Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7 КоАП)
4.1.1. Выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции)
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается и деянии в форме действия — выпуск на товарный рынок либо реализации недоброкачественной продукции.
35 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 1.5/15334.
36 Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не Подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Под выпуском недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, следует понимать передачу или отправку такой продукции потребителю (получателю), а равно принятие ее отделом технического контроля или иной уполномоченной на то службой предприятия с оформлением документов, удостоверяющих качество продукции.
Под реализацией продукции следует понимать отпуск с баз, складов, секций торговых предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, продовольственных и промышленных товаров ненадлежащего качества для реализации в розничной торговле. Правонарушение надлежит считать оконченным с момента отпуска товара для реализации, независимо от того, был ли он продан.
Квалификация правонарушения, предусмотренного данной нормой, предполагает установление факта выпуска или реализации продукции, которая не отвечает требованиям безопасности и может повлечь заболевания или отравления людей либо имеет загрязнения радионуклидами сверх допустимых уровней. Выяснение этого обстоятельства имеет решающее значение, поскольку в данном случае признаки предмета правонарушения являются обязательными для указанной административно-правовой нормы.
Конструкция ст. 16.7 КоАП не дает исчерпывающего перечня видов продукции, выпуск или реализация которой наказуемы в административном порядке. Это объясняется тем, что практическая деятельность людей постоянно обусловливает появление ее новых видов, которые должны обладать качествами, обеспечивающими безопасность в употреблении.
Диспозиция статьи 16.7 КоАП является бланкетной, поэтому для правильного толкования некоторых понятий необходимо обратиться к нормам гражданского права, Закона «О защите прав потребителей»37 и другим нормативным актам.
Термин «продукция» означает любое промышленное или кустарное изделие, включая элементы, которые предполагается собрать воедино, наборы или композиции изделий, упаковку, оформление,
37 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 170. 2/1463.
графические символы и типографические шрифты, т. е. продукты I руда, имеющие стоимость и распределяющиеся в обществе путем обмена, купли-продажи либо иным образом. Однако, как отмечалось выше, предметом правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП, является не любая продукция, а лишь не отвечающая требованиям безопасности либо загрязненная радионуклидами сверх допустимых уровней.
Государство устанавливает обязательные для всех производителей (предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей) требования по качеству продукции, тем самым гарантируя населению безопасность в нормальных условиях использования, хранения и транспортировки.
Понятие «качество» продукции в законодательстве раскрывается как совокупность характеристик, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.).
Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации,пра- «илам и формам оценки соответствия и т. п. устанавливаются в го- гударственных стандартах, а по отдельным группам товаров — в законодательных актах Республики Беларусь и международных актах.
Среди основных нормативных актов в данной сфере можно выделить:
«Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств — членов Евразийского экономического сообщества» ( включено в г. Астане 24 марта 2005 г.; ратифицировано Республикой Беларусь 9 января 2006 г.)38;
Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом бла- юмолучии населения»;
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продо- иольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»39;
38Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 7. 2/ 1189.
39Там же. 2003. № 79. 2/966.
Закон Республики Беларусь «О торговле»40;
Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 3 сентября 2008 г. «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству»"11;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 434 от 28 апреля 2005 г. «О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах»42 и др.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.
Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности, и содержат обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.
Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.
I
40Нац. реестр правовых актов Респ Беларусь. 2003. № 87. 2/981.
41Там же. 2008. № 214. 5/28293.
42Там же. 2005. № 72. 5/15898.
Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; и'мцие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рационального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации; термины и определения, условные обозначения, Метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.
Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Технические требования, содержащиеся в них, распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов и не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам.
Однако тот факт, что продукция была выпущена в соответствии г предъявляемыми требованиями, не исключает того, что со временем она может представлять угрозу для потребителя. Поэтому для достижения надлежащего качества и безопасности продукции устананливаются сроки службы и сроки годности. Такие сроки устанаваются на продукцию, использование которой по истечении определенного времени представляет опасность для жизни и здоровья Потребителей. В обязательном порядке этот срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, перечень которых устанавливается Правительством. На изготовителе лежит обязанность обеспечивать безопасность продукции в течение этих установленных сроков. Для решения вопроса об административной ответственности изготовителя или продавца товаров, не отвечающих требованиям безопасности, необходимо устанавливать, когда была
выпущена продукция, когда реализована потребителю и когда наступили вредные последствия. Если вред здоровью причиняется продукцией по истечении установленных сроков, о которых был проинформирован потребитель, то это исключает административную ответственность изготовителя или продавца.
Нарушение требований стандартов, реализация товаров без сертификатов и даже с нарушением сроков службы и годности сами по себе не являются основанием для признания ее заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей. Данный вопрос должен решаться путем назначения и проведения экспертизы, так как в этом случае необходимы специальные познания. Это же относится и к определению степени загрязненности продукции радионуклидами, предельно допустимые нормы которой устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь и международными нормами.
Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое лицо в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин. В качестве дополнительного взыскания во всех случаях предусмотрена конфискация недоброкачественной продукции, являющейся предметом правонарушения.
В случае повторного в течение года нарушения установленных правил ответственность наступает на основании ст. 337 УК.
4.2. Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст. 16.8 КоАП)
4.2.1. Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических
нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила
Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обеспечивать здоровье населения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в действиях (бездействии), которыми лицо нарушает предписания санитарно-эпидемических правил. Наступление последствий для квалификации данного деяния значения не имеет.
Действия могут состоять в использовании пищевых продуктов, не прошедших соответствующий контроль, употреблении для приготовления грязной воды, проведении дезинфекции в учреждении и присутствии людей, не имеющих отношения к обработке, и др. 11ри этом такие действия должны противоречить правилам, которые установлены для выполнения тех или иных технологических операций либо регламентируют характер поведения в общественных местах, на транспорте. Бездействие состоит в невыполнении обязанностей, прямо предписанных правовыми нормами, если лицо имело возможность эти обязанности выполнить (например, неосуществление обезвреживания отходов потребления, необеспечение безопасных условий труда и т. п.).
Обеспечение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов направлено на обеспечение такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние их факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Основным законодательным актом в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия является Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Он содержит санитарные нормы планировки и застройки населенных пунктов; порядок применения материалов, веществ, изделий И технологий их изготовления; требования по качеству продовольственного сырья, пищевых продуктов, технологий их изготовления, I также требования к контактирующим с ними материалам и изделиям; требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению населения; указания о сборе, переработке, обезвреживании, захоронении И утилизации отходов производства и др.
Нормативными актами санитарного законодательства являются:санитарные правила; санитарные нормы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы. Это — нормативные акты, устанавли-
вающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательными для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.
Административная ответственность в соответствии со ст. 16.8 КоАП применяется за самые разнообразные нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения. Эти нарушения могут выражаться в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов на предприятии общепита (в кафе, столовой, ресторане и т. п.), на ином предприятии (например, оказывающем населению услуги), в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в отсутствии сертификатов и деклараций о соответствии на продаваемые товары и т. п.
Субъект правонарушения — лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемических правил либо для которого эта обязанность вытекает из его компетенции и правового статуса, характера осуществляемой деятельности.
Субъективная сторона состоит в прямом умысле по отношению к деянию и в неосторожности по отношению к последствиям. Лицо осознает общественную вредность нарушения правил и желает совершить эти действия, предвидит возможность наступления неблагоприятных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо, что практически более реально, не предвидит, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
4.3. Вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9 КоАП)
4.3.1 .Вывоз из пограничных речных портов (с пристаней), с железнодорожных станций, автовокзалов (автостанций), из аэропортов и других пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, ввезенных в Республику Беларусь и не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку
Сфера применения данной нормы — деятельность по охране жизни и здоровья населения, сельскохозяйственного производства, и первую очередь животноводства, растениеводства, садоводства, Производства продуктов питания, а также охрана окружающей среды (животного и растительного мира, лесов) от различных инфекционных болезней, как заносимых из иностранных государств, так и распространяющихся из источников, сформировавшихся внутри с граны.
Объективная сторона данного правонарушения, как правило, состоит в активных действиях, направленных на вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку. Однако возможны случаи совершения данного правонарушения и в форме бездействия (например, при несоблюдении карантинных Сроков).
С целью обеспечения санитарной охраны территории Республики Беларусь и ее эпидемического благополучия по карантинным и другим особо опасным инфекциям Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 58 от 21 марта 1994 г. «О мерах по обеспечению санитарной охраны территории Республики Беларусь»43 утверждены:
Концепция санитарной охраны территории Республики Беларусь;
" Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не Подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Положение об организации медико-санитарного контроля (досмотра) в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;
Положение о санитарно-карантинном пункте аэропорта на международных воздушных линиях;
Положение о санитарно-карантинном пункте на международной автотрассе.
В соответствии с этими актами организован медико-санитарный контроль в местах пропуска через Государственную границу с учетом пассажиропотока, прибытия пассажиров и грузов из неблагополучных по карантинным и другим особо опасным инфекциям стран и местных условий.
Актуальность санитарной охраны территории Республики Беларусь обусловлена реальной угрозой заноса и распространения карантинных и других особо опасных инфекций в связи с напряженной эпидемической ситуацией в мире по этим инфекциям, ростом миграции населения как из ближнего, так и дальнего зарубежья, установлением и расширением многосторонних связей со странами Азии, Америки и Африки, в том числе с неблагополучными по карантинным и другим особо опасным инфекциям, и несовершенством существующей нормативной базы по этой проблеме.
Такая деятельность осуществляется на основании законов Республики Беларусь «О здравоохранении», «О Государственной границе Республики Беларусь»44, «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О защите растений»45, других нормативных актов органов государственной власти и управления и с учетом Международных медико-санитарных правил и аналогичных правил сопредельных государств.
Санитарная охрана территории Республики Беларусь включает в себя организационные, административные, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и другие мероприятия, которые подлежат выполнению всеми министерствами, ведомствами и субъектами хозяйствования, независимо от подчиненности и форм собственно-
44Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1516.
45Там же. 2006. №6. 2/1174.
сти, отдельными гражданами, в том числе иностранными, и лицами, не имеющими гражданства, и осуществляются на всей территории республики, на всех видах транспортных средств международных сообщений в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Для санитарно-карантинного контроля (надзора) в местах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь создаются санитарно-карантинные пункты. Они входят в состав территориальных центров гигиены и эпидемиологии и работают во взаимодействии с пограничными контрольно-пропускными пунктами, таможней, подразделениями ветеринарного и фитосанитарного контроля, администрацией учреждений, где они расположены. Карантинные мероприятия распространяются на: семена и посадочный материал сельскохозяйственных, лесных И декоративных культур, растения и их части (черенки, луковицы, клубни, плоды и т. д.), а также другую продукцию растительного происхождения, которая может быть переносчиком вредителей, болезней растений и сорняков;
культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей и насекомых;
коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и обриты наносимых ими повреждений, а также гербарии и коллекции семян;
сельскохозяйственные машины и орудия обработки почвы, тару, Отдельные промышленные товары, упаковочные средства и изделия и I растительных материалов, которые могут быть переносчиками вредителей, болезней растений и сорняков, монолиты и образцы почни, транспортные средства, прибывающие из других государств.
Ввоз в Республику Беларусь из зарубежных стран семян, растений и продукции растительного происхождения допускается только при наличии:
импортного карантинного разрешения, выдаваемого Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»;
фитосанитарного сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений страны-экспортера.
Ввоз в Республику Беларусь семян, растений и продукции растительного происхождения из зарубежных стран, не имеющих государственных органов по карантину и защите растений, допускается при наличии импортного карантинного разрешения, выдаваемого в каждом отдельном случае Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».
Запрещается ввоз в республику из зарубежных стран семян, растений и продукции растительного происхождения, в которых обнаружены карантинные, другие опасные вредители, болезни растений и сорняки, всех видов культур живых грибов, бактерий, вирусов — возбудителей болезней растений, а также насекомых, клещей и нематод, повреждающих растения, за исключением образцов, необходимых для научных целей.
Перевозка животных, продуктов животного происхождения и кормов через Государственную границу должна сопровождаться ветеринарным сертификатом и допускается только в местах, где действуют пограничные ветеринарные контрольные пункты.
При невыполнении регламентированных требований по санитарной охране территории может быть запрещен въезд и выезд из республики отдельных граждан, включая иностранных, а также ввоз и вывоз из нее грузов, личных вещей и международных почтовых отправлений. Лица, виновные в нарушении правил по карантину материалов, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 16.9 КоАП Республики Беларусь.
Субъект правонарушения — физическое лицо.
Ссубъективной стороны нарушение карантинных правил возможно как с косвенным умыслом, когда лицо осознает противоправность своих действий, предвидит возможность наступления общественно вредных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично, так и по неосторожности.
Для привлечения к административной ответственности наступления последствий не требуется, достаточно самого факта совершения нарушения установленных правил.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ (глава 17 КоАП)