Крепостная стена-душа Смоленска
В.А. Звездаева
Я знаю секрет, как увидеть свой Смоленск совершенно новыми глазами, словно бы издали или после долгой разлуки, - точно совсем незнакомый город.
Для этого надо побродить по нему ночью, а еще лучше - на рассвете, в пустоте, гулкости и тишине улиц.
Тогда так ясно, так четко представляется довоенный Смоленск, так легко на месте сегодняшних зданий, корпусов, широких бульваров память подставляет то ушедшее, что сохранилось в сердце уже немногих людей из уходящего военного поколения.
В одну из таких вылазок особенно жалко стало в общем-то обыкновенного особнячка на углу улиц Тухачевского и Красногвардейской, где сейчас стоит и высокий, и приглядный, И современный дом. Но "сердце-то знает", что в этом малоприметном особнячке, принадлежащем Людмиле Ивановне Шестаковой, сестре великого Глинки, и он сам гащивал осенью и зимой 1847/48 года. Играл, сочинял, живя, по его собственным словам, "тихо и домоседно" , "где составлялся кружок милых и искренне любивших его приятелей".
Но ходишь-то по сегодняшним улицам. И хочешь не хочешь, сравниваешь. Как жаль того, уже мало кому известного Смоленска. Но и как радостно за Смоленск, возродившийся из ничего - подобно сказочной птице Феникс на нашем гербе.
В каждом городе есть место, где душа его раскрывается с наибольшей полнотой. В Москве это прежде всего Красная площадь, но и памятник Пушкину; в литовской Паланге - ее знаменитый мол; в столице партизанской Белоруссии - монумент Победы; Ригу, "каменную книгу", как называл ее Рыленков, всего полнее прочтешь в ее старинных узких улочках, глядя на Домский собор, древнюю Пороховую башню или какой-нибудь стариннейший Дом черноголовых.
Для смолян таким священным местом является прежде всего знаменитая наша крепостная стена, "ожерелье всея Руси", "красота неизглаголенная", по словам Бориса Годунова.
Стену иногда ошибочно называют кремлем. Но кремль - это крепость внутри города. Так когда-то вокруг Московского Кремля высились могучие стены Белого города.
Едва ли каждому смолянину известно, что крепостная стена - это единственное в своем роде на Руси конца шестнадцатого - начала семнадцатого века фортификационное сооружение, обладавшее не только выдающимися военно-инженерными качествами, но и выразительнейшим архитектурным обликом.
Известно и то, что строилась она около шести лет - невиданный в то время срок! Вспомним, что Великая китайская стена возводилась две тысячи лет. Работало на сооружении Смоленской стены пятнадцать тысяч человек, привлеченных "со всея Руския земли". Это были не только мастера каменщики и кирпичники, но и горшечники. Около трех тысяч подвод непрерывно подвозили к месту стройки бутовый камень, известь, дубовые сваи из подмосковной Рузы, Белого, Старицы, дворцовых сел Ельни и Каспли. Предание донесло до нас, что существовал как бы живой конвейер - цепочка людей передавала кирпич от сараев, где они изготовлялись, к строящейся стене.
Интересно, что в годы строительства, с 1596 по 1602, на Руси вообще было запрещено возводить не только каменные палаты, но и церкви, и даже под страхом смертной казни воспрещалось класть печи, делать плиты для могил, жернова, точила, горшки, кувшины ...
"Град" создавался "наспех", "наскоро", так как истекали сроки перемирия между Русью и самым главным ее врагом на западной границе - польской шляхтой.
Возводить это грандиозное сооружение было поручено прославившему себя к тому времени зодчему и градостроителю, розмыслу Федору Коню, происходившему из дорогобужских крестьян.
Так вот и бережно храня в памяти все это, мы числим свою крепостную стену еще и врачевательницей: приходим к ее подножию в затруднении, ищем в ее величественном облике ответы на многие вопросы.
Стараешься пробежать вдоль стены на каком-либо ее участке среди дня; влечешься сердцем на ее высокие валы, когда что-то не спорится, не ладится.
И только взойдешь на излучину приднепровских высот, на самый край луки, выходящей к Днепру, только вберешь в себя простор, волю вольную, как постепенно отпустит все, что мельтешило перед глазами, мешало.
Сами названия башен, которые иногда и не расшифровать, не добраться до их первоначального смысла, звучат музыкой - Громовая, Бублейка, Копытенекая, Донец ...
И была самая любимая из всех их построенных у Федора Коня ...
И все остальные башни были изукрашены разнообразными по форме наличниками на бойницах, арками, перемычками, но эта пуще других. Называлась она и Городецкой, и Орел. Но из глуби времен время донесло ее название - Веселуха.
Далеко отсюда видно, вольно здесь дышится, ощутимо протягивается невидимая ниточка между тобой, человеком двадцатого века, и теми, чаще всего безвестными мастерами, которые создавали эту "красоту неизглаголенную". Поистине - Веселуха!
Здесь легко представляешь облик гордого простолюдина, смоленского человека Федора, сына Савельева, которого еще в отроческие годы за безотказность, силу, сноровку, надежность прозвали Конем.
Очень мало известно об этом недюжинном человеке.
Несколько вольно, но верно по сути, Дмитрий Кедрин в своей поэме "Конь" писал:
Он был Конем за силу прозван:
Мощь битюга играла в нем!
Сам царь Иван Васильич Грозный Детину окрестил Конем.
И впрямь, точна, хоть инельстива, К нему та кличка привилась:
Его взлохмаченная грива Точь-в-точь как у коня вилась ...
Но что еще до строительства Смоленской стены он уже именовался "государевым мастером" Федором Савельичем, - по тем временам немалая честь для крестьянина, - об этом говорят документы.
Откуда эта честь? Как он выплыл из небытия, утвердил свое имя в истории зодчества, русского государства?
Часть историков связывает его имя со строительством выдающегося архитектурного ансамбля - загородного дворца фактического правителя государства Бориса Годунова в Вяземах под Москвой. Очевидно, именно Годунов и приметил талантливого мастера и вызвал его по окончании работ в Москву. Здесь, и это уже доподлинно известно, закреплено в дошедших до нас царских указах, Федор Конь возглавил создание "огромного пояса каменных стен города протяженностью в девять с половиной километров, самого крупного сооружения конца шестнадцатого века" - "Царева Белого каменного города", или, как называло его население, - Белого города. Он просуществовал до 70-80-х годов восемнадцатого века, затем все его 28 прясел и 28 башен были разобраны "за ветхостью и неудобностию". И только В названии московских улиц сохранились имена ее башен: Трехсвятская, Пречистенская, Смоленская, башня Глухая против Сивцева Вражка, Сретенская, Покровская, Мясницкая ...
Таким образом, Смоленская крепостная стена была третьим грандиозным созданием, вершиной творчества зодчего.
В последующие после постройки Смоленской стены годы, как совсем не бесстрастно удостоверяет историк, "имя зодчего исчезает из документов, как неожиданно оно в них появилось".
Смоленская стена имеет высоту 15-18 метров, толщину в 4,9 метра, протяженность ее свыше шести километров. Ее венчали 38 трехъярусных башен с бойницами подошвенного, среднего и верхнего боя.
Исследователи считают, что камеры среднего боя - изобретение Федора Коня, применены они были впервые именно в Смоленской крепости. В ней было девять проезжих ворот. Народное предание сохранило слова, приписываемые Борису Годунову, что по стене можно было проехать на тройке.
Стена выдержала двухлетнюю осаду поляков, прославила себя в Отечественную войну 1812 года, когда грудью встала на пути неприятеля. Особенно жаркие схватки происходили у Молоховских И Никольских ворот. Никольские стоят и по сию пору. Они даже как бы заново родились после реставрации. В них сейчас размещен телеграф.
Не иначе как срывая зло за жесточайшее поражение, Наполеон перед бегством из Смоленска приказал взорвать башни.
Взрывы, как записано со слов очевидцев, начались около полуночи с 16 на 17 ноября. Французы успели подорвать 8 башен. Среди них Фроловская на самом берегу Днепра при въезде в город с севера. Эта башня была "главной триумфальной аркой России на прямом пути к Москве. Она была выше всех с караульней наверху. На ней был поставлен вестовой колокол". У стен крепости развернулось тяжелейшее Смоленское сражение уже в нашу, Великую Отечественную войну. Известно, что здесь противник был задержан на два месяца. Это дало возможность стране собраться с силами и нанести фашистским захватчикам сокрушительный удар под Москвой. Хоронясь за древними стенами крепости, пробирались в Смоленск во время оккупации подпольщики. По оврагам, буеракам, Чертову рву - в Кронштадтский переулок - на явочную квартиру к отважной комсомолке Леле Мироновой.
Фашисты тоже полностью уничтожили город перед отступлением. Какое-то время стена давала кров, защищала от непогоды после освобождения Смоленска, так как часть жителей ютилась в ее амбразурах. Стена - душа города.
Памятник "государеву мастеру", великому простолюдину Федору Савельевичу Коню мечтал создать другой прославленный смолянин - Сергей Тимофеевич Коненков. Нет сомнения, что они в явном духовном родстве. Но оказывается, не только в духовном.
Мы не без основания предполагаем, как и почему получил прозвище Коня трудолюбивый и сообразительный отрок Федор сын Савельев. О том, как родилась фамилия Коненковых, говорил сам Сергей Тимофеевич. Огромная семья, выкупившись у помещика Лаврова, стала строиться. "Лес, - рассказывал Сергей Тимофеевич, таскали на себе, за что и были прозваны "кони". "На что им кони. Они сами как кони", - говорили крестьяне соседних деревень. Взрослых так и звали "конями", а малышей - "конятами" . С годами кличка стала фамилией семьи".
Коненков считал себя далеким потомком Федора Коня. Говорил: " ... Коненковы все со Смоленщины, других не бывает. И все хоть в каких-нибудь видах родства или свойства ... Коненковы, как Ивановы и Сидоровы, - народ".
Наверное, есть в смоленской земле какой-то не установленный, не названный пока наукой фермент, что наперекор препятствиям, невзгодам рождает такие монументальные характеры.
В далекой Америке, для которой деревянная скульптура - и вообще диво, уже в войну вырезал скульптор одного из многих, имя которым русский народ "Мы ельнинские". Смотрит на нас простоватый мужичонка в нищей шапчонке вороньим гнездом, нос картошкой. Но такой пронзительный несломимо-веселый взгляд у этого мужичонки, так он мудр, так верит в торжество добра и справедливости, что только на поверхностный взгляд может показаться простоватым. Извечная русская загадка, может, специально не понимаемый русский характер.
Этот ельнинский родной брат еще одного смоленского парня, - правда, уже из Починка. А может, не брат, а шурьяк, свояк ... Василия Теркина. Ну, а к нему в полной мере относятся слова: "Не так он прост, вы угадали, простой советский человек". Характер, так высоко оцененный взыскательнейшим художником слова Иваном Буниным.
Сергей Тимофеевич Коненков не только мечтал создать памятник Федору Коню, но уже и эскиз был. И некоторым из смолян посчастливилось увидеть этот прообраз памятника.
Он представлял собой фигуру высокого статного мастерового в длинной рубахе, с ремешком вокруг головы, - чтобы волосы не мешали при работе, - босого, так крепко, так уверенно стоящего на земле, которая взрастила его, отдает свою силу, свое тепло ...
Невозможно не вспомнить коненковское: я все детство ходил босиком по своей земле. Какое это счастье - чувствовать ее тепло ...
И специально для художника объяснял: "Бесцельны будут сутки, проведенные в мастерской, если до этого как следует не проникнешься природой, не приложишь ухо к земле-матери, если не побродишь босыми ногами по утренней заре ... "
Когда Коненков демонстрировал свой эскиз, случился курьез. Не понявший внутреннего величия образа, некий незадачливый критик глубокомысленно спросил: - А почему Федор Конь босой?
На что Коненков ответил, даже не взглянув в его сторону, не снизойдя до глупости:
- Это уж дело сапожников, а я художник ...
Как не горевать, что этому замыслу не суждено было стать явью ... Не успел.
А так мечтал, хотел, всю жизнь на это работал, чтобы его творения вышли из стен мастерской и музеев - на городские площади ...
В центре Смоленска, на небольшой, тенистой, необыкновенно уютной улочке, есть старинный особняк. В нем расположен музей Коненкова, в котором бывал и сам скульптор. Из более чем 60выставленных здесь для обозрения работ 41произведение - дар их создателя. Произведения пред ставлены в мраморе, бронзе, дереве, гипсе. Причем это не только отливки с известных оригиналов, а подлинники, с которых вещь и переводилась в твердый материал. Это "Автопортрет", "Дядя Григорий", портрет Достоевского, "Марфинька" (внучка Горького), "Женщина в русском сарафане" - изображение курской крестьянки, ставшей знаменитой певицей ПлевицкоЙ. Это также деревянная скульптура - портрет друга детских лет Ильи Викторовича 3уева, знаменитая мебель: кресла Лебедь, Кленовый листок, Сказка ...
Есть в Смоленске улица Коненкова с памятником-автопортретом великого ваятеля, за который он был удостоен первым из художников Ленинской премии. Этот памятник венчает целый ряд скульптур-исповедей: Мусоргского, Паганини, Баха, Толстого, Вишневского ...
И еще одно место надо назвать, делая беглый осмотр достопримечательностей Смоленска.
Речь идет о сквере, тоже в центре, который неофициально, но стойко называется Блоньем. Причем называют его так не только коренные смоляне, но и прибывший, скажем, на сутки-другие приезжий человек. Некогда здесь была окраина - оболонье, облонье. Со временем начальная гласная выпала, и садик стал называться несколько на французский лад - Блонье.
Это густолиственный, прелестный во все времена года оазис. Вязы, липы, клены ... Веснами так томительно пахнет почками, корой, "листом еще неполным". Летом зелень приглушает городские шумы, насыщает озоном, привечает и детвору, и пенсионера с палочкой, и какого-нибудь замотанного командированного. Осенями Блонье полыхает всеми мыслимыми оттенками красного и желтого. Зимами обволакивается в белую фату, украшается стеклярусом, и тогда вспоминаешь рыленковское: "Зима не любит четких линий".
Но и на самом Блонье есть как бы точка притяжения. Это памятник создателю русской национальной музыки гениальному Глинке. Автор памятника Бок. Заложен он в 1883 году и построен на средства, собранные среди населения. На постаменте лаконичная подпись: "Глинке - Россия. 1885". На пьедестале высится фигура композитора с дирижерской палочкой в руках. То ли он задумался, то ли настигнут вдохновением, то ли замер перед самым тем мигом, как по взмаху его палочки хлынет музыка. Подножие памятника окружено уникальней шей решеткой, на которой воспроизведены ноты и названия глинковских сочинений. Они написаны славянской вязью. По этому поводу не без оснований негодовал "великий певец русского леса" Иван Иванович Шишкин, утверждая, что не всякий прочтет вязь. На открытии памятника присутствовал Петр Ильич Чайковский.
Он и любил Глинку, располагал всеми его сочинениями, повесил его портрет среди других немногих в своем недолгом доме в Клину. Он и сетовал на Глинку, что так мало создал, так был подчинен обстоятельствам, отнюдь не вдохновляющим, так мало был понят и принят власть имущими, - и любил его безмерно.
у подножия памятника всегда цветы, народ. И видишь, как не исключают друг друга гениальный композитор и дети двадцатого века.
Старое и новое. Крепостная стена, а на все стороны света от нее целый новый город. Корпуса и корпуса самых сложнейших производств. Главы У спенского собора, знаменитым резным иконостасом которого любовался еще Наполеон, и мирно соседствующая на соседнем холме телевизионная вышка. Стариннейшее здание музея Великой Отечественной войны в Кутузовском садике и многоэтажные башни современных домов. Бюст Кутузова-Смоленского и осененный огромным тополем, которому не одна сотня лет, памятник юному партизану Володе Куриленко ...
Да, в облике древнего русского города Смоленска, действительно, минувшее повенчано с грядущим < ... >