Сборка железобетонных опор
Железобетонные опоры собирают, как правило, в соответствии с технологическими картами, разработанными для каждого типа опоры, в которых указываются порядок выкладки деталей опор, стоек, траверс, ригелей и др., последовательность операций при сборке, а также рекомендуемые приспособления. Сборку опор производят на ровной площадке, очищенной от посторонних предметов. Сборка одностоечных опор заключается в установке траверс, тросостоек и ригелей, укладке заземляющего спуска (если предусмотрено проектом) и нанесении номерации.
Железобетонные стойки выкладывают на деревянные прокладки толщиной 150—180 мм. Выкладку производят, как правило, при разгрузке стоек бригадой после вывозки материалов на трассу. Стойки опор ВЛ напряжением до 10кВобычно выкладывает на подкладки сама бригада по сборке опор. Выложенная стойка не должна мешать подходу землеройной машины или подъемного крана.
При сборке одностоечных опор ВЛ 6-10кВсначала разворачивают стойку на подкладках так, чтобы отверстия для болтов крепления траверсы и верхушечного штыря были горизонтальны. Затем к стойке прикладывают верхушечный штырь так, чтобы отверстия в штыре и стойке совпали, вставляют два болта и заворачивают гайки. Под головку гаек подкладывают шайбы. Аналогично устанавливают и крепят одним болтом траверсу. Траверсы обычно поступают в собранном виде со штырями и подкосами. Нижние концы подкосов крепят к стойке болтом. На штыри наворачивают изоляторы. При сборке опор в населенной местности для двойного крепления проводов вместо верхушечного штыря устанавливают двухштырный оголовник, а вместо двухштырной траверсы применяют четырехштырную.
Сборку одностоечных двухцепных тросовых опор ВЛ 35-110кВначинают с выкладки деталей (рис. 53, а). Затем к стойке 2 крепят поочередно нижнюю, среднюю и верхнюю траверсы 3 (способы крепления траверсы .показаны на рис. 15) и устанавливают тросостойку. Последними операциями при сборке опор являются монтаж заземляющего спуска (если требуется по проекту), нумерация опоры и установка предупредительного плаката «Не влезай — убьет».
Собранную опору (рис. 53, б) подтаскивают к котловану по деревянным каткам или передвигают краном. Затем устанавливают ригели (рис. 53, в). Плоскость ригеля должна быть перпендикулярна плоскости траверс, поэтому для размещения ригелей делают небольшой котлован 7.
Сборку одностоечных опор В Л 35-110кВ, устанавливаемых с оттяжками, выполняют в ином порядке (рис. 54). Сначала стойку 4 подтаскивают к фундаменту, приподнимают ее нижний конец домкратом и укладывают на подкладку 5. На нижнем торце стойки закрепляют опорный узел 3. Затем к опорному узлу и к фундаменту прикрепляют на хомутах нижнюю/ и верхнюю 6 половины шарнира. При установке опоры вокруг шарнира поворачивают стойку и направляют ее опорный узел в фиксирующий штырь 2 фундамента. После монтажа шарнира, стойку выкладывают на остальные подкладки, устанавливают траверсы, тросостойку, детали крепления оттяжек и др.
Сборку А-образных угловых опор ВЛ до 10 кв выполняют следующим образом. Сначала стойки выкладывают на подкладки, верхушки стоек сближают, а нижние торцы их разводят на проектное расстояние. После этого стойки разворачивают отверстиями для болтов вверх и соединяют верхушки двумя трапецеидальными пластинами 2 с приваренными верхушечными штырями и четырьмя болтами (см. рис. 12). Затем на стойках с обеих сторон устанавливают траверсы, закрепляют на штырях изоляторы, а на стойках анкерные и опорные плиты. Непосредственно перед подъемом опоры устанавливают монтажную распорку.
Сборку А-образных анкерных опор ВЛ до 10 кв выполняют так же, как и угловых, только вместо траверс устанавливают подтраверсники, к которым затем крепят траверсу. Для установки траверсы верхушку
опоры поднимают краном или домкратом И устанавливают на подставки.
При сборке портальных опор с оттяжками сначала выкладывают и закрепляют в шарнирах торцы стоек. Затем на верхушках стоек устанавливают узлы крепления траверс и монтируют траверсу и тросостойки. На траверсе устанавливают конструкции для крепления гирлянд, а на тросостойках - детали крепления тросов. Для усиления жесткости опоры портал стягивают перекрестными монтажными растяжками. Тросовые оттяжки закрепляют одним концом на стойках и укладывают в бухты.
При приемке собранных опор проверяют соответствие опоры рабочим чертежам с учетом допускаемых отклонений. Например, для одностоечных опор допускается наклон траверсы не более 1/100 ее длины, а разворот траверс в плане от проектного положения - не более 100 мм (для конца траверсы). Особое внимание уделяют качеству болтовых соединений. Размеры болтов и, их антикоррозионное покрытие должны соответствовать проекту. Оси болтов должны быть перпендикулярны плоскости соединяемых элементов. Нарезная часть не должна входить более чем на 1 мм в тело соединяемых деталей. Головки болтов и гайки должны плотно прилегать к шайбам и соединяемым деталям. Количество шайб должно быть не более трех. Гайки должны быть туго затянуты, резьба закернена. Качество стыков проверяют щупом толщиной 0,3 мм. Щуп должен проходить в стык соприкасаемых элементов на глубину не более 20 мм.
Данные о собранных опорах заносят в журнал сборки опор с указанием основных отклонений от проекта. Приемка опор оформляется актом.
5. СБОРКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР
Подготовительные работы. Перед сборкой секции 2, 4 и 6 металлических опор, траверсы 5 и тросостойку 7 выкладывают на подкладки 3 в порядке, предусмотренном монтажной схемой и технологической картой сборки (рис. 55), Направление выкладки зависит от схемы подъема опоры. Как правило, опоры собирают вдоль оси линии и лишь в исключительных случаях — поперек оси. У переходов через инженерные сооружения или естественные препятствия опоры выкладывают вершиной в сторону этих сооружений и препятствий. На уклонах направление выкладки принимают обычно таким, чтобы тяговый механизм при установке опоры перемещался вниз по склону.
К подготовительным работам относится также исправление повреждений отдельных элементов секций. Легкие изгибы уголков решетки устраняют домкратом или специальным ключом без подогрева металла. При значительных изгибах металл перед правкой подогревают газовыми горелками до температуры 600—700° С. Нагретый металл выправляют струбциной, домкратом или специальным ключом. Выправка кувалдой запрещается во избежание расплющивания уголка и ослабления сварных швов. При отрыве уголков в местах сварки или частичном разрыве сварного шва старый сварной шов полностью срубают, поверхности тщательно зачищают до металлического блеска и сваривают заново. При большой деформации элементов или разрывах элементов решетки поврежденный участок вырезают и взамен приваривают новый, изготовленный из стали, того же сортамента.
Укрупнительная сборка. Сборке крупногабаритных портальных и АП-образных опор предшествует обычно укрупнительная сборка их отдельных частей: стволов, траверс, подкосов и др. Общую сборку опор из отдельных частей или секций, полученных при укрупнительной сборке, выполняют при следующем этапе работ.
Укрупнительная сборка включает следующие операции: предварительную выкладку секций, соединение узлов на временных сборочных болтах, рассверливание отверстий в стыках до проектного размера, соединение узлов на расчетных болтах и выверку собранной конструкции.
Некоторые заводы металлоконструкций выпускают секции опор с отверстиями в соединительных узлах, рассверленными сразу на расчетный диаметр (с контрольной сборкой на заводе). В этом случае соединение узлов при сборке выполняют сразу на расчетных болтах.
Для рассверливания отверстий применяют обычно пневматические сверлилки, работающие от передвижных компрессоров. Диаметр отверстия не должен превышать диаметра болта более чем на 1,5—2 мм, овальность отверстий допускается для болтов диаметром до 22 мм не более 1 мм, для болтов диаметром до 25 мм не более 1,2 мм и для болтов диаметром 27—30 мм не более 1,5 мм. Забракованные отверстия могут быть рассверлены под больший диаметр или заварены и> рассверлены вновь. Качеству болтовых соединений уделяют особое внимание, и основные требования к ним одинаковы как для железобетонных, так и для металлических опор. Укрупнительную сборку опор болтового типа, поставляемых в пакетах, выполняют двумя методами: сборкой на нижнюю грань и сборкой параллельных граней.
При первом методе два нижних поясных уголка нижней секции шарнирами крепят к двум установленным подножникам со стороны выкладки опоры. Шарнир (рис. 56) для установки металлических опор состоит из двух сварных пластин. Нижнюю пластину 3 крепят к анкерным болтам 2 подножников 1 или свай, верхнюю 5 к опорному башмаку (пяте) 6 опоры. Пластины соединяют осью 4, вокруг которой поворачивается опора при подъеме.
На верхних концах поясиых уголков устанавливают уголки поперечной диафрагмы, к которым, в свою очередь, крепят, остальные два поясных уголка. После этого между поясными уголками устанавливают и при-балчивают раскосы решетки сначала в боковых, а затем в нижних и верхних гранях секции. Поясные уголки второй секции часто сразу же крепят к верхним узлам первой секции, а затем заполняют решетку в той же последовательности, наращивая опору снизу вверх — от фундамента к вершине. Аналогично собирают и остальные секции ствола, траверсы и тросостойки.
Этот метод обеспечивает точность сборки нижних секций по отношению к фундаментам и исключает последующие трудоемкие операции по установке опор на шарниры.
При укрупнительной сборке болтовых опор методом параллельных граней поясные уголки нижней секции попарно выкладывают на подкладках в горизонтальной плоскости. Затем из элементов решетки на каждой паре уголков собирают боковые грани секции. Боковые грани кранами раскантовывают а устанавливают вертикально, после чего собирают верхние и нижние грани, прибалчивая соответствующие элементы решетки к поясным уголкам. Пяты нижней секции устанавливают в шарниры на двух подножниках. Так же собирают верхние секции.
При наличии специального автотранспорта и погрузочных средств укрупнительную сборку болтовых опор выполняют на монтажных площадках и вывозят на трассу укрупненные части: стволы, траверсы, крупногабаритные секции и др.
Общая сборка.Порядок общей сборки опор определяется в основном конструкцией опоры, а также готовностью фундамента к моменту начала сборки. Технология выполнения операций общей сборки такая же, как н при укрупнителыюй сборке.
Общая сборка одностоечных опор заключается в сборке ствола из секций и присоединении к стволу траверс и тросостойки. Сначала нижнюю секцию ствола закрепляют на шарнирах на двух подножниках фундамента. Затем к нижней секции крепят среднюю. Для этого среднюю секцию захватывают краном и сближают с нижней, наводят (совмещают) стыки и соединяют секции на временных монтажных болтах. Затем рассверливают отверстия до проектных размеров и устанавливают расчетные болты. Некоторые опоры сразу собирают на расчетных болтах. Таким же способом соединяют в ствол следующие секции и тросостойку. После сборки ствола к нему прикрепляют траверсы: сначала нижние, затем средние и, наконец, верхние. Собранную опору выверяют по чертежам с учетом допускаемых отклонений и исправляют дефекты отдельных элементов, поврежденных в процессе сборки. Затем восстанавливают поврежденную окраску, если опора поступила на трассу окрашенной, или красят опору.
При общей сборке опор портального типа сначала закрепляют пяты обоих стволов в шарнирах на подножниках фундамента и собирают стволы опор. Затем присоединяют траверсу к стволам, устанавливают подкос и тросостойки и выверяют размеры опоры.
Данные о сборке и выверке опор заносят в журнал сборки опор, который подписывают прораб (или мастер) и бригадир бригады сборщиков.
6. УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНОВ ПОД ФУНДАМЕНТЫ
Разбивка котлованов.Основными данными для разбивки котлованов на местности являются: геометрические размеры и тип фундаментов, характеристика грунта, способ разработки грунта и глубина котлована. Исходной точкой для разбивки является центровой знак. Разбивку котлованов выполняют по чертежу или, схеме при помощи геодезического инструмента — теодолита и стальной мерной ленты или рулетки. Для обозначения осей котлована забивают колья длиной 0,5—0,7 м, а для отметки контура котлована поверху — деревянные колышки или металлические шпильки. Размеры котлована вверху должны быть больше, чем внизу, учитывая крутизну откосов, которую допускает грунт. Угол, или крутизна откоса (рис. 57), зависит от отношения высоты откоса Л и его основания, равного длине проекции на горизонталь линии, соединяющей верхнюю и нижнюю точки откоса. Угол откоса, при котором не происходит оползание грунта, называется естественным откосом. Для песчаных грунтов естественный откос находится в пределах от 1:0,5 до 1:1, а для глинистых грунтов — от 1:0,25 до 1:0,85. Рытье котлованов с крутизной откосов больше естественного может привести к обвалу грунта. В этих случаях необходимо крепить стенки котлована. Разбивку котлованов для широкобазой стальной промежуточной опоры выполняют в следующем порядке (рис. 58,а). Сначала устанавливают теодолит над центровым знаком и разбивают ось ВЛ и перпендикуляр к ней, для чего наводят визирную трубку теодолита на центры предыдущей и последующей опор и обозначают кольями ось линии А—А. Затем поворачивают визирную трубку на 90° и разбивают ось Б—Б.
Колья для обозначения осей забивают на расстоянии не менее 10 м от границ будущего котлована и сохраняют их до окончания всех работ по монтажу опоры, включая выверку. Поэтому оси А—А и Б—Б часто называют «сторожкой». По оси А—А отмеряют от центра расстояние, равное половине величины расстояния между центрами подножников по оси трассы и отмечают его колышками. С точек // и ///, куда переносят теодолит, разбивают оси, В—В и Г—Г (параллельно Б—Б) и также обозначают их колышками. На осях В—В и Г—Г сначала разбивают центры подножников — на расстоянии равном половине величины расстояния между центрами подножников поперек оси трассы. Затем с учетом допустимой крутизны откосов и глубины котлована размечают контуры котлована. Следует учесть, что для некоторых типов опор расстояние а не всегда равно Ь, и размеры котлованов относительно оси трассы попарно также не равны. Разбивку котлованов для угловой опоры (рис. 58,6) выполняют по вспомогательным осям — биссектрисе угла поворота и перпендикуляру к ней. Для этого теодолит устанавливают над центровым знаком, наводят визирную трубку на центры предыдущей и последующей опор и уточняют угол поворота ВЛ. Затем устанавливают визирную трубку по биссектрисе угла поворота ВЛ, разбивают и обозначают ось А—А. Повернув визирную трубку на 90° по отношению к оси А—А, разбивают и обозначают ось Б—Б. После этого на осях В—В и Г—Г разбивают контуры котлованов (с учетом допустимой крутизны откосов). У некоторых типов угловых опор подножники с внешней стороны угла поворота ВЛ больше, чем с внутренней,
поэтому размеры котлованов таких опор не одинаковы. Кроме того, некоторые типы угловых портальных опор устанавливают со смещением центра опоры внутрь угла поворота трассы. При разработке котлованов для одностоечных деревянных и железобетонных опор буровыми машинами
разбивка котлованов не требуется, так как центр бурового механизма просто совмещают с центром опоры (центровым знаком). При бурении котлованов под сложные опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт,
размечают только оси котлованов и центры для направления рабочего органа машины. Контуры котлованов не разбивают.
Для свайных фундаментов определяют положение центров погружаемых свай. Четыре сваи фундамента под одностоечную опору обычно располагают по углам прямоугольника или квадрата. Для разметки центров свай применяют металлические или деревянные шаблоны, представляющие собой жесткую раму с отверстиями, через которые забивают колышки для обозначения центров свай. После снятия шаблона колышки остаются в грунте. Для ориентирования шаблона по центру опоры и оси трассы применяют теодолит.
Разработка котлованов.При разработке котлованов буровыми машинами буровой механизм устанавливают над центром котлована и выверяют его направление. Для разработки вертикальных котлованов буровой механизм устанавливают вертикально, а при разработке котлованов под А-образные опоры - под необходимым углом кгоризонту.
Шнековые буровые машины (типа МРК) разрабатывают котлован за один проход (погружение) рабочего органа в грунт. Выброс разработанного грунта происходит непрерывно по мере заглубления бура. Буровые машины (ГБС и БМ) с лопастными рабочими органами разрабатывают котлованы за несколько проходов глубиной по 0,3—0,5 м. При этом машинист периодически поднимает буровую головку с грунтом из котлована (без вращения) и сбрасывает грунт с лопастей при увеличенных оборотах штанги. Разбросанный грунт с краев котлована отодвигают вручную лопатами при поднятой вверх, и заторможенной штанге. При разработке глинистых грунтов, налипающих" на лопасти, очистку буровой головки производят только после остановки. Находиться под бурильной штангой во время ее опускания нельзя. Глубину котлованов промеряют деревянной рейкой с делениями. В некоторых буровых машинах имеются штанги с насечками, по которым можно ориентировочно определить величину заглубления бура.
При разработке котлованов ковшовыми экскаваторами (рис. 59) вынутый грунт укладывают на расстоянии 0,5—0,8 м от бровки котлована так, чтобы он не мешал последующему монтажу подножников. Разработку нижних слоев грунта ведут с недобором на 100—200 мм, чтобы не нарушить естественную структуру грунта основания. Недобранный слой разрабатывают вручную непосредственно перед установкой подножников. При случайном заглублении против проекта одного из котлованов (для фундамента с четырьмя подножниками) остальные котлованы выравнивают по первому—с перебранным грунтом.
Дно котлованов выравнивают по уровню, срезая грунт. Небольшие неровности до 50 мм допускается засыпать песком и 'тщательно утрамбовывать. Дно котлованов под анкерные плиты для крепления оттяжек выравнивают по шаблону в соответствии с проектным уклоном.
При разработке котлованов в увлажненных грунтах грунтовые воды откачивают насосами. Если приток воды угрожает размывом откосов, котлован ограждают шпунтовыми стенками из деревянных досок. Возможно также уменьшение глубины котлованов с установкой подножников выше горизонта грунтовых вод. В этом случае после установки фундаментов делают дополнительную присыпку сверху — банкетку (см. рис. 23,г).
Разработку котлованов экскаваторами в зимний период выполняют, предварительно разрыхлив мерзлый слой буровыми машинами, специально оборудованными для резания мерзлых и твердых грунтов, или отбойными молотками. При температуре воздуха ниже —5°С рытье котлованов производят не раньше чем за 1—2 суток до установки фундаментов. Если котлованы разрабатывают заранее, чтобы предотвратить вымораживание основания котлованов, грунт недобирают на 0,2—0,5 м. Оставшийся слой грунта предохраняют от промерзания листьями или хвоей и срезают непосредственно перед установкой подножников.
Земляные работы в местах, где имеются подземные коммуникации, выполняют только вручую и в присутствии представителей организаций, эксплуатирующих эти коммуникации. В населенной местности в целях безопасности котлован огораживают, а в ночное время на ограждении устанавливают освещение.
Разработку котлованов ковшовыми экскаваторами выполняют для сборных и монолитных фундаментов и сложных деревянных опор с ригелями, а также при отсутствии буровых машин.
При разработке котлованов в скальных немонолитных грунтах скалу разрыхляют взрывным способом. По контуру и площади котлована через 0,5—0,7 м высверливают шпуры, в которые закладывают взрывчатку. Глубина заложения шпуров зависит от крепости породы и глубины котлована. Силу взрыва рассчитывают из условия рыхления скалы без выброса. Разрушенную породу разрабатывают экскаватором, а дно котлована зачищают отбойными молотками.
Взрывные работы разрешается выполнять только специально обученным и имеющим разрешение лицам при обязательном присутствии прораба или мастера. Производить взрывные работы разрешается только в дневное время.