Тема 1.5. Нормативная классификация гражданских судов
Принципы нормативной классификации гражданских судов.
Нормативная классификация реализуется через присвоение судну определенного технического статуса, называемого «классом судна». Присвоение класса осуществляется классификационным обществом - организацией, которой доверено осуществлять контроль за постройкой и эксплуатацией гражданских судов. В Российской Федерации это – Российский морской регистр судоходства.
оссийский морской регистр судоходства
Сущность классификации судов заключается в развитии и применении правил классификации и постройки судов, которые в сочетании с надлежащей эксплуатацией судов и их обслуживанием обеспечивают:
- эффективную работу всех элементов судна, обеспечивающих безопасность людей на борту и сохранность груза при нахождении судна в море, на якорной стоянке и в порту;
- конструктивную прочность и непроницаемость корпуса и надстроек судна;
- безопасность и надежность пропульсивной установки и судовых устройств.
Присвоение классификационным обществом судну определенного класса означает подтверждение соответствия судна применимым требованиям правил Общества, а его технического состояния — определенным условиям эксплуатации судна под техническим надзором Общества на период действия класса, установленный Обществом.
Впервые классификация судов начала применяться во второй половине XVIII столетия, когда она представляла собой обычную регистрацию судов с указанием немногих основных характеристик. В настоящее времени это — система символов и словесных характеристик, позволяющая в удобном для использования в различной документации сокращенном виде характеризовать совокупность технических характеристик судна и его приспособленность для выполнения определенных эксплуатационных функций.
Большинство нормативных документов устанавливают требования общегохарактера, применимые к любым судам, и частного характера, применяемые к отдельным классам судов с особыми условиями эксплуатации, выделяющими их из общей массы морских судов.
Основополагающим критерием «жесткости» требований, предъявляемых к морскому судну, является отнесение его к одному из трех классов:
- пассажирское;
- специального назначения;
- грузовое.
Пассажирское судно — судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.
Пассажир — всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года.
Судно специального назначения — самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 чел., включая пассажиров (под указанными судами понимаются научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда; китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.).
Специальный персонал — все лица, не являющиеся пассажирами, членами экипажа и находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна или по причине специальных работ, производимых на борту данного судна.
Грузовое судно — любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).
В пределах этих групп судов нормативные требования могут варьироваться в зависимости от различных факторов. (Например, существуют различия в требованиях относительно противопожарной защиты для пассажирских судов, между судами, перевозящими 36 и более пассажиров и судами с меньшей пассажировместимостью. Подобную дифференциацию, зависящую от численности спецперсонала можно найти и в требованиях к судам специального назначения. Часто требования изменяются дискретно в зависимости от регистрового тоннажа судна, его длины и т.п.).
Вторым критерием служит район плавания, поскольку с этим географическим понятием связана степень воздействия сил природы на судно и возможность судна противостоять таким воздействиям.
Суда могут иметь неограниченный район плавания, т.е. плавать в любой, возможной для навигации, точке Мирового океана.
Судам, предназначенным для эксплуатации на сравнительно небольшом удалении от берега, устанавливаются ограничения, определяемые гидрометеорологическими условиями в предполагаемых районах плавания –ограничения по району плавания.
Для морских судов, эксплуатирующихся в ледовых условиях, устанавливаются особые требования к прочности корпуса и мощности главных механизмов.
Третьим критерием может служить отнесение судна к судам различного назначения, особенности которых необходимо учитывать специально.
Рассмотрим особенности классификации судов на примере Правил Российского морского регистра судоходства.
Условия присвоения определенного класса морскому судну изложены в Части 1. Классификация. Правил классификации и постройки морских судов РМРС.
Присваиваемый Регистром судну или плавучему сооружению класс состоит из основного символа, дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна или плавучего сооружения.
Основной символ, присваиваемого Регистром судну класса, состоит из знака , что означает, что корпус и механизмы соответствуют требованиям Регистра.
Дополнительные знаки:
- знаки категории ледовых подкреплений для судов, плавающих в различных ледовых условиях:
Для ледоколов Icebreaker6 - Icebreaker9;первые предназначены для эксплуатации в портовых водах при толщине льда до 1,5 м, последние – для арктических вод при толщине льда до 4.0 м.
Для прочих судов ледового плавания: Ice1 - Ice3 –неарктические суда, способные плавать в замерзающих неарктических морях, Arc4 – Arc9 –арктические суда, способные плавать в арктических морях.
Ко всем этим судам предъявляются повышенные требования к прочности и, частично, к форме корпуса, а также к мощности главных двигателей.
- знаки деления на отсеки , , - показывают количество отсеков, при одновременном затоплении которых выполняются соответствующие требования Регистра к непотопляемости судна.
- знаки ограничений по району плавания:
Неограниченный район плавания обозначается отсутствием какого-либо символа.
R1(restricted area) – ограниченный первый - плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль;
R2 -ограниченный второй - плавание в морских районах на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 7,0 м, с удалением от места убежища не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;
R2-RSN (restricted area–river-sea navigation) - ограниченный район — смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 6,0 м, с удалением от места убежища:
- в открытых морях не более 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль;
- в закрытых морях не более 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль;
R3-RSN ограниченный район - смешанное (река-море) плавание на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 3,5 м, с учетом конкретных ограничений по району и условиям плавания, обусловленных ветро-волновыми режимами бассейнов, с установлением при этом максимально допустимого удаления от места убежища, которое не должно превышать 50 миль;
R3ограниченный район - портовое, рейдовое и прибрежное плавание в границах, установленных Регистром в каждом случае.
Berth-connected ship – стоечное судно – несамоходное судно для стационарного размещения на акватории, устанавливаемой Регистром.
Знаки автоматизации AUT1, AUT2и др., соответствующие степени автоматизации управления механической установкой судна.
Знак управления одним вахтенным на мостике OMBO(one men bridge operation) означает, что навигационное оборудование, установленное на ходовом мостике, позволяет управлять судном одному человеку.
Кроме вышеперечисленных знаков Правила Регистра предусматривают большое разнообразие дополнительных знаков, характеризующих особенности конструкции судна: знаки наличия систем динамического позиционирования, наличия средств борьбы с пожарами на других объектах, наличия вертолетного вооружения и т.п.
Судам, соответствующим определенному объему требований Правил Регистра, учитывающих конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации, к основному символу класса добавляется соответствующаясловесная характеристика:
и другие.
Пример обозначения класса РМРС морского судна:
Arc4 AUT1 OMBO Сontainer ship
корпус и механизмы судна соответствуют Правилам Регистра, судно имеет ледовые подкрепления категории Arc4, одноотсечный стандарт непотопляемости, степень автоматизации механической установки AUT1, навигационное оборудование позволяет управлять судном одному вахтенному на мостике, конструктивные особенности судна соответствуют требованиям, предъявляемым к контейнеровозам.