Вопрос 1. Понятие и условия приватизации государственного (муниципального) имущества. Возникновение прав на приватизируемое недвижимое имущество.
ГК РФ. Статья 217. Приватизация государственного и муниципальногоимущества.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальнойсобственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами оприватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имуществапредусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
178-фз от 21.12.2001г.
Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального имуществапонимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральнымизаконами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только вгосударственной или муниципальной собственности.
Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества.
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25настоящего Федерального закона.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципальногоимущества.
3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.
Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью - размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Используются следующие способы приватизациигосударственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленномузаконодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
2. Аукцион является открытым по составу участников.
3. Предложения о цене государственного или муниципальногоимущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условияхприватизации.
Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.
5. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг аукциона").
6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
7. При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.
8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.
11. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.
12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
Вопрос 2. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации прав. Порядок и способы направления органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав. (ст.19 Закона №122-ФЗ)
По результатам проведения правовой экспертизы документов, поступивших на государственную регистрацию, государственный регистратор принимает одно из следующих решений:
- провести государственную регистрацию, внести регистрационную запись в ЕГРП;
- приостановить государственную регистрацию;
- отказать в государственной регистрации.
Государственный регистратор приостанавливает государственную регистрацию и дает время на устранение причин, послуживших основанием для такого приостановления.
Причинами приостановления государственной регистрации прав являются различные неточности в документах, отсутствие в документах необходимых реквизитов, представление на государственную регистрацию неполного пакета документов и другие моменты, которые вызывают у государственного регистратора сомнения в наличии оснований для государственной регистрации. Государственный регистратор принимает решение по своему убеждению.
Заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Для этого он представляет соответствующие документы вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов.
Если государственному регистратору недостает сведений для принятия решения провести государственную регистрацию прав, он обязан также сам предпринять необходимые меры для получения данных сведений. Для этого направляются запросы, по межведомственному взаимодействию.
В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации (это может быть любой день в течение срока проведения государственной регистрации, в том числе и первый) регистратор обязан уведомить заявителя о соответствующем решении в письменном виде с указанием причин приостановления государственной регистрации со ссылкой на конкретные нормы Закона, способов устранения причин, послуживших основанием для государственной регистрации прав, а также срока, на который приостанавливается государственная регистрация.
Предусмотрено, что государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в ГКН в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем. Такая ситуация возникает, когда земельный участок оформлен с неуточненными границами (в конце 90-х годов), имеется ошибка в сведениях ГКН. Заявитель вправе самостоятельно обратиться в федеральные государственные учреждения «Кадастровая палата». Особенностью уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в вышеуказанным случае является приложение к уведомлению кадастровой выписки о земельном участке, содержащее имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.
Также отдельно рассматривается случай, когда заявление о государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества при наличии раннее поданных документов на государственную регистрацию с данным объектом недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе еще не принято.
В этом случае государственная регистрация приостанавливается до завершения государственной регистрации по заявлению, поданному раньше.
Если по заявлению, поданному раньше, получен отказ в государственной регистрации, то государственная регистрация по второму заявлению возобновляется в день оформления отказа по первому заявлению.
Для решений суда, являющихся документами-основаниями для государственной регистрации, в вопросе приостановления регистрации предусмотрен особый порядок. Приостановить государственную регистрацию возможно только в случае сомнений в подлинности представленных на государственную регистрацию копий решений суда, а также если представлена одна копия вместо требуемых двух в соответствии со ст. 18 Закона, либо копия решения суда не содержит штампа о вступлении решения суда в силу. Кроме того, государственная регистрация может быть приостановлена на основании определения или решения суда.
Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Приостановление государственной регистрации на один месяц осуществляется государственным регистратором.
Если в течение месячного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, существуют два варианта дальнейшего развития событий: государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав; заявитель может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о приостановлении государственной регистрации еще на три месяца. Дальнейшее приостановление не предусмотрено.
Можно сделать вывод, что государственная регистрация может быть дважды приостановлена на месяц по инициативе государственного регистратора, но только в случае, если по межведомственным запросам не получены необходимые для государственной регистрации документы (сведения).
Государственная регистрация может быть приостановлена как по инициативегосударственного регистратора, так и по инициативе заявителя.
По инициативе заявителя государственная регистрация может быть приостановлена на срок не более чем три месяца. За этот период заявитель должен представить на государственную регистрацию необходимые документы. Когда такие документы представлены, заявитель может возобновить государственную регистрацию. Как в заявлении о приостановлении государственной регистрации, так и в заявлении о возобновлении указываются причины обращения с соответствующим заявлением (например, приостановление государственной регистрации в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов).
Поступление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о приостановлении государственной регистрации, прерывает течение срока государственной регистрации. После возобновления государственной регистрации отсчитывается срок, равный сроку государственной регистрации. По окончании этого срока заявитель сможет забрать свои документы.
Важно отметить, что если регистрационное действие, чье приостановление необходимо осуществить по инициативе заявителя, касается нескольких лиц, например, государственная регистрация права общей долевой собственности двух лиц, то заявление о приостановлении государственной регистрации должны подать оба заявителя.
Аналогичное требование применяется, когда речь идет о государственной регистрации договора. Если одна из сторон договора подала заявление о возврате документов без проведения государственной регистрации, то регистратор приостанавливает государственную регистрацию по своей инициативе на месяц. Если в течение этого срока отказавшаяся сторона вновь подаст заявление на государственную регистрацию и все необходимые документы, государственная регистрация будет проведена, если нет иных оснований для ее приостановления или отказа в государственной регистрации. Если указанные документы не поступят на государственную регистрацию, регистратор будет вынужден отказать в государственной регистрации. Подать заявление на государственную регистрацию в данном случае могут только те же лица, что написали заявление о возврате документов.
Законом предусмотрено, что заявления о приостановлении государственной регистрации, возврате документов без проведения государственной регистрации могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, как при личном обращении, так и посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и уведомлением о вручении. В последнем случае подпись на заявлении необходимо засвидетельствовать нотариально.
Ввиду укороченного срока государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если оно приобретается с использованием кредитных средств, Законом не предусмотрено приостановление государственной регистрации по инициативе государственного регистратора. Если стороны не подали совместное заявление о приостановлении государственной регистрации в случае наличия причин, препятствующих проведению государственной регистрации, регистратор обязан отказать в государственной регистрации прав.
Приостановление и (или) прекращение государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки не допускаются.
2. Государственная регистрация ипотеки может быть приостановлена не более чем на один месяц при:
непредставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, какого-либо из документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
несоответствии договора об ипотеке, закладной и приложенных к ним документов требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
необходимости проверки подлинности представленных документов.
Государственная регистрация может быть приостановлена государственным регистратором также на основании определения или решения суда до указанного в определении или решении суда срока (даты), наступления указанного в нем события, отмены судом своего решения (определения) о приостановлении.
При этом, если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в ЕГРП или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством. Если после внесения записи в ЕГРП, то на объект устанавливается обременение.
В день приостановления государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о принятии такого решения и об основаниях приостановления государственной регистрации прав и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации прав, а также может быть выслано по электронной почте или получено заявителем лично. Те же положения распространяются на судебного пристава-исполнителя в случае его обращения с требованием о государственной регистрации.
Принципиальное отличие приостановления государственной регистрации от отказа заключается в том, что причину, послужившую основанием для приостановления государственной регистрации, заявитель может устранить в месячный срок, после чего будет проведена государственная регистрация. В случае отказа заявителю в проведении государственной регистрации необходимо устранить причины, послужившие основанием для отказа и снова подать документы на государственную регистрацию и оплатить государственную пошлину повторно, чтобы зарегистрировать право или обременение. Устранить причину, послужившую основанием для отказа, сложнее, чем причину, которая привела к приостановлению государственной регистрации. В большинстве случаев после получения отказа в государственной регистрации заявители обращаются в суд и только на основании решения суда регистрируют право или обременение.
Вопрос 3. Лица, которым информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, предоставляется бесплатно. Порядок оформления запроса о предоставлении сведений ЕГРП такими лицами.
Лица, которым информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, предоставляется бесплатно.п.2 ст.8 122-ФЗ от 21.07.1997г. Орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, бесплатно предоставляет сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества в органы по учету гос. и мун. имущества, орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение ГКН, в объеме, который необходим для работы указанных органов.
Предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам: правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским. административным делам; органов прокуратуры; федеральных органов исполнительной власти, их тер.органов, органов гос.власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и МФЦ; банка России, уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка; уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, председателя счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов; арбитражного управляющего в деле о банкротстве; нотариуса; иных определенных федеральными законами органов и организаций.
Порядок оформления запроса о предоставлении сведений ЕГРП таким лицам. Приказ Минэкономразвития от 14 мая 2010 г. N 180 «Об установлении порядка предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП и сделок с ним».
Запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по выбору заявителя:в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении (представление запроса при личном обращении);в виде бумажного документа путем его отправки по почте (представление запроса почтовым отправлением);в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет (представление запроса через официальный сайт).
Представление запроса органом, предоставляющим гос. или мун. услугу, либо подведомственной гос. органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении гос. или мун. услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления гос. и мун. услуг", в орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Содержание запроса в электронной форме должно соответствовать содержанию запроса в виде бумажного документа. В запросе указывается один из следующих способов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП: предоставление сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении; предоставление сведений в виде бумажного документа, который направляется органом, осуществляющим гос. регистрацию прав, заявителю посредством почтового отправления; предоставление сведений в виде электронного документа, который направляется органом, осуществляющим гос. регистрацию прав, заявителю посредством электронной почты; предоставление сведений в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, ссылка на который направляется органом, осуществляющим гос. регистрацию прав, заявителю посредством электронной почты; предоставление сведений в виде электронного документа, который направляется органом, осуществляющим гос. регистрацию прав, заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.
Орган, осуществляющий гос. регистрацию прав, предоставляет сведения в срок не более чем пять дней с даты получения запроса.
БИЛЕТ № 48
Вопрос 1. Правомочия супругов по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом, приобретенным ими (одним из супругов) в браке. Гражданско-правовые сделки с недвижимостью, заключаемые между супругами. ( ст. 41 СК; п. 2 ст. 38,99 СК)
Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. (ст. 253ГК)
п. 3 ст. 35 СК РФ "Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки".
Ст. 7 №102 ФЗ »об ипотеке» На имущество находящееся в общей совместной собственности (без определения доли каждого из собственников в праве собственности), ипотека может быть установлена при наличии согласия на это всех собственников. Согласие должно быть дано в письменной форме, если ФЗ не установлено иное.
Недвижимым имуществом, принадлежащим одному из супругов и не входящим в состав совместно нажитого имущества, супруг-правообладатель распоряжается самостоятельно.
Гражданско-правовые сделки:
- соглашение о разделе общего имущества (ст. 38 СК общее имущество супругов может быть разделено по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел общего имущества супругов, а так же определение долей супругов в этом имуществе производится в судебном порядке. );
- брачный договор ( соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Может быть заключен как до брака так и в любое время в период. Заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. ст.41 СК )
- соглашение об уплате алиментов (ст. 99-100 СК Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей.
1. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд по требованию
исполнившей сделку стороны вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.
2. Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа. Соглашение может быть расторгнуто в любое время по взаимному согласию сторон, должно быть произведено в той же форме что и само соглашение об уплате алиментов).
Вопрос 2. Порядок представления на государственную регистрацию прав заявлений и необходимых документов в форме электронных документов. (ст. 16 122-ФЗ, №723 приказ Минэкономразвития от 29.11.2013)
Заявление о государственной регистрации и иные необходимые для государственной регистрации прав документы представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием сетей связи общего пользования по выбору заявителя посредством отправки через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - портал), посредством отправки через официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт), посредством отправки с использованием веб-сервисов. Заявление о государственной регистрации подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) правообладателя, сторон договора, лица, чье право ограничивается (обременяется), лица, в пользу которого ограничивается (обременяется) право или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также иных лиц, в предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> (далее - Закон), другим федеральным законом случаях (далее — заявитель). Документы, необходимые для государственной регистрации прав, за исключением случаев, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, представляются:
1) в форме электронных документов, в случае если Законом предусмотрено, что такие документы при их предоставлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике;
2) в форме электронного образа документа, если Законом предусмотрено, что такие документы при их предоставлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в копии без представления в подлиннике.
Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны УКЭП лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации подписывают такие документы при их составлении (издании) в форме документа на бумажном носителе. Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляемые в форме электронного образа бумажного документа, должны быть подписаны УКЭП лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Сформированный комплект документов, необходимых для государственной регистрации прав, представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть заверен УКЭП заявителя.
Нотариально удостоверенный договор, а также документ, выражающий содержание односторонней сделки, если такая сделка нотариально удостоверена, могут быть представлены на государственную регистрацию прав как в форме электронного документа, подписанного УКЭП сторон сделки и заверенного УКЭП нотариуса, так и в форме электронного образа такого документа, подписанного УКЭП нотариуса, который нотариально удостоверил такой договор, сделку.
Нотариально удостоверенная доверенность, представляемая в форме электронного документа, подписывается УКЭП лица, выдавшего доверенность, и заверяется УКЭП нотариуса, удостоверившего такую доверенность, нотариально удостоверенная доверенность, представляемая в форме электронного образа такой доверенности, подписывается УКЭП нотариуса.
Доверенность, подтверждающая полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления, представляемая в форме электронного документа, электронного образа документа, подписывается УКЭП руководителя данного органа.
На основании ст.16 122-ФЗ если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов, по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 447-ФЗ)