Самовольное строительство (ст. 21.12 КоАП)

3.5.1. Самовольное строительство жилых домов, произ­водственных, хозяйственных, культурно-бытовых или

иных строений и сооружений

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие соблюдать уста­новленный порядок строительства. Правовое регулирование этих отношений, установление обязательных правил необходимо с целью обеспечения безопасности строений и сооружений. Дополнительным объектом являются общественные отношения в области установлен­ного порядка управления сферой строительства.

Объективная сторона правонарушения выражается в соверше­нии деяний в форме бездействия, проявляющегося в активном дей­ствии, — самовольном строительстве.

Согласно ст. 223 ГК самовольным строительством является дея­тельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, пе­рестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

1. на самовольно занятом земельном участке;

2. на земельном участке, используемом не по целевому назна­чению либо предоставленном государственным органом, не имею­щим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участ­ка возможно только по результатам аукциона, и (или) предостав­ленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с зако­нодательными актами требуется его проведение;

3. без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строитель­ных норм и правил, если иное не установлено Президентом Респуб­лики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ок­тября 2006 г. № 1387 утвержден перечень документов, представляе­мых заказчиком, застройщиком в орган государственного строитель­ного надзора для получения разрешения на производство строитель­но-монтажных работ, и перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строи­тельного надзора на производство строительно-монтажных работ106.

Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть выдано на выполнение всех ви­дов строительно-монтажных работ или на выполнение отдельных этапов с последующей выдачей разрешения на производство работ в полном объеме.

Порядок проведения реконструкции одноквартирных, блокиро­ванных жилых домов и нежилых построек на придомовой террит»?- рии утвержден постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 31 декабря 2006 г. № 1805 (в редакции постановления Сов­мина от 02.08.2008 г. № 1 ЮЗ)'07, согласно которому реконструкция производится на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа с разработкой и согласованием в уста­новленном порядке проекта, а также при необходимости проведени­ем его государственной вневедомственной экспертизы; получением положительных заключений либо согласований: территориального органа архитектуры и градостроительства в соответствии с его ком­петенцией по проекту реконструкции; государственной вневедом­ственной экспертизы по проекту инженерного оборудования (при подключении помещений жилого дома и нежилых построек к мест­ным централизованным инженерным сетям и устройстве локальных инженерных систем); государственной вневедомственной эксперти­зы по проекту на реконструкцию (для жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров); Министерства культуры, если зда­ние внесено в Государственный список историко-культурных ценно­стей Республики Беларусь.

106Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 5/24122.

107Там же. 2007. № 5/24535.

В ст. 223 ГК установлены последствия самовольного строитель­ства.

Состав правонарушения материальный.

Субъект правонарушения — любое лицо, осуществившее само­вольное строительство.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального пред­принимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридиче­ское лицо — до пятисот базовых величин.

3.6. Нарушение законодательства в сфере строитель­ства (ст. 21.19 КоАП)

3.6.1. Строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди стро­ительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных ра­бот без наличия проектно-сметной документации, раз­работанной в установленном порядке, если иное не пре­дусмотрено законодательными актами, либо по проект­но-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие соблюдать строи­тельные правила, связанные с использованием проектно-сметной документации.

Объективная сторона выражается в деянии в форме дей­ствия — строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставра­цию, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строи­тельно-монтажных работ, но:

• при отсутствии проектно-сметной документации, разработан­ной в установленном порядке;

· по проектно-сметной документации, не прошедшей обязатель­ную государственную экспертизу;

· по проектно-сметной документации, не утвержденной в уста­новленном порядке.

Строительная деятельность осуществляется на основании разра­ботанной и утвержденной в установленном порядке проектно-смет­ной документации, прошедшей экспертизу.

Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а смета определяет цену работ.

Порядок разработки проектной документации на различные виды строительных работ устанавливается специальными нормативными правовыми актами в области строительства. В частности, порядок разработки проектной документации на реконструкцию, модерниза­цию жилых и общественных зданий и сооружений и требования к ней установлен строительными нормами Республики Беларусь «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и соору­жений» (СНБ 1.04.02-02), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2002 г. № 342 «Об утверждении и введении в действие нормативно-техни­ческого документа».

В соответствии с указанным актом по ряду работ разработка про­ектно-сметной документации не требуется. Пунктом 4.9 установле­но, что при выполнении работ по текущему ремонту объектов, в том числе в сельской местности, составляется только дефектный акт и на его основании смета. Разработка проектной документации и ее экс­пертиза при текущем ремонте не требуются. Вместе с тем наличие сметы, определяющей виды, состав и стоимость работ, в таком слу­чае является обязательным.

Законодательством предусматриваются случаи, когда государ­ственная экспертиза проектно-сметной документации не является обязательной. В частности, в п. 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управ­ления строительной отраслью и ее функционирования» перечисле­ны данные случаи. Не является обязательной государственная экс­пертиза проектно-сметной документации по:

· ремонту и модернизации зданий (отдельных помещений), ин­женерные решения которой не затрагивают несущей способности конструкций;

· привязке типовых проектов, повторно применяемых индиви­дуальных проектов жилых домов и объектов социально-культурно­го, бытового назначения (за исключением результатов инженерных изысканий и проектных решений по привязке фундаментов зданий к грунтам основания);

· строительству одноквартирных жилых домов III уровня ответ­ственности.

В случаях, предусмотренных названным Указом, допускается также осуществление строительно-монтажных работ до утвержде­ния проектно-сметной документации. Например, п. 1.4 установлено, что при выделении в строительном проекте этапов работ по строи­тельству объекта проектные работы выполняются одновременно со строительством объекта (параллельное проектирование и строитель­ство объекта). Решение о параллельном проектировании и строитель­стве объекта принимается заказчиком, застройщиком, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, и указывается в задании на проектирование.

Порядок проведения государственной экспертизы градострои­тельных, архитектурных и строительных проектов установлен По­ложением о порядке проведения государственной экспертизы гра­достроительных, архитектурных и строительных проектов, обосно­ваний инвестирования в строительство, а порядок согласования и утверждения проектной документации, утверждения градострои­тельных проектов — также соответствующим Положением. Назван­ные акты утверждены постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы гра­достроительных, архитектурных и строительных проектов, обосно­ваний инвестирования в строительство и Положения о порядке со­гласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов» (в редакции постановления Совета Министров от 30.07.2009 г. № 1001).

Субъект правонарушения — физическое лицо.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до трехсот базовых величин.

Наши рекомендации