Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции (ст. 16.7 КоАП)

4.1.1. Выпуск на товарный рынок либо реализация потре­бителям недоброкачественной продукции, заведомо способ­ной повлечь заболевания или отравления людей или заве­домо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции)

Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона данного правонарушения выражается и деянии в форме действия — выпуск на товарный рынок либо реа­лизации недоброкачественной продукции.

35 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 1.5/15334.

36 Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не Подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Под выпуском недоброкачественной продукции, заведомо спо­собной повлечь заболевания или отравления людей или заведомо за­грязненной радионуклидами сверх допустимых уровней, следует по­нимать передачу или отправку такой продукции потребителю (полу­чателю), а равно принятие ее отделом технического контроля или иной уполномоченной на то службой предприятия с оформлением документов, удостоверяющих качество продукции.

Под реализацией продукции следует понимать отпуск с баз, скла­дов, секций торговых предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, продовольственных и промышленных товаров не­надлежащего качества для реализации в розничной торговле. Пра­вонарушение надлежит считать оконченным с момента отпуска то­вара для реализации, независимо от того, был ли он продан.

Квалификация правонарушения, предусмотренного данной нор­мой, предполагает установление факта выпуска или реализации про­дукции, которая не отвечает требованиям безопасности и может по­влечь заболевания или отравления людей либо имеет загрязнения радионуклидами сверх допустимых уровней. Выяснение этого обсто­ятельства имеет решающее значение, поскольку в данном случае признаки предмета правонарушения являются обязательными для указанной административно-правовой нормы.

Конструкция ст. 16.7 КоАП не дает исчерпывающего перечня видов продукции, выпуск или реализация которой наказуемы в ад­министративном порядке. Это объясняется тем, что практическая деятельность людей постоянно обусловливает появление ее новых видов, которые должны обладать качествами, обеспечивающими бе­зопасность в употреблении.

Диспозиция статьи 16.7 КоАП является бланкетной, поэтому для правильного толкования некоторых понятий необходимо обратить­ся к нормам гражданского права, Закона «О защите прав потребите­лей»37 и другим нормативным актам.

Термин «продукция» означает любое промышленное или кустар­ное изделие, включая элементы, которые предполагается собрать воедино, наборы или композиции изделий, упаковку, оформление,

37 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 170. 2/1463.

графические символы и типографические шрифты, т. е. продукты I руда, имеющие стоимость и распределяющиеся в обществе путем обмена, купли-продажи либо иным образом. Однако, как отмечалось выше, предметом правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП, является не любая продукция, а лишь не отвечающая требованиям безопасности либо загрязненная радионуклидами сверх допустимых уровней.

Государство устанавливает обязательные для всех производите­лей (предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринима­телей) требования по качеству продукции, тем самым гарантируя населению безопасность в нормальных условиях использования, хра­нения и транспортировки.

Понятие «качество» продукции в законодательстве раскрывает­ся как совокупность характеристик, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информа­ционные и эстетические требования и др.).

Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации,пра- «илам и формам оценки соответствия и т. п. устанавливаются в го- гударственных стандартах, а по отдельным группам товаров — в за­конодательных актах Республики Беларусь и международных актах.

Среди основных нормативных актов в данной сфере можно выделить:

«Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств — членов Евразийского экономического сообщества» ( включено в г. Астане 24 марта 2005 г.; ратифицировано Республи­кой Беларусь 9 января 2006 г.)38;

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом бла- юмолучии населения»;

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продо- иольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»39;

38Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 7. 2/ 1189.

39Там же. 2003. № 79. 2/966.

Закон Республики Беларусь «О торговле»40;

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стан­дартизации»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1290 от 3 сентября 2008 г. «Об утверждении Положения о приемке това­ров по количеству и качеству»"11;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 434 от 28 апреля 2005 г. «О некоторых вопросах информирования потре­бителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах»42 и др.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» к техническим нормативным пра­вовым актам в области технического нормирования и стандартиза­ции относятся: технические регламенты; технические кодексы; стан­дарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организа­ций; технические условия.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жиз­ни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окру­жающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в за­блуждение потребителей продукции и услуг относительно их назна­чения, качества или безопасности, и содержат обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью про­дукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (исполь­зования), хранения, перевозки, реализации и утилизации. Техниче­ский регламент применяется одинаковым образом и в равной мере не­зависимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации тре­бований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (исполь­зования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Требования технических кодексов к процессам разработки (проек­тирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

I

40Нац. реестр правовых актов Респ Беларусь. 2003. № 87. 2/981.

41Там же. 2008. № 214. 5/28293.

42Там же. 2005. № 72. 5/15898.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации; требования к правилам приемки и методи­кам контроля продукции; требования к технической и информационной совместимости; правила оформления технической документации; и'мцие правила обеспечения качества продукции, сохранения и рацио­нального использования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации; термины и определения, условные обозначения, Метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юриди­ческие лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Технические требования, содержащиеся в них, распространяются только на юриди­ческое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям тех­нических регламентов и не разрабатываются на продукцию, реали­зуемую иным юридическим или физическим лицам.

Однако тот факт, что продукция была выпущена в соответствии г предъявляемыми требованиями, не исключает того, что со време­нем она может представлять угрозу для потребителя. Поэтому для достижения надлежащего качества и безопасности продукции устананливаются сроки службы и сроки годности. Такие сроки устанаваются на продукцию, использование которой по истечении опре­деленного времени представляет опасность для жизни и здоровья Потребителей. В обязательном порядке этот срок устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медика­менты, товары бытовой химии и иные подобные товары, перечень которых устанавливается Правительством. На изготовителе лежит обязанность обеспечивать безопасность продукции в течение этих установленных сроков. Для решения вопроса об административной ответственности изготовителя или продавца товаров, не отвечающих требованиям безопасности, необходимо устанавливать, когда была

выпущена продукция, когда реализована потребителю и когда на­ступили вредные последствия. Если вред здоровью причиняется про­дукцией по истечении установленных сроков, о которых был проин­формирован потребитель, то это исключает административную от­ветственность изготовителя или продавца.

Нарушение требований стандартов, реализация товаров без сер­тификатов и даже с нарушением сроков службы и годности сами по себе не являются основанием для признания ее заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей. Данный вопрос должен решаться путем назначения и проведения экспертизы, так как в этом случае необходимы специальные познания. Это же относится и к опре­делению степени загрязненности продукции радионуклидами, предель­но допустимые нормы которой устанавливаются Министерством здра­воохранения Республики Беларусь и международными нормами.

Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и не­осторожностью.

Ответственность состоит в наложении штрафа на физическое лицо в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на инди­видуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин. В ка­честве дополнительного взыскания во всех случаях предусмотрена конфискация недоброкачественной продукции, являющейся предме­том правонарушения.

В случае повторного в течение года нарушения установленных правил ответственность наступает на основании ст. 337 УК.

4.2. Нарушение санитарных норм, правил и гигиениче­ских нормативов (ст. 16.8 КоАП)

4.2.1. Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических

нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения со­стоит в действиях (бездействии), которыми лицо нарушает предпи­сания санитарно-эпидемических правил. Наступление последствий для квалификации данного деяния значения не имеет.

Действия могут состоять в использовании пищевых продуктов, не прошедших соответствующий контроль, употреблении для приготовления грязной воды, проведении дезинфекции в учреждении и присутствии людей, не имеющих отношения к обработке, и др. 11ри этом такие действия должны противоречить правилам, кото­рые установлены для выполнения тех или иных технологических операций либо регламентируют характер поведения в обществен­ных местах, на транспорте. Бездействие состоит в невыполнении обязанностей, прямо предписанных правовыми нормами, если лицо имело возможность эти обязанности выполнить (например, неосуществление обезвреживания отходов потребления, необеспечение безопасных условий труда и т. п.).

Обеспечение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов направлено на обеспечение такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опас­ное и вредное влияние их факторов на организм человека и имеют­ся благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Основным законодательным актом в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия является Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Он содержит санитарные нормы планировки и застройки населен­ных пунктов; порядок применения материалов, веществ, изделий И технологий их изготовления; требования по качеству продоволь­ственного сырья, пищевых продуктов, технологий их изготовления, I также требования к контактирующим с ними материалам и изде­лиям; требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению насе­ления; указания о сборе, переработке, обезвреживании, захоронении И утилизации отходов производства и др.

Нормативными актами санитарного законодательства являются:санитарные правила; санитарные нормы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы. Это — нормативные акты, устанавли­-

вающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благопри­ятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательны­ми для соблюдения всеми государственными органами и обществен­ными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их под­чиненности и форм собственности, должностными лицами и гражда­нами. Они подлежат обязательному изданию и свободному распро­странению.

Административная ответственность в соответствии со ст. 16.8 КоАП применяется за самые разнообразные нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения. Эти нарушения могут выражаться в нарушении действующих са­нитарных правил и гигиенических нормативов на предприятии об­щепита (в кафе, столовой, ресторане и т. п.), на ином предприятии (например, оказывающем населению услуги), в невыполнении са­нитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в от­сутствии сертификатов и деклараций о соответствии на продавае­мые товары и т. п.

Субъект правонарушения — лицо, на которое возложены обя­занности соблюдения санитарно-эпидемических правил либо для которого эта обязанность вытекает из его компетенции и правового статуса, характера осуществляемой деятельности.

Субъективная сторона состоит в прямом умысле по отноше­нию к деянию и в неосторожности по отношению к последствиям. Лицо осознает общественную вредность нарушения правил и жела­ет совершить эти действия, предвидит возможность наступления не­благоприятных последствий, но без достаточных оснований самона­деянно рассчитывает на их предотвращение либо, что практически более реально, не предвидит, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти послед­ствия.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимате­ля — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.

4.3. Вывоз из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь материалов, не про­шедших карантинную проверку и соответствующую обработку (ст. 16.9 КоАП)

4.3.1 .Вывоз из пограничных речных портов (с пристаней), с железнодорожных станций, автовокзалов (автостан­ций), из аэропортов и других пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь мате­риалов, ввезенных в Республику Беларусь и не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку

Сфера применения данной нормы — деятельность по охране жизни и здоровья населения, сельскохозяйственного производства, и первую очередь животноводства, растениеводства, садоводства, Производства продуктов питания, а также охрана окружающей сре­ды (животного и растительного мира, лесов) от различных инфек­ционных болезней, как заносимых из иностранных государств, так и распространяющихся из источников, сформировавшихся внутри с граны.

Объективная сторона данного правонарушения, как правило, состоит в активных действиях, направленных на вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработ­ку. Однако возможны случаи совершения данного правонарушения и в форме бездействия (например, при несоблюдении карантинных Сроков).

С целью обеспечения санитарной охраны территории Республи­ки Беларусь и ее эпидемического благополучия по карантинным и другим особо опасным инфекциям Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 58 от 21 марта 1994 г. «О ме­рах по обеспечению санитарной охраны территории Республики Бе­ларусь»43 утверждены:

Концепция санитарной охраны территории Республики Бела­русь;

" Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не Подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Положение об организации медико-санитарного контроля (до­смотра) в пунктах пропуска через Государственную границу Респуб­лики Беларусь;

Положение о санитарно-карантинном пункте аэропорта на меж­дународных воздушных линиях;

Положение о санитарно-карантинном пункте на международной автотрассе.

В соответствии с этими актами организован медико-санитарный контроль в местах пропуска через Государственную границу с уче­том пассажиропотока, прибытия пассажиров и грузов из неблагопо­лучных по карантинным и другим особо опасным инфекциям стран и местных условий.

Актуальность санитарной охраны территории Республики Бела­русь обусловлена реальной угрозой заноса и распространения каран­тинных и других особо опасных инфекций в связи с напряженной эпидемической ситуацией в мире по этим инфекциям, ростом мигра­ции населения как из ближнего, так и дальнего зарубежья, установ­лением и расширением многосторонних связей со странами Азии, Америки и Африки, в том числе с неблагополучными по карантин­ным и другим особо опасным инфекциям, и несовершенством суще­ствующей нормативной базы по этой проблеме.

Такая деятельность осуществляется на основании законов Рес­публики Беларусь «О здравоохранении», «О Государственной гра­нице Республики Беларусь»44, «О санитарно-эпидемическом благо­получии населения», «О защите растений»45, других нормативных актов органов государственной власти и управления и с учетом Международных медико-санитарных правил и аналогичных правил сопредельных государств.

Санитарная охрана территории Республики Беларусь включает в себя организационные, административные, санитарно-гигиениче­ские, противоэпидемические и другие мероприятия, которые подле­жат выполнению всеми министерствами, ведомствами и субъектами хозяйствования, независимо от подчиненности и форм собственно-

44Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1516.

45Там же. 2006. №6. 2/1174.

сти, отдельными гражданами, в том числе иностранными, и лицами, не имеющими гражданства, и осуществляются на всей территории республики, на всех видах транспортных средств международных сообщений в пунктах пропуска через Государственную границу Рес­публики Беларусь.

Для санитарно-карантинного контроля (надзора) в местах про­пуска через Государственную границу Республики Беларусь созда­ются санитарно-карантинные пункты. Они входят в состав террито­риальных центров гигиены и эпидемиологии и работают во взаимо­действии с пограничными контрольно-пропускными пунктами, таможней, подразделениями ветеринарного и фитосанитарного кон­троля, администрацией учреждений, где они расположены. Карантинные мероприятия распространяются на: семена и посадочный материал сельскохозяйственных, лесных И декоративных культур, растения и их части (черенки, луковицы, клубни, плоды и т. д.), а также другую продукцию растительного про­исхождения, которая может быть переносчиком вредителей, болез­ней растений и сорняков;

культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей и насекомых;

коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и об­риты наносимых ими повреждений, а также гербарии и коллекции семян;

сельскохозяйственные машины и орудия обработки почвы, тару, Отдельные промышленные товары, упаковочные средства и изделия и I растительных материалов, которые могут быть переносчиками вредителей, болезней растений и сорняков, монолиты и образцы по­чни, транспортные средства, прибывающие из других государств.

Ввоз в Республику Беларусь из зарубежных стран семян, расте­ний и продукции растительного происхождения допускается только при наличии:

импортного карантинного разрешения, выдаваемого Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по се­меноводству, карантину и защите растений»;

фитосанитарного сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений страны-экспортера.

Ввоз в Республику Беларусь семян, растений и продукции расти­тельного происхождения из зарубежных стран, не имеющих государ­ственных органов по карантину и защите растений, допускается при наличии импортного карантинного разрешения, выдаваемого в каж­дом отдельном случае Государственным учреждением «Главная го­сударственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

Запрещается ввоз в республику из зарубежных стран семян, ра­стений и продукции растительного происхождения, в которых обна­ружены карантинные, другие опасные вредители, болезни растений и сорняки, всех видов культур живых грибов, бактерий, вирусов — возбудителей болезней растений, а также насекомых, клещей и не­матод, повреждающих растения, за исключением образцов, необхо­димых для научных целей.

Перевозка животных, продуктов животного происхождения и кормов через Государственную границу должна сопровождаться ве­теринарным сертификатом и допускается только в местах, где дей­ствуют пограничные ветеринарные контрольные пункты.

При невыполнении регламентированных требований по санитар­ной охране территории может быть запрещен въезд и выезд из рес­публики отдельных граждан, включая иностранных, а также ввоз и вывоз из нее грузов, личных вещей и международных почтовых от­правлений. Лица, виновные в нарушении правил по карантину мате­риалов, привлекаются к административной ответственности в соот­ветствии со ст. 16.9 КоАП Республики Беларусь.

Субъект правонарушения — физическое лицо.

Ссубъективной стороны нарушение карантинных правил воз­можно как с косвенным умыслом, когда лицо осознает противоправ­ность своих действий, предвидит возможность наступления обще­ственно вредных последствий и сознательно допускает их наступле­ние либо относится к этому безразлично, так и по неосторожности.

Для привлечения к административной ответственности наступ­ления последствий не требуется, достаточно самого факта соверше­ния нарушения установленных правил.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от де­сяти до тридцати базовых величин.

Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ (глава 17 КоАП)

Наши рекомендации