Детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог

В ходе строительства автомобильных дорог часто используют наибо­лее простой способ выноса в натуру круговой либо клотоидной кривой от тангенциального хода, касательного к главным точкам трассы. В этом случае каждая элементарная кривая сложной трассы разбивается от своих тангенсов самостоятельно. Для этого случая предусмотрены три способа разбивки:

1. прямоугольных координат;

2. полярных координат;

3. углов и хорд.

В зависимости от величины радиуса кривой при строительстве автомобильных дорог осуществляют детальную разбивку кривых с равным строительным шагом, принимаемым соответственно равным: 1, 2, 5, 10 или 20м.

Способ прямоугольных координат. Если принять для круговой кри­вой тангенс за ось абсцисс, а направление от начала кривой или ее конца по нормали в сторону ее центра – за ось ординат (рис. 98, а), то деталь­ную разбивку кривой со строительным шагом ℓ осуществляют в такой по­следовательности.

Центральный угол φ дуги ℓ определяется по формуле

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru . (68.1)

Из треугольника 1R1' следует, что

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru Rsinφ;

y1 = R – Rsinφ = 2R детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru .

Учитывая, что разбивку кривой ведут с равным шагом ln , окончательно получим

φп = пφ; (68.2)

xn = Rsinφn; (68.3)

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru . (68.4)

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru

Рис. 98. Схема разбивки круговой кривой способом:

а – прямоугольных координат; б – полярных координат; в – углов и хорд

Разбивку ведут с помощью теодолита (или эккера), ленты или рулет­ки. При этом ординаты уп откладывают по ленте, строят прямой угол с по­мощью теодолита (эккера) и сторожком обозначают соответствующую точку на местности.

Способ полярных координат основан на том свойстве, что угол между осью абсцисс касательной в точке начала кривой и секущей, проведенной из начала координат на искомую точку, равен половине центрального угла, стягиваемого отсеченной дугой (рис. 98,б). Задавшись шагом раз­бивки lп по формуле (68.1), определяют половину центрального угла φ. Тогда величина угла δп для каждой точки составит:

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru .

Выполнив вычисления по формулам (68.2) – (68.4), устанавливают значения длин радиус-векторов для каждой точки кривой:

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru .

Разбивку кривой по методу полярных координат удобно осуществ­лять при использовании электронного тахеометра или оптического тео­долита со светодальномерной насадкой, позволяющих измерять расстояния с высокой точностью. Для каждой точки откладывают горизонтальный угол δп и по лучу светодальномером расстояние Sn. Полученную точ­ку обозначают на местности сторожком.

Способ углов u хорд. В тех случаях, когда строительная организация не располагает электронными тахеометрами, либо светодальномерными насадками дляразбивки горизонтальных круговых кривых, может быть использован способ углов и хорд.

Задавшись длиной хорды l,определяют угол φ/2 (рис. 98, в)

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru ,

откуда

детальная разбивка горизонтальных кривых при строительстве автомобильных дорог - student2.ru .

Теодолит устанавливают в точке О и ориентируют ноль лимба в на­правлении Х.Откладывая теодолитом угол φ/2 и лентой расстояние l по­лучают точку 1, которую обозначают на местности сторожком. Отклады­вают угол 2(φ/2) и от точки 1расстояние l до пересечения с лучом теодо­лита, и получают точку 2 и т. д.

Детальную разбивку клотоидных кривых при строительстве автомо­бильных дорог осуществляют, как правило, способами прямоугольных или полярных координат. Выбор того или иного способа диктуется мест­ными условиями и наличием у строительной организации того или иного парка геодезических приборов.

Детальную разбивку клотоидных кривых при строительстве автомо­бильных дорог, аналогично круговым, осуществляют с равным строи­тельным шагом, соизмеряя его длину с параметром и длиной клотоиды. Отличие от разбивки круговых кривых заключается только в формулах, по которым вычисляются значения прямоугольных и полярных координат точек кривой. Назад

Наши рекомендации