Самовольное строительство (ст. 21.12 КоАП)
3.5.1. Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или
иных строений и сооружений
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать установленный порядок строительства. Правовое регулирование этих отношений, установление обязательных правил необходимо с целью обеспечения безопасности строений и сооружений. Дополнительным объектом являются общественные отношения в области установленного порядка управления сферой строительства.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении деяний в форме бездействия, проявляющегося в активном действии, — самовольном строительстве.
Согласно ст. 223 ГК самовольным строительством является деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:
1. на самовольно занятом земельном участке;
2. на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
3. без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1387 утвержден перечень документов, представляемых заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, и перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ106.
Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть выдано на выполнение всех видов строительно-монтажных работ или на выполнение отдельных этапов с последующей выдачей разрешения на производство работ в полном объеме.
Порядок проведения реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой террит»?- рии утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 1805 (в редакции постановления Совмина от 02.08.2008 г. № 1 ЮЗ)'07, согласно которому реконструкция производится на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа с разработкой и согласованием в установленном порядке проекта, а также при необходимости проведением его государственной вневедомственной экспертизы; получением положительных заключений либо согласований: территориального органа архитектуры и градостроительства в соответствии с его компетенцией по проекту реконструкции; государственной вневедомственной экспертизы по проекту инженерного оборудования (при подключении помещений жилого дома и нежилых построек к местным централизованным инженерным сетям и устройстве локальных инженерных систем); государственной вневедомственной экспертизы по проекту на реконструкцию (для жилых домов высотой более двух этажей (более 10 метров); Министерства культуры, если здание внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
106Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 5/24122.
107Там же. 2007. № 5/24535.
В ст. 223 ГК установлены последствия самовольного строительства.
Состав правонарушения материальный.
Субъект правонарушения — любое лицо, осуществившее самовольное строительство.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
3.6. Нарушение законодательства в сфере строительства (ст. 21.19 КоАП)
3.6.1. Строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие соблюдать строительные правила, связанные с использованием проектно-сметной документации.
Объективная сторона выражается в деянии в форме действия — строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ, но:
• при отсутствии проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке;
· по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу;
· по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.
Строительная деятельность осуществляется на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а смета определяет цену работ.
Порядок разработки проектной документации на различные виды строительных работ устанавливается специальными нормативными правовыми актами в области строительства. В частности, порядок разработки проектной документации на реконструкцию, модернизацию жилых и общественных зданий и сооружений и требования к ней установлен строительными нормами Республики Беларусь «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений» (СНБ 1.04.02-02), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.09.2002 г. № 342 «Об утверждении и введении в действие нормативно-технического документа».
В соответствии с указанным актом по ряду работ разработка проектно-сметной документации не требуется. Пунктом 4.9 установлено, что при выполнении работ по текущему ремонту объектов, в том числе в сельской местности, составляется только дефектный акт и на его основании смета. Разработка проектной документации и ее экспертиза при текущем ремонте не требуются. Вместе с тем наличие сметы, определяющей виды, состав и стоимость работ, в таком случае является обязательным.
Законодательством предусматриваются случаи, когда государственная экспертиза проектно-сметной документации не является обязательной. В частности, в п. 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования» перечислены данные случаи. Не является обязательной государственная экспертиза проектно-сметной документации по:
· ремонту и модернизации зданий (отдельных помещений), инженерные решения которой не затрагивают несущей способности конструкций;
· привязке типовых проектов, повторно применяемых индивидуальных проектов жилых домов и объектов социально-культурного, бытового назначения (за исключением результатов инженерных изысканий и проектных решений по привязке фундаментов зданий к грунтам основания);
· строительству одноквартирных жилых домов III уровня ответственности.
В случаях, предусмотренных названным Указом, допускается также осуществление строительно-монтажных работ до утверждения проектно-сметной документации. Например, п. 1.4 установлено, что при выделении в строительном проекте этапов работ по строительству объекта проектные работы выполняются одновременно со строительством объекта (параллельное проектирование и строительство объекта). Решение о параллельном проектировании и строительстве объекта принимается заказчиком, застройщиком, если иное не определено законодательством или инвестиционным договором, и указывается в задании на проектирование.
Порядок проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов установлен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, а порядок согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов — также соответствующим Положением. Названные акты утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положения о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов» (в редакции постановления Совета Министров от 30.07.2009 г. № 1001).
Субъект правонарушения — физическое лицо.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — от двадцати до трехсот базовых величин.