Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы (ст. 17.2 КоАП)
2.2.1. Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия
Диспозиция ст. 17.2 является бланкетной. Для выявления характера правонарушения необходимо обращаться к целому ряду норма- тинных актов, регламентирующих вопросы, связанные с оружием. Состав правонарушения формальный. Для его наличия наступления Каких-либо последствий не требуется.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие сохрани п, общественный порядок.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения представляет совокупность признаков, среди которых:
1. действие;
2. способ — стрельба;
3. средство — огнестрельное оружие;
4. место:
а)населенные пункты;
б) место, не предназначенное для стрельбы из такого оружия. Предусмотренное ст. 17.2 деяние может быть осуществлено только путем действий и способом стрельбы. Стрельба — это производство выстрелов, которые происходят в результате взрыва заряда (патрона) в канале ствола огнестрельного оружия при нажатии гражданином (стреляющим) курка заряженного такого оружия.
Под огнестрельным оружием понимается оружие56, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества57. К составным частям и компонентам огнестрельного оружия относятся: любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное для уменьшения звука, производимого выстрелом.
Огнестрельным может быть и бесствольное оружие, в котором в качестве ствола используется гильза (патрон). Оружие делится на: 1) боевое; 2) служебное; 3) гражданское.
Всякое боевое оружие является огнестрельным. Оно предназначено для выполнения боевых и оперативно-служебных задач.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Гражданское огнестрельное оружие подразделяется на спортивное и охотничье. К спортивному оружию относятся:
1. огнестрельное с нарезным стволом;
2. огнестрельное гладкоствольное.
Охотничье оружие — это:
1. огнестрельное с нарезным стволом;
2. огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
3. огнестрельное комбинированное (гладкоствольное и нарезное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами.
.
56 Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими средствами (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г №61-3 «Об оружии») / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001 № 109. 2/810.
57 См там же. Ч. 3 ст. 1. С изменениями и дополнениями / / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 188. 2/1162.
К населенным пунктам относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.
Местами, не предназначенными для стрельбы, являются все, за исключением мест, специально отведенных для стрельб, — стрелковых тиров, стрельбищ, стрелковых охотничьих стендов.
Существует ряд нормативных правовых актов, регулирующих Порядок использования оружия при наличии различных обстоятельств, например, в целях самообороны, пресечения правонарушении Так, допускается применение оружия защищаемыми лицами Й целях своей защиты (п. 10 Порядка выдачи оружия и боеприпасов лицам, подлежащим государственной защите. Утв. Указом Президента Республики Беларусь 30.08.2002 г. № 47358); должностными липами Государственной инспекции охраны животного и растительного мира в случаях, предусмотренных законодательством, и во время исполнения ими служебных обязанностей (п. 20 Положения 0 Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь59); должностными лицами таможенных органов в качестве крайней меры.
В ч. 1 ст. 26 Закона «Об оружии» записано, что «оружие применяется по целевому назначению. Оно также может быть применено дли защиты жизни, здоровья, прав, законных интересов лица, интересов общества и государства, т. е. в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а равно при задержании лица, совершившего преступление».
Часть 2 ст. 331 Таможенного кодекса Республики Беларусь гласит, что оружие может применяться для «...отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, для отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, а также в иных случаях, установленных законодательством об оружии».
Широкие полномочия по применению огнестрельного оружия имеют работники органов внутренних дел. Однако они также огра-
58ц. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 100 1 /4006
59ТамM же. 2003. № 14. 1/4357.
ничиваются определенными условиями. Работники органов внутренних дел вправе применять оружие в отношении лица:
1) совершающего нападение на сотрудника органов внутренних дел и (или) иного гражданина, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
2) совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, на лиц или объекты, охраняемые органами внутренних дел;
3) совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимся у сотрудника органа внутренних дел оружием, боеприпасами к нему, боевой и специальной техникой или специальными средствами;
4) совершающего захват или удержание лица в качестве заложника и т. д. (см. ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»60).
Разумеется, что во всех подобных случаях стрельба из огнестрельного оружия производится в местах, не предназначенных для стрельбы, или даже в населенных пунктах. Между тем указанные действия не являются признаками объективной стороны административного правонарушения, подпадающего под ст. 17.2 КоАП.
Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее 16 лет.
Ссубъективной стороны правонарушение является умышленным. Лицо сознает, что его поступки противоправны, предвидит наступление последствий в виде нарушения общественного порядка и желает или сознательно допускает наступление такого последствия либо относится к нему безразлично.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с конфискацией оружия и боеприпасов к нему или без конфискации, с лишением специального права либо без лишения специального права.
60Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 173. 2/1360.
2.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление II общественном месте или на работе в состоянии опьянения (ст. 17.3 КоАП)
2.3.1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность (ч. 1 ст. 17.3)
»та часть рассматриваемой статьи определяет два вида правонарушений. Первое формулируется так: распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общеественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива; второе — появление в общественном Месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность.
Непосредственный объект посягательства для двух видов рас- 1'митриваемых правонарушений один — установленные общественные отношения, позволяющие сохранить общественный порядок. Предмет — алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво. Объективную сторону первого вида административного правонарушения составляют действия — распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива. Местом являются общественные Места, не предназначенные для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
Алкогольными напитками считаются: водка, коньяк, самогон, различные вина и т. п. В ст. 159 КоАП 1984 г. употреблялся термин •Спиртные». В ст. 20.20 КоАП Российской Федерации называется не Только алкогольная, но и спиртосодержащая продукция. Заслуживающим внимания в ст. 20.20 является наличие в ней примечания тонкого содержания: «...под алкогольной и спиртосодержащей продук-
цией понимается продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов»61.
Подобное примечание желательно и к ч. 1 ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь.
Термин «алкоголь» — более удачное слово для ст. 17.3, поскольку производными от него словами являются «алкоголик», «алкоголизм», хотя оно и тождественно понятию «спирт», «спиртные напитки». Поэтому замена слова «спиртные напитки» на «алкогольные» на объективную сторону административного правонарушения не оказывает существенного влияния.
Под слабоалкогольными напитками понимаются напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов.
Пиво — это напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента (абз. 8 и 9 ст. 1.3 КоАП).
Под распитием в буквальном, прямом смысле понимается сам процесс употребления (проглатывания) указанной продукции.
В научной литературе под распитием понимается и подготовка к распитию алкогольных напитков.
Так, J1. Л. Попов пишет, что «правонарушение считается оконченным не только тогда, когда спиртные напитки или часть их уже распиты, но и когда они подготовлены к употреблению (например, спиртное налито в стаканы)»62.
Следует заметить, что подготовка к распитию алкогольных напитков — это не что иное, как «покушение» на совершение рассматриваемого деяния. Однако она не является покушением, так как не предусмотрена таковым в ст. 17.3 Особенной части КоАП (см. также ст. 2.3 КоАП). Может, правильным было бы предусмотреть покушение в ст. 17.3. Более того, отнесение подготовки к распитию к самому процессу распития таит в себе возможность ошибиться в субъекте правонарушения. Ведь не исключается, что среди участвующих
6[1] Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Комментарий. М., 1989. С. 229.
62 Попов Л. Л., Круглое В. А. Административно-деликтное право: учеб. пособие. М„ 2005. С. 302—303.
« подготовке распития могут оказаться лица, не употребляющие алкогольные напитки. Таких лиц невозможно отнести и к соучастникам (пособникам).
Стало быть, рассматриваемое правонарушение считается (должно считаться) оконченным, как правильно пишет А. Б. Агапов, с момента начала употребления алкогольных напитков63.
В ст. 17.3 определены основные общественные места, в которых не разрешается распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, — это улицы, стадионы, скверы, парки, общественный транспорт. К другим общественным местам относятся в первую очередь места в населенных пунктах: площади, транспортные средства, находящиеся на улицах, площадях и в других подобных местах; бани, басейны, вокзалы, кладбища, а также помещения и территория организаций, больниц, домов отдыха; дворы, кроме частных домовладении, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов, места проведения зрелищных мероприятий — театры, кинотеатры, дворцы Культуры; пляжи, зоны отдыха во время выезда граждан, лесные массивы, лужайки, берега рек, озер и в других водоемов, если эти места являются официальными для массового отдыха. В ином случае распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в названных местах на природе не может рассматриваться как нарушение по ст. 17.3. По этой причине невозможно согласиться с мнением IV А Круглова, что «сюда относятся территории, которые общественными местами становятся во время отдыха граждан. Например, зоны отдыха во время выезда туда граждан: лесные массивы, лужайки, в»рога рек; озер и др.»64, если они официально не признаны местами отдыха.
К местам, не предназначенным для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, причисляются предприятия Торговли и общественного питания — магазины, столовые, буфеты, кафе, т. е. те места, где продажа алкогольных напитков в розлив не разрешена. Подобные разрешения выдают местные исполнительные
63Постатейный комментарий. Кодекс Российской Федерации об административ
ных правонарушениях /авт. коммент. А. Б. Агапов. М., 2002. С. 716. " Круглое В. А. Административно-деликтное право и процесс: теория и практика. I 227.
комитеты. Квартиры, жилые дома к запрещенным местам не относятся.
Распитием следует считать и положение после окончания употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива при условии явного наличия такого употребления — например, обнаружение лиц в нетрезвом состоянии и нахождение пивной посуды. Однако невозможно рассматривать распитие как административное правонарушение, если лица не застигнуты на месте совершения деяния, нельзя производить задержание вдали от него предполагаемых субъектов правонарушения.
Содержание ч. 1 ст. 17.3 свидетельствует, что употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива вообще не запрещено. Законодатель лишь не допускает их распитие в определенных местах, ибо это противоречит существующим в нашем обществе правилам поведения, отрицательно влияет на окружающих, мешает их нормальному отдыху.
Общественная вредность распития алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественных местах состоит не в самом способе их употребления, а в отрицательном воздействии на окружающих. Следовательно, если распитие осуществляется в названных местах в то время, когда в этих местах нет и не может быть людей, то и отсутствует признак объективной стороны, т. е. публичность.
Объективная сторона второго вида правонарушения проявляется в появлении в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность.
Общественными местами являются в первую очередь те же места, где не разрешена торговля алкогольными напитками в розлив. Однако в отличие от первого вида административного правонарушения общественным местом применительно к рассматриваемому правонарушению становятся и названные места, где торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками или пивом в розлив разрешена.
Появление — это пребывание, нахождение лица в указанных местах до момента фактического его задержания уполномоченными должностными лицами. В случае возникновения такого лица перед глазами других граждан (появление) в общественном месте и его исчезновения из этого места до фактического административного
удержания подобное действие не образует объективной стороны расматриваемого административного правонарушения. Иными словами, если данное лицо уже пребывает не в общественном месте, к, например, в квартире своей или знакомого, то осуществить задержание его недопустимо. Следовательно, момент пребывания пьяно- I" it общественном месте и момент административного задержания Тесно взаимосвязаны. Исчезновение условия задержания лица в общественном месте влечет исчезновение существенного признака административного правонарушения — появления в общественном месте и пьяном виде, т. е. данный признак перестает существовать сразу после исчезновения условия задержания лица в общественном Месте. По этой причине термин «появление» очень неудачный. Он Не и полной мере раскрывает суть второго вида административного Правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.3. Правильнее было бы записать о пребывании, нахождении в общественном месте. Слово «появление» связано с кратковременностью нахождения лица I общественном месте и уже этим самым совершением административного правонарушения независимо от того, что лицо впоследствии удалилось (ушло) из общественного места. На самом деле все не так. Н« это обращалось внимание выше.
Вторым существенным признаком объективной стороны рассматриваемого вида правонарушения является состояние лица. Лицо должно быть не просто в нетрезвом, пьяном виде, а в состоянии, оскорбляюющем человеческое достоинство и нравственность. Такое состояние Предполагает явное нарушение общепризнанных норм поведения — Полностью или в значительной степени нарушенная координация движений, в результате чего утрачена самостоятельность действий, устойчивость, способность нормально двигаться; неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение, расстегнутая одежда; утра- ft чувства стыда, бесцельное передвижение с места на место; лежание в общественном месте в бесчувственном состоянии, облокачивание на ствол дерева или другой предмет, чтобы устоять, сохранить вертикальное положение; безосновательное вмешательство в разговоры других граждан, бессвязность разговора и т. п. Лишь подобное Достояние является оскорбляющим человеческое достоинство и нравственность и признаком объективной стороны.
Для наличия объективной стороны рассматриваемого вида правонарушения не имеет значения, какие употреблялись напитки и где они употреблялись: в столовой, кафе, ресторане, дома, в гостях, в местах, предназначенных для употребления алкогольных напитков, или иных местах и по какому поводу. При этом необходимо обратить внимание на то, что в случае употребления рассматриваемых напитков в общественном месте и одновременном нахождении в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, можно говорить о присутствии двух совершенных правонарушений, а следовательно, множественности с вытекающими последствиями при привлечении к административной ответственности.
Если распитие алкогольных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, сопровождается выражением нецензурными словами, оскорбительным приставанием к гражданам или другими хулиганскими действиями, подпадающими под ст. 17.1, то также наличествует множественность административных правонарушений, и лицо может быть привлечено к административной ответственности по совокупности ст. 17.1 и ст. 17.3 КоАП.
Субъект для двух видов административных правонарушений одинаков — физическое лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона характеризуется умыслом — распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественных местах. Лицо сознает и отдает отчет своим поступкам, предвидит нарушение общественного порядка и желает совершить такое действие.
Ссубъективной стороны появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, как административное правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
В ч. 1 ст. 17.3 формы вины не определены, поскольку они не влияют ни на квалификацию деяний, ни на ответственность правонарушителя.
Ответственность одинакова как для первого, так и второго вида административного правонарушения и выражается в наложении штрафа в размере до восьми базовых величин. В КоАП 1984 г. было предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины.
2.3.2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время к состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения (ч. 2 ст. 17.3)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие не находиться мм рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии м форме действия — нахождение на рабочем месте и в рабочее вре- ми и состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения.
Общественная вредность данного правонарушения определяет- 4"и тем, что нахождение лиц в указанном состоянии на рабочем мес- fp н рабочее время нарушает общественный порядок, влияет на нормальную производственную деятельность организаций, на состояние производительности труда, может влечь за собой аварии на производстве, становиться причиной производственного травматизма или /Iмай' вести к летальным последствиям.
11од нахождением понимается пребывание на рабочем месте, т. е. вы п. на рабочем месте.
Рабочим местом является место «постоянного или временного Прерывания работника в процессе трудовой деятельности», — гласит ч. 2 ст. 31 Трудового кодекса Республики Беларусь. Таким образом, рабочим местом для отдельной категории граждан может быть: Служебный кабинет, кабина автомобиля, бульдозера, будка сторожа Или территория, которую он призван охранять, учреждение, организация, прилавок магазина, лекционный зал, студенческая аудитория, учебный класс, лаборатория и т. п.
Рабочим временем считается время, в течение которого работник а соответствии с трудовым, коллективным договором, правилам внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем Месте и выполнять свои трудовые обязанности.
К рабочему относится также время работы, выполненной по предписанию, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работa работа в государственные праздники и выходные дни).
Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь и коллективным договором (Типовые правила внутреннего трудового распорядка)65.
В соответствии с п. 21 Правил внутреннего трудового распорядка Белорусского государственного университета, утвержденных приказом БГУ 30.12.2006 г. № 537-ОД, для лиц из числа профессорско-преподавательского состава в БГУ устанавливается 36-часовая рабочая неделя с выходным днем — воскресеньем.
В пределах рабочей недели ими выполняется преподавательская работа, а также осуществляется научно-исследовательская, творческо-исполнительская, опытно-конструкторская, учебно-методическая, организаторско-методическая, воспитательная, спортивно-оздоровительная работа.
Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
Периоды зимних и летних каникул, установленные для обучающихся и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми отпусками преподавателей, являются для них рабочим временем, в период которого осуществляется методическая и организационная работа, связанная с реализацией образовательной программы.
Субъект правонарушения — физическое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла. Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
2.3.3. Действия, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 3 ст. 17.3)
Квалифицированный состав правонарушения выражается в осуществлении действий, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 17.3, совершенных повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
65 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 26 апреля 2000 г. № 8/3389.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административного ареста.