаторы, конвекторы и аналогичные устройства. Измерение тепловой мощности. Метод испытаний с использованием закрытой камеры с воздушным охлаждением»; СТБ ИСО 3150-2005 «Радиаторы, конвекторы и аналогичные устройства. Расчет тепловой мощности и представление результатов»; государственный стандарт Республики Беларусь «Изделия стальные гнутые для систем наружного водоотвода с кровель зданий и сооружений. Технические условия»; государственный стандарт Республики Беларусь «Изделия погонажные профильные поливинилхлоридные. Технические условия» и многие другие.
Часть 2 устанавливает квалифицированный состав — совершение деяний, предусмотренных ч. 1, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч. 1 в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати пяти до ста базовых величин, по ч. 2 — от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин.
2.4. Нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации (ст. 21.18 КоАП)
2.4.1. Нарушение должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа установленных сроков оформления и выдачи разрешительной документации, необходимой для размещения, проектирования и строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах, если иное не предусмотрено законодательными актами, а равно возложение на заказчика, застройщика обязанности по оказанию услуг, связанных с подготовкой, оформлением и согласованием такой документации
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать установленный порядок подготовки и выдачи инвестору, заказчику, застройщику разрешительной документации для размещения, проектирования и строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах.
Объективная сторона выражается в совершении альтернативных деяний — нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации и (или) возложение на заказчика, застройщика обязанности по оказанию услуг, связанных с подготовкой, оформлением и согласованием документации.
Документация касается размещения, проектирования и строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в населенных пунктах.
Порядок, условия и сроки выдачи данной документации установлены в Положении «О порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 г. № 223 (в редакции постановления Совмина от 06.05.2009 г. № 599).
В соответствии с п. 4 данного положения установлены требования к различным видам разрешительной документации на строительство.
Субъект правонарушения — должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа, нарушившее сроки или возложившее на заказчика, застройщика обязанности по оказанию услуг.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.